АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
1. Анализ официальных документов по реализации здоровьесберегающей направленности обучения школьников. В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье, определяется как «Состояние полного физического, духовного и социального благополучия», а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания. Одно из современных определений здоровья дается, как способность адаптироваться, приспосабливаться к жизни.

Актуальность здоровьесбережения отражена в ряде государственных образовательных документов последнего времени по проблемам образования: в законе РФ «Об образовании», Национальной доктрине образования в России, Концепции модернизации российского образования до 2010 года, в Государственной Целевой программе «Образование и здоровье», в Государственных образовательных стандартах общего и профессионального педагогического образования. Одной из наиболее острых проблем современной школы является проблема сохранения здоровья учащихся. Результаты изучения состояния здоровья учащихся, проводимые различными организациями (Всемирная организация здравоохранения, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Российский центр оздоровления детей, Российская академия медицинских наук), говорят о том, что в период обучения в школе основные показатели здоровья детей снижаются. Это подтверждают следующие статистические данные1:

  1. Физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей.

  2. 25-35% детей, пришедших в 1 класс школы, имеют физические недостатки.

  3. 90-92% выпускников средних школ находятся в «среднем состоянии».

  4. 40% детей имеют различную хроническую патологию.

  5. Только 8-10% выпускников школ можно считать действительно здоровыми.

  6. 70% детей страдают нервно-психическими расстройствами.

  7. Вместо акселерации (увеличения роста) идет децелерация (уменьшение роста). За последние 10-20 лет увеличилось число низкорослых, ежегодно около 35% юношей комиссуются военкоматами.

У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний. За период обучения в школе число детей с нарушением опорно-двигательного аппарата увеличивается в 1,5 – 2 раза, с аллергическими заболеваниями – в 3 раза, с близорукостью – в 5 раз.

Отмечено, что к концу учебного года у школьников2:

  • в 2 раза увеличивается частота гипертонических реакций;

  • общее число неблагоприятных изменений артериального давления достигает 90%;

  • повышенная невротизация отмечается у 55% – 83% учащихся школ.

В законе РФ «Об образовании» говорится «…обязанность образовательного учреждения создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся»1.

В условиях внедрения в массовое образование нового Федерального государственного стандарта общего образования актуально исследование новых возможностей, открывающихся в здоровьесберегающей работе школы.

Создана программа ФГОС, в пакет документов которой впервые вошла Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни2. На ее основе каждая школа, используя накопленный опыт формирования культуры здоровья учащихся, конструирует свою одноименную Программу, учитывающую региональные культурные, этнические, социальные, природные особенности и контингент учащихся. Программу формирования ценности здоровья и здорового образа жизни дополняет Программа духовно-нравственного развития учащихся, определяющая пути формирования их личностного здоровья.

Впервые стандарт общего образования предусматривает включение в содержание здорового образа жизни ребенка умений регуляции своей ведущей деятельности – учения, общения, познания, социальной практики – и формулирует требования к формированию у учащихся средств ее осознанной саморегуляции. Ключевая задача ФГОС, зафиксированная в его Концепции и Фундаментальном ядре содержания образования – формирование у учащихся умений самообучения, самовоспитания, саморазвития – как инструмента проектирования учащимися индивидуальных траекторий обучений. Предусматривается развитие у учащихся универсальных учебных действий как средств самостоятельного приобретения в течение жизни знаний о здоровом образе жизни, их обновления и применения в нестандартных жизненных ситуациях.

Каковы перспективы здоровьесберегающей работы в образовательных учреждениях с внедрением нового госстандарта? Расчеты медиков показывают, что в самое ближайшее время, к сожалению, острота проблемы детского здоровья не снизится. Однако есть и серьезные основания считать, что модернизация системы общего образования в стране позволить выйти на новый уровень решения проблемы здоровьесбережения с более полным и качественным использованием педагогических средств.

Задача здоровьесберегающей педагогики в свете внедрения ФГОС – обеспечить выпускнику школы высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, обучить методам здоровьесбережения и здоровьеформирования.

Состояние здоровья учащихся образовательных учреждений во многом зависит от организации специализированной системы условий школьной среды, способствующих формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся, реализация которых возможна при тесном взаимодействии специалистов всех уровней образовательного и воспитательного процессов, внедряющих в учебный процесс здоровьесберегающие технологии.

К психолого-педагогическим технологиям здоровьесбережения относятся:

  1. Снятие эмоционального напряжения.

  2. Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач.

Здоровьесберегающая технология – это1:

  • условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

  • рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

  • соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

  • необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Основная цель здоровьесберегающих технологий – сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Отсюда возникают основные задачи:

  1. обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;

  2. снижение уровня заболеваемости учащихся;

  3. сохранение работоспособности на уроках;

  4. формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;

  5. формирование системы спортивно-оздоровительной работы.

Стратегия реализации здоровьесберегающих образовательных технологий как составляющей внедрения ФГОС – это такая организация образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся происходит без нанесения ущерба их здоровью1.

К основным проблемам, касающимся здоровья учащихся, относятся следующие:

  1. Здоровье и адаптация.

  2. Гигиенические условия обучения.

  3. Питание, водный режим.

  4. Профилактика школьных болезней.

  5. Влияние компьютеров на здоровье обучающихся.

  6. Творческий характер образовательного процесса для полноценного усвоения знаний и умений учащимися.

Среди факторов, влияющих на здоровье обучающихся можно выделить ряд психолого-педагогических факторов, которые зависят в большей степени от учителя, а также позволяют с наименьшим для здоровья учащихся риском внедрить ФГОС:

  1.  
    1. Стиль педагогического общения учителя с учащимися.

    2. Психологический климат в классе, на уроке, наличие эмоциональных разрядок.

    3. Характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок.

    4. Степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно, группы риска).

    5. Особенности работы с «трудными подростками» в классе.

    6. Соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.

    7. Степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках.

    8. Личные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений, его способность психоэмоционального переключения.

    9. Состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью.

    10. Компетентность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.

Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном про­цессе, можно разделить на три основные группы1:

  • технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;

  • технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;

  • разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

В Указе Президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы1» среди мер по развитию политики формирования здорового образа жизни детей и подростков следует отметить следующие:

  1. Распространение здоровьесберегающих технологий обучения, технологий "школа здоровья" на все образовательные учреждения, включая организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

  2. Внедрение инновационных оздоровительных и физкультурно-спортивных технологий в работу образовательных учреждений и организаций.

  3. Реализация программ гигиенического воспитания в целях предоставления детям возможности осуществлять информированный выбор в вопросах здорового образа жизни.

  4. Проведение мониторинга по стандартной оценке качества жизни ребенка, включая эмоциональный, коммуникативный и психосоматический компоненты.

Таким образом, проблема использования здоровьесберегающих технологий на уроках математики актуальна на сегодняшний день. Охрана детского здоровья является неотъемлемым направлением деятельности любой школы. И результативность этой деятельности во многом зависит от целей образовательного процесса, доступных способов и средств их достижения.

2. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования реализации здоровьесберегающей направленности обучения математике. Процесс здоровьесбережения учащихся, формирование здорового образа жизни носит стихийный характер1. Такое положение дел объясняется отсутствием, прежде всего, социальной защиты человека, и особенно детства, недостаточностью современного системно-педагогического подхода и малочисленностью научных исследований и рекомендаций по совершенствованию воспитательно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях. В наше время все более расширяются знания о человеке, ребенке, педагогические представления о воспитании молодежи. Большие изменения происходят и в специальной педагогике. Наряду с дефектологией (Л.С. Выготский) появились новые отрасли педагогической науки – лечебная педагогика (А.А. Дубровский, Е.А. Дегтерев, В.Е. Турин), валеология (И.И. Брехман, Л.Г. Татарникова, Г.К. Зайцев), коррекционная педагогика (Б.П. Пузанов, В.Г. Петрова, И.В. Белякова), здоровьесберегающая педагогика (Б.Г. Акчурин, В.К. Бальсевич).

Главная идея всех исследований в этом направлении – это мобилизация всех участников педагогического процесса: воспитателей, педагогов, медицинских работников, психологов, родителей, самих учащихся на охрану здоровья без дополнительного времени и капитальных средств.

Одной из функций здоровьесбережения является целенаправленная работа по формированию здоровой личности, раскрытие ее актуальных и потенциальных возможностей, создание условий для их максимальной реализации, адаптации к окружающей действительности.

Состояние проблемы формирования здорового образа жизни учащихся в образовательных учреждениях в отечественной науке и практике в разные периоды представлены по-разному. Вопросам укрепления здоровья школьников уделяется пристальное внимание в трудах К.Д. Ушинского, П.К. Каптерева, П.П. Блонского, Н.И. Пирогова, П.Ф. Лесгафта; затем – в исследованиях Л.С. Выготского, Е.Н. Медынского, В.А. Сухомлинского, Г.И. Сердюковской, М.В. Антроповой, А. Г. Хрипковой, А. Г. Сухарева, А.Л. Баранова, В.Ф. Базарного, Л.Г. Татарниковой, А.А. Дубровского, Е.А. Дегтерева, В.Е. Турина.

С середины 90-х годов XX века появилось множество отдельных научных публикаций этого направления, касающихся организации учебного процесса (И.В.Дубровина), готовности обучения в школе (Л.Ф.Игнатова, К.Л.Печора), факторов риска для здоровья детей и подростков при обучении в школе (Л.З.Каневская, О.А.Шелонина), гигиенических условий образовательных учреждений (Л.М.Сухарева, И.И.Куинджи, М.И.Степанова, М.М.Безруких), школьной валеологии (Г.К.Зайцев, В.П.Соломин, В.В.Колбанов, С.В.Попов, В.И.Осик).

Все авторы обращают внимание на необходимость оздоровления детей, но решение этой проблемы не обеспечено конкретным содержанием педагогической деятельности и технологиями, позволяющими эту идею реализовать1.

В школах вводится учебный предмет: «Здоровый образ жизни», «Педагогика здоровья учащихся», «Валеология». В ряде регионов Российской Федерации в штатном расписании образовательного учреждения предусматривается должность педагога – валеолога, заместителя директора по спортивно-оздоровительной работе, учителя лечебной физической культуры, педагога по работе со специальными медицинскими группами, внедряются программы «Здоровье» для учащихся школ.

Несмотря на предпринимаемые практические меры и рост количества исследований, направленных на охрану здоровья, формирование здорового образа жизни, наблюдается постоянный рост числа разнообразных влияний, которые увеличивают число нездоровых учащихся2.

По мнению Левченко А.В., одним из наиболее важных аспектов решения проблемы организации здоровьесбережения в образовательном учреждении является специальная подготовка будущих педагогов3.

Учитель должен быть ориентирован не столько на трансляцию знаний, умений и навыков в их предметном и социальном аспектах, сколько на развитие способности учащихся к личностному самоопределению и самосовершенствованию – приобщению к здоровому образу жизни (ЗОЖ).

В последние годы в педагогических науках и практике обучения стал популярным «личностно-ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования». При этом подходе абсолютной ценностью являются не отчужденные от личности знания, а сам человек. Личностно-ориентироватшый подход обеспечивает свободу выбора содержания образования с целью удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности, гуманное отношение к развивающейся личности, становление ее индивидуальности и возможности самореализации в культурно-образовательном пространстве. В контексте личностно-ориентированного обучения содержание образования будет направлено на развитие природных особенностей человека (здоровья, способности мыслить, чувствовать, действовать); его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества).

Выделяют также следующие компоненты содержания образования: «когнитивный опыт личности, опыт практической деятельности, опыт творчества и опыт отношений личности». Когнитивный опыт личности включает в себя систему знаний и является основным компонентом, поскольку без знаний невозможно ни одно целенаправленное действие. Опыт осуществления способов деятельности является практическим компонентом содержания образования и составляет систему общих интеллектуальных и практических умений и навыков. Опыт творческой деятельности призван обеспечить готовность школьника к поиску решений новых проблем, к творческому преобразованию действительности и создается самим индивидом. Опыт отношений личности представляет систему мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых отношений, его специфичность состоит в оценочном отношении к миру, к деятельности, к людям.

Все компоненты содержания образования связаны между собой. Умения без знаний невозможны, творческая деятельность осуществляется на основе определенных знаний и умений, воспитанность предполагает знание о той действительности, к которой устанавливается то или иное отношение, о той деятельности, которая вызывает те или другие эмоции и предусматривает соответствующие поведенческие навыки и умения. Таким образом, содержание образования имеет исторический характер и отражает основные тенденции современного общества, его запросы и требования жизни. Под влиянием названных моментов и меняется содержание образования.

И. П. Подласым содержание обучения понимается как «система знаний, умений, способов мышления и деятельности, отобранных для изучения в начальной школе»1. Являясь средством воплощения в жизнь целей обучения (образования), содержание отражает как текущие, так и перспективные потребности общества и отдельных людей. «Любое знание (получаемое самостоятельно или «насаждаемое» ученику) несет в себе частицу жизни многих и многих людей, открывших, описавших, удержавших и сохранивших эти знания. Знание, представленное в школьных учебниках, в результате многократной формализации утратило явную и наглядную связь со своими истоками, своей сущностью, с проблемами и вопросами, решениями которых оно было. Поэтому новые знания зачастую выступают как объективные истины, не зависящие от человека и человечества, «личностно отчужденные» от школьников».

На основе сложившихся в науке точек зрения на проблему сохранения здоровья и валеологизацию образования (М.М. Яловенко) понятие здоровьесбережения можно рассматривать как ценность, систему, процесс, результат1.

Здоровьесбережение в образовании как ценность представлено тремя взаимосвязанными блоками: здоровьесбережение как ценность государственная, общественная, личностная. Здоровье человека как личное достояние – это залог полноценной жизни. Здоровый человек может учиться, овладеть любой специальностью, полностью развить свои способности, работать при любой нагрузке, родить и вырастить детей. Ценность здоровья для общества – это производительность труда и богатство общества, обеспечение рабочих мест и решение проблемы занятости населения. Здоровье ценно для государства в регуляции народонаселения, борьбе со старением общества, защите государства.

Здоровьесбережение как система характеризует собственно здоровьесберегающий аспект функционирования учебного заведения соответствующих уровня и профиля. Любая такая система состоит из следующих взаимосвязанных компонентов:

  • целей здоровьесберегающей деятельности;

  • содержания этой деятельности (фиксируемого в планах, программах, учебниках, учебных пособиях, компьютерных обучающих программах, информационных, телекоммуникационных средствах);

  • методов сбережения здоровья (процессуально понимаем ой технологии здоровьесберегающей деятельности);

  • средств, используемых в процессе здоровьесбережения;

  • организационных норм, в которых здоровье сберегающая деятель­ность реализуется с тем или иным эффектом.

Система здоровьесберегающего образования наряду с обеспечением необходимых условий для полноценного естественного развития ребенка способствует формированию у него осознанной потребности в здоровье, пониманию основ здорового образа жизни, обеспечивает практическое освоение навыков сохранения и укрепления физического и психического здоровья.

При этом система здоровьесберегающего образования может быть основана на следующих принципах1:

  1. Принцип природосообразности.

  2. Принцип уникальности личности, в контексте которого цель и смысл образования – развитие уникальности и неповторимости каждого ребенка.

  3. Принцип дополнения. Реализация этого принципа ведет к принятию и осознанию того, люди нужны друг другу, потому что для реализации своей жизненной задачи человеку необходима помощь других людей; без взаимодействия с другими людьми человек не может познать и реализовать себя; к взаимопониманию ведет умение слушать, понимать другого, принимать и согласовывать мнения и результаты деятельности.

  4. Принцип безусловной любви. Ответственное отношение ребенка к своему здоровью можно воспитать только в том случае, если ребенок чувствует свою нужность и желанность для близких ему людей. В свою очередь, отношение к себе как ценности формирует ответственное отношение у человека и к окружающей его действительности.

  5. Принцип неопределенности. Он реализуется на основе логики развития ребенка и взрослого человека. Реализация этого принципа открывает путь к творчеству и сотворчеству, где ни дети, ни взрослые не имеют представления о том, что же они вместе получат в конечном результате. Этот принцип предполагает постепенный отказ от готовых знаний в образовании.

  6. Принцип проектировочного образования. Его реализация начинается с освоения детьми способа организации своей деятельности, который предполагает сформированность у ребенка умения любое дело начинать с анализа ситуации, целеполагания, планирования деятельности, реализации деятельности и заканчивать его анализом результата деятельности.

  7. Принцип резонанса. Он признает в ребенке творца от природы. При этом назначение образования – моделировать ситуации, для проявления ребенком своих возможностей.

Система здоровьесберегающего образования школьников представляет собой взаимосвязь трех подсистем, которые, взаимодополняя друг друга и будучи частью одного процесса, способствуют созданию необходимых условий для формирования личности учащихся, содействуют их естественному физическому и психическому развитию, тем самым оказывая благотворное влияние на здоровье ребенка в целом1. Этими подсистемами являются:

  1.  
    1. Формирование здоровьесберегающей грамотности. Этот процесс осуществляется путем передачи знаний и формирования умений и навыков сохранения и укрепления здоровья на различных учебных дисциплинах.

    2. Здоровьесберегающий подход к учебному процессу, под которым подразумевается системная организация следующих элементов: обоснованное с точки зрения здоровьесбережения расписание учебных занятий, физиологически грамотное построение и педагогически рациональная организация урока, использование активных методов обуче­ния, обеспечение необходимых санитарно-гигиенических норм в учебных помещениях, создание благоприятной психологической атмосферы и оптимальное сочетание субъект-субъектных и объект-субъектных отношений в процессе обучения.

    3. Оздоровительная работа в учебное и внеучебное время, предполагающая реализацию практических мероприятий по сохранению и укреплению здоровья учащихся и учителей. В рамках этого направления осуществляется оздоровление детей и взрослых средствами физической культуры и спорта, профилактической медицины и гигиены, социально-психологической коррекции и реабилитации. Результатом здоровьесберегающего образования (системообразующим фактором) является индивидуальное здоровье ученика, представляющее собой динамический комплекс психофизиологических свойств и качеств личности, направленный на самосовершенствование и здоровый стиль жизни1.

Таким образом, сохранение, укрепление у учащихся физического, психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов, ведь дети проводят в школе значительную часть дня. Следует помнить, что здоровье ученика – важный показатель его личного успеха.

3. Анализ методической литературы по использованию здоровьесберегающего потенциала обучения математике детей. В научной и научно-методической литературе единодушно признается продуктивная роль физкультурно-спортивной деятельности в общеобразовательном учебном процессе2.

Во второй половине ХIХ – начале ХХ века возникла идея «педагогизации среды» (П.П. Блонский, П.Ф. Лесгафт, М.М. Пистрак, С.Т. Шацкий), в которой ребенку предоставлялась бы возможность свободного физического и умственного развития. Главной задачей обучения Л.С. Выготский считал обеспечение условий для развития внутренних сил и возможностей ребенка3. Д.Н. Узнадзе особо подчеркивал значение личности педагога в обучении. В своей концепции о так называемой «трагедии воспитания» особое внимание он уделяет вопросу изучения отношений, устанавливаемых между педагогом и ребенком. Анализируя характер этих отношений, автор акцентирует внимание на необходимости поиска гуманистического подхода к ребенку и соответствующей психологической основы построения учебно-воспитательного процесса.

Такой подход развивается современными отечественными и зарубежными педагогами и психологами (Ю.П.. Азаров, Ш.А. Амонашвили, Ю.К.. Бабанский, В.А. Сухомлинский, А. Маслоу, М. Монтессори, К. Роджерс, Б. Спок, Р. Штайнер и др.). В психолого-педагогических исследованиях установлено, что процесс личностного становления не сводится к развитию отдельных качеств ребенка. Здесь задействованы другие, более тонкие механизмы, обеспечивающие целостность развития личности ребенка на основе особой организации образовате:rьной cpeды (В.С. Ильин).

Исследование этих механизмов пpeдставлено в гуманистически ориентированных концепциях развития личности: концепции развития индивидуальности школьника (О. С. Гребенюк, Т.Б. Гребешок), концепции лечебной педагогики (А. А. Дубровский). При этом традиционная парадигма знаний, умений, навыков рассматривается как составная часть более широкой парадигмы личностно и индивидуально ориентированного образования. В контексте данного подхода знания должны органично вписываться в реальную ситуацию развития индивидуальности и воспитания личности учащихся, обеспечивая полноценное индивидуалъно-личностное становление ребенка.

Проблема здоровьесбережения в обучении была представлена Л.Е. Борисовой, О.Е. Евстифеевой, В.Н. Касаткиным, И.В. Круrловой, О.Л. Трещевым, В.И. Харитоновым. В работах М.В. Антроповой, В.В. Зайцевой, В.Д. Сонькина осуществлен мониторинг степени здоровья. Пути повышения уровня здоровья рассматривают Е.В. Быков, С.М. Малых, В.Н. Носкин, Е.Е. Чепурных.

Особенностью целей обучения математике в методической системе здоровьесберегающего обучения является наличие в системе целей наряду с обучающими, развивающими и воспитательными целей социализации и здоровьесбережения. Цели здоровьесбережения ориентируют весь учебный процесс на обязательное выполнение требования: никакие обучающие, развивающие и воспитательные цели не должны достигаться ценой здоровья, а также должны реализовываться через другие компоненты методической системы здоровьесберегающего обучения математике.

В методической литературе по-разному характеризуется содержание обучения математике1. В.В. Вороновым содержание определяется как система научных знаний, умений и навыков, мировоззренческих, нравственно-эстетических идей, элементы социального, познавательного и творческого опыта. Он отмечает, что имеется ряд теорий отбора содержания образования, в которых обосновывается перечень знаний, изучаемых в средней школе, и последовательность их усвоения. Факторами отбора содержания названы: социальные, профессиональные, культурные требования общества к выпускнику школы; степень его удовлетворения принципу научности, а также принципу систематичности, последовательности и ряда других дидактических принципов; соответствие психологическим возможностям и развитию школьников на разных ступенях обучения; потребности личности в образовании. Содержание также трактуется как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы» В данной формулировке прослеживается «ориентированный подход» к определению сущности содержания образования. «При таком подходе в центре внимания находятся знания как результаты духовного богатства человечества, накопленного в процессе поисков и исторического опыта». Такое содержание образования способствует социализации личности, вхождению человека в социум. Однако «знания выступают абсолютной ценностью и заслоняют собой самого человека».

Исследованиями ученых под руководством педагога-новатора, В.Ф. Базарного, установлено, что воспитание без движения – это развитие ребенка в режиме глубокого расслабления и угасания произвольно-волевого тела. Сидячее закрепощенное положение тела ведет к постоянному статическому напряжению различных групп мышц, что вызывает резкое утомление учащихся даже не связанное с умственной работой.

По его мнению, еслипсихомоторно раскрепостить учащихся за счет внедрения в урок форм, методов и приемов работы, включающих в себя двигательную компоненту, то это приведет не только к удовлетворению естественных потребностей ребёнка в движении, что уже скажется на состоянии здоровья детей, но и снижению утомляемости, повышению мотивации к обучению, что позволит сохранить необходимый уровень формирования качества знаний1.

Методика В.Ф. Базарного подразумевает техническое решение, позволяющее сохранить существующую мебель, внедрить методику динамических поз, возвратиться к оптимальной для зрительного труда наклонной рабочей поверхности, а также решение такой важной для здоровья детей проблемы, как соответствие школьной мебели росту учащихся.

Вывод. Таким образом, анализ научного знания в аспекте сохранения и развития различных аспектов здоровья школьников показывает, что проблема здоровьесбережения решается в той или иной степени как учеными, так и практиками. И хотя процесс становления здоровьесберегающей концепции школьных систем находится в начале, уже сейчас определены их основные цели и задачи. Среди них одно из ключевых направлений – это организация процесса сохранения и формирования здоровья, который включает в себя социальные, медицинские, педагогические и целый ряд других аспектов.

1 Доклад о состоянии здоровья детей в РФ (по итогам Всероссийской диспансеризации 2012 года). – М., 2013. – 128 с.

2 Спирин В.К. Некоторые морфофункциональные характеритстки и показатели физического развития детей // Теория и практика физической культуры. – 2010. – №5.– С. 56.

1 Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» // СЗ РФ. – 2012. – № 53 (ч. 1). – Ст. 51.

2 Блохин А.А. Риски введения ФГОС общего образования нового поколения // Педагогика. – 2011. – № 4. – С. 69.

1 Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2012. – с. 12.

1 Блохин А.А. Риски введения ФГОС общего образования нового поколения // Педагогика. – 2011. – № 4. – С. 71.

1 Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2012. – с. 15.

1 Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» // СЗ РФ. – 2012. – № 23. – Ст. 4.

1 Психолого-педагогические проблемы современного профессионального образования: Сборник научных статей. – Самара: Универс-групп, 2005. – с. 59.

1 Педагогика и психология здоровья / Под редакцией Н.К. Смирнова. – М.: Академия, 2009. – с. 65.

2 Спирин В.К. Некоторые морфофункциональные характеритстки и показатели физического развития детей // Теория и практика физической культуры. – №5. – 2000. – С.59.

3 Психолого-педагогические проблемы современного професси-онального образования: Сборник научных статей. – Самара: Универс-групп, 2005. – с. 62.

1 Подласый И. П. Педагогика. Новый курс. Книга 1.– М.: ВЛАДОС, 2003. – С. 439.

1 Соловьева Н.И. Концепция здоровьесберегающей технологии в образовании и основы организационно-методических подходов ее реализации // ЭКО. – 2006. – № 17. – С. 23.

1Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий / Начальная школа. – 2005. – № 11. – С. 11.

1 Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе / Под ред. М.М. Безруких. – М.: Инфра-М, 2012. – с. 62.

1 Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 254 с.

2 http://festival.1september.ru/ Будникова О.И. Основные направления создания здоровьесбере-гающей среды.

3 Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 2007. – с. 163.

1 Раппор И.К. Принципы и механизмы здоровьесберегающих технологий в общеобразовательной школе // Здоровье населения. – 2005. – № 1. – С. 29.

1 Базарный В.Ф. Методология и методика раскрепощения нейрофизиологической основы психического и физического развития учащихся в структурах учебного процесса. – Сергиев Посад, 2005. – с. 112.

19

Просмотров работы: 4911