УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «СНЕГУРОЧКА» (РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА) С ЭЛЕМЕНТАМИ МОДЕЛИРОВАНИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «СНЕГУРОЧКА» (РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА) С ЭЛЕМЕНТАМИ МОДЕЛИРОВАНИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Ушакова Е.И. 1, Думбровская Н.А. 2
1МБОУ СОШ № 6 г.Куйбышев Новосибирской области
2Барабинский филиал Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования Новосибирской области «Новосибирского областного колледжа культуры и искусств»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

У

Урок литературного чтения разработан по программе развивающего обучения Л.В.Занкова по учебнику Н.А.Чураковой для 2 класса.

Образовательные, развивающие, воспитательные цели урока решаются комплексно.

Особое внимание уделяется развитию познавательной активности учащихся, формированию умений анализировать, сравнивать, обобщать, воспитанию у учащихся умению общаться, вести диалог.

Дети учатся добывать нужную информацию из прочитанного, проводить литературоведческий анализ произведения, наблюдать за языковыми средствами,

раскрывать тайны, секреты и загадки, содержащиеся в сказке, делать открытия.

Мультимедийные технологии использовала для сопровождения объяснения, для обобщения ответов детей, для активизации познавательной деятельности на уроке.

Для младшего школьника развитие речи имеет значение, так как выступает решающим фактором успешного обучения. В связи с этим использую технологию моделирования (выражение собственного восприятия и понимания художественного произведения через знаки, замещающие слово). Построена модель (результат знаково-символической деятельности, дающая возможность представить словесное произведение искусства в других формах, открывающая новое знание о нем). Вид модели - описание (словесное описание героя произведения).

Урок литературного чтения в данной технологии выстраиваю следующим образом:

- Предварительный анализ текста.

- Перевод словесной информации в модель ( обращение к « закону ассоциаций» ).

- Защита модели. Создание собственного текста рассуждения.

- Соотнесение модели с произведением.

На этапе перевода словесной информации в модель использована интеграция, которая помогла реализовать цели и задачи урока.

КОНСПЕКТ УРОКА

Этапы работы над произведением

Содержания этапа работы на произведением

1.Организационный момент.

Задача учителя: подготовить учащихся к работе на уроке и настроить на эффективную работу на уроке.

Метод: беседа.

Задача учащихся: проверить свою готовность к уроку.

Метод: самопроверка.

Критерии достижения цели: настрой на совместную коллективную работу.

Цель: создание эмоционального настроя на совместную деятельность.

- Начинаем урок.

Будем вместе развивать качество внимательность

Ну а так как все мы люди,

То сотрудничать мы будем.

И обязанности сами

Вы поделите с друзьями.

Итак, давайте вспомним, что такое литературное произведение? (Это текст, содержащий тайну, секрет. загадку,

открытие.

-Попробуйте сформулировать цель урока.

( мы, вместе с учителем, сделаем всё, чтобы научиться видеть и чувствовать текст).

-Каждый человек видит и чувствует по – своему: восприятие у каждого человека – большая ценность.

- К какому жанру относится произведение,

с которым мы познакомились на прошлом уроке? ( Сказка)

- Кто автор?

-Найдите в тексте однокоренные слова к названию сказки. ( Снегурочка, снег, снежная)

-Что роднит эти слова? ( Снег)

-Это слово общеславянское и когда-то означало:

1. « Мокнет».

2. Белизна.

- Назовите синоним слову белизна. ( Чистота)

- Что значит быть чистым? ( Правдивым, честным, безупречным)

-Кто такая Снегурочка? Девушка, рожденная от снега).

- Только ли снег помог ей родиться? ( Солнышко)

-Докажите словами текста.

- Какую модель выберем для анализа произведения. ( Солнышко)

-Почему? ( Солнце дарит жизнь Снегурочке)

-Какие природные стихии принимают участие? ( Вода, воздух)

-Наши далекие предки представляли силы природы в виде живых существ, которые, как считали древние люди, могли помогать человеку, а если их рассердить, то творили зло. Мы и сейчас говорим: солнышко село, зашло за тучу. Хотя вовсе и не представляем его в виде могучего божества, которое каждое утро побеждает тьму.

- В разных странах Бог Солнца назывался по-разному.

Бог весеннего солнца – Ярило - у славян.

Скандинавы – Солее

Индусы – Сурья

В Египте- Ра

Японии - Аматэрасу

Греции – Гемос

-О чем эта сказка?

1.О зиме.

2. О снеге.

3. О солнце.

4. О природе.

- О ком эта сказка? ( Об Иване и Марье, о Снегурочке, о подружках).

-Перечитайте последнюю часть сказки. Что вы узнали?

-А вы бывали в лесу? Видели траву с таким названием? Тогда расскажите о ней.

-Итак, Иван и Марья – это люди и природа. Человек в древнейшие времена был близок природе, считал себя её частью. Так какие же 2 силы русский народ сделал героем этой сказки?

Сила человека Сила природы

(Иван – да - Марья)

любить растопить снег

уважать оживить неживое

долготерпение наградить

приветливый наказать

ласковый

красивы по-человечески

-Попробуем доказать наличие этих качеств у Снегурочки.

1 лучик - «Рождение»

Заискрился снег

Зарозовели

Улыбнулась

Пошевелилась

Задвигались

2 лучик - «Внешняя красота»

Голубые глаза (от неба)

Коса русая (от солнышка)

Лицо белое-белое (чистота)

Губки алые ( признак жизни)

Вывод: Снегурочка получила от природы и человека всю красоту мира.

3лучик – «Внутренний мир»

Мастерица

Певунья

Души не чаяли в доченьке

Ласковая

Приветливая

Смышленая

4 лучик – «Темные тучи»

Запечалилась

Грустнее становится

Прячется

Уходит в тень

Заплакала (жаркое солнышко)

-Как природа влияет на состояние человека? ( Они взаимосвязаны).

5 лучик – «Облако»

Не то стон

Не то вздох

Охватило жаром

-Что произошло со Снегурочкой дальше?

6 лучик -?

-Почему так горько заплакала Снегурочка?

-Что изменилось в природе, когда не стало Снегурочки?

Дети на последние вопросы отвечают вполне логично – пришло лето. Смерть героини связана с циклом перехода к другому времени года. Это естественный для природы процесс, поэтому дети делают вывод, что любое проявление жизни необходимо для существования других явлений, всё имеет стойкую взаимосвязь в природе и ничто не исчезает бесследно, не сотворив какое-либо блага для природы.

Таким образом, технология моделирования способна не только влиять на развитие речи школьников, но и актуализировать разные виды анализа: литературоведческий и культурологический, которые, как оказывается, зависят друг от друга и создают картину мира, формируют экологическое, этническое, ценностное мировоззрение.

Просмотров работы: 1762