ПРОЦЕДУРА ПОИСКА ИДЕИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИГОЛЬНОМУ КРУЖЕВУ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОЦЕДУРА ПОИСКА ИДЕИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИГОЛЬНОМУ КРУЖЕВУ

Легенза Е.В. 1, Незнамова М.Н. 1
1Барабинский филиал Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования Новосибирской области «Новосибирского областного колледжа культуры и искусств»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Творческий процесс связан со способностью человека, на основе полученных знаний, создавать новый вопрос или проблему (специальную, ранее не имевшую места, функциональную систему), при этом формируется предполагаемый результат. Во время процесса творчества, студентом восстанавливаются все приобретенные ранее знания, отделяется понятное от непонятного и примеряется весь полученный объём к возможным результатам действий, которые проверяются практической деятельностью.

Вариант творческого процесса от возникновения идеи до её полного воплощения в материале, можно проследить на одном из примеров создания студентом итогового творческого изделия на занятиях по игольному «солнечному» кружеву.

  1. Этап выполнения черновых поисковых эскизов к творческой работе уже закончен, найден вариант, который студент посчитал самым подходящим для реализации в материале. На эскизе уже определены основные пропорции, а также общие детали изделия.

Данного эскиза вполне достаточно, чтобы приступить к выполнению итоговой работы.

  1. Шаблоны изготавливаются в натуральную величину и позволяют произвести необходимую корректировку пропорций или деталей, а также определить примерный расход материалов, необходимых для выполнения изделия.

3. Для выполнения кружевных розеток (по технологии) вырезаются картонные заготовки разного диаметра, т.к. крона дерева в итоге будет состоять из нескольких ярусов (от большего диаметра кружевной розетки к меньшему).

4. Соблюдая основные классические приёмы кружевоплетения, выполняются кружевные мотивы запланированных диаметров с использованием дополнительного материала (бисер), который является основным «наполнителем» узора, а также добавляет декоративности изделию. Каждый кружевной мотив студентом придумывается отдельно, поэтому аналогичных повторов в других изделиях нет.

5. На данном этапе, изначально задуманная по эскизу крона готова в материале, но, после примерной сборки всех деталей (в шаблоне), ей явно необходима доработка.

  1. Креативная идея возникла почти сразу – с помощью дополнительных элементов из ниток будут расставлены акценты, которые подчеркнут красоту кружева и добавят кроне сходства с деревом.

Последние корректировки вносятся после выполнения и примерки шаблонов для дополнительных элементов.

7. На твёрдую поверхность максимально хаотично наматываются нитки разных оттенков и хорошо промазываются прозрачным клеем ПВА-м. После высыхания, получившееся полотно срезается, по шаблонам вырезаются необходимые элементы и крепятся к изделию с изнаночной стороны.

8. При использовании бисера в кружевоплетении, края розеток приобретают объём, а середина остаётся незаполненной и, чтобы избежать проваливания середины внутрь, между ярусами кружевных розеток прокладывается картон, раскрашенный в цвет кроны.

9. Крона закончена. Приступаем к выполнению «земли». Весь процесс плетения кружева повторяется, с той лишь разницей, что основа для кружева имеет срезанную, полукруглую форму (такой приём не применяется в классическом игольном «солнечном» кружеве).

10. Все приёмы плетения кружева и их последовательность осуществляются по классической схеме: каркас, основа, паучок, узорные круги… Воздушные петли и их элементы, выполняются с использованием бисера (такой приём не применяется в классическом игольном «солнечном» кружеве).

Цветовые оттенки бисера, которые подобраны в соответствии с творческим замыслом, сочетаясь с фактурой, создают эффект необыкновенно сложной работы, которую невозможно повторить.

11. На следующем этапе последовательности выполнения творческого эскиза в материале, по шаблону вырезается ствол дерева и красится.

Высохшая заготовка для ствола зарабатывается фактурой (фактурный объём получается от разницы соединения изначальной поверхности и ниток «ирис»).

12. Каркасом для изделия служит рама, выполненная по размеру на заказ.

Во внутренние выемки набиваются гвозди, на них, в хаотичном порядке, крепятся нитки разного цвета (они служат фоном переднего плана). Для фона второго плана использована флористическая сетка, она приклеивается к раме с изнаночной стороны.

Готовые детали соединяются в единую композицию.

Конечно, для восприятия декоративное дерево значительно отличается от привычного живописного или выполненного в графике варианта, но в стилизации знакомых объектов заложено огромное количество возможностей для развития творческого потенциала.

Дерево всегда было благодатной почвой для «чего угодно», начиная от сказок, легенд, поверий (чего стоит только «Древо Жизни» существующее в мировидении многих народов) и простого согревающего костра, от рисунка древесным угольком и бумаги, до поражающего своей красотой терема или церкви… Дерево вдохновляет, лечит, направляет, оберегает, созидает… и подобных достоинств много.

Тема дерева присутствует и на других, развивающих у студентов творчество, занятиях. Например, на практике для получения первичных профессиональных навыков (ПППН - 1 курс), первую свою стилизацию студенты выполняют именно с деревом.

В течение семестра разрабатывается эскиз в карандаше (плюс два варианта в цвете (в тёплой и холодной гамме)) с учётом материала изготовления, т.к. придуманный вариант будет реализован на занятиях лепкой (2 курс - керамопласт).

Для студентов, привыкших, до поступления в колледж, в основном, срисовывать, такое задание, на первых этапах, заставляет мобилизовать все имеющиеся творческие возможности.

Чтобы помочь студентам выполнить основное задание семестра, на первых занятиях проводятся учебные упражнения, которые на начальном этапе способствуют формированию необходимых навыков и накоплению знаний.

Второй этап - сосредоточение усилий (выполнение поисковых эскизов), это серьёзная проверка на креативность. Здесь задача преподавателя помочь организовать студенту свой процесс творческого поиска, обратить его внимание на индивидуальные достоинства каждого эскиза и направить мысль «по нужному курсу». Не у всех получается сразу и правильно: кто-то, быстро преодолев второй, основательно застревает на четвёртом или пятом этапе, кто-то очень долго не может осилить второй этап, но создав основную идею, дорабатывает её без видимых усилий… Скорость работы у всех студентов индивидуальная, но основные этапы творческого процесса всегда прослеживаются.

В результате, когда весь объём занятий закончен, на общем просмотре (в конце семестра) однокурсники и студенты старших курсов могут дать неофициальную оценку креативности идеи для стилизации всем выставленным работам.

Итоговые эскизы стилизованного дерева представлены ниже в чёрно - белом варианте и двумя цветовыми версиями.

Работы в материале (керамопласт) могут отличаться от первоначального эскиза, это объясняется изменившимся ко второму курсу объёмом знаний и желанием студента сделать свою работу лучше и интереснее, но основная идея всегда сохраняется.

Добавим несколько эскизов, ещё не выполненных в материале, но, имеющих хорошее начало быть в итоге заметнее других работ.

Просмотров работы: 879