«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА» - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуализация темы: С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. С 1 января 2014 введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), введение ФГОС - является актуальным, так как отвечает заданным стратегиям в целом по стране. С введения стандарта начался реальный этап реформирования дошкольного образования в России, который внедряется по всем направлениям. В данной статье предпринята попытка по внедрению опыта работы:«Формирование основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста на основе краеведческого материала» в соответствии с ФГОС.

Объектом исследования выступил опыт воспитателей Яцуха И.В.

Тема опыта: «Формирование основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста на основе краеведческого материала», что отвечает задачам стандарта ДО по формированию начал патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.

В процессе изучения опыта проанализирован исторический контекст возникновения и становления опыта: на формирования, которого оказали влияние следующие факторы: изучение современных стратегий ДО; опыта коллег и воспитателей Белгородской области; изучение методической литературы.

Актуализация опыта заключается в следующем:

Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути. Массовая культура не ориентирует детей в нравственных проблемах, в результате этого усиливается пробел даже в представлениях детей о традиционных ценностях отечественных культур, поэтому формирование у детей нравственно-патриотических чувств считаем актуальным.

В процессе изучения данной темы мы столкнулись со следующей проблемой:

  1. Противоречия между формированием нравственно-патриотических качеств у дошкольников и недостаточной педагогической компетентностью родителей по данной теме.

  2. Противоречия между необходимостью формирования патриотических чувств у детей и недостаточностью знаний краеведческого материала.

Теоретическое обоснование педагогического опыта:

Ведущей педагогической идеей опыта является:

Формирование основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста на основе краеведческого материала.

Цель опыта заключается в создании условий для формирования нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста через краеведение.

В работе по данной теме, решались следующие задачи:

1 .Познакомить детей старшего дошкольного возраста с историей родного города, его достопримечательностями, памятниками символикой города, государства (герб, флаг, гимн)

2.Формировать у детей чувство любви к родному городу, своей малой родине.

3.Развивать интерес к русским традициям и промыслам

4.Обогатить предметно-развивающую среду по патриотическому воспитанию на основе краеведения

5.Воспитывать уважение к защитникам нашей Родины, к их подвигам во имя России; к человеку труда.

Технология педагогического опыта:

Начиная деятельность по данной теме, поставили перед собой задачу - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: труд людей, традиции, общественные события, родной город. Старались использовать наиболее яркие образные эпизоды, привлекающие детей, поэтому, начиная работать по воспитанию любви к родному краю, хорошо изучали этот вопрос сами. Продумывали, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции, свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у детей представление о том, чем славен родной город.

Решая, задачи нравственно - патриотического воспитания, строили свою работу в соответствии с местными условиями, учитывая следующие принципы:

  1. Позитивный центризм (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

  2. Непрерывность и преемственность педагогического процесса;

  3. Дифференциальный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

  4. Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных нагрузок;

  5. Деятельный подход;

  6. Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Система и последовательность работы по патриотическому воспитанию представлена следующим образом: семья, детский сад, родная улица, родной город, страна.

Работа по патриотическому воспитанию с детьми ведется в нескольких направлениях:

- духовно-образовательное (тематические занятия, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, макетов, экскурсии в музей, в школу, в библиотеку) ;

- воспитательно-образовательное (развлечения, народные праздники, игровая деятельность) ;

- культурно-познавательное (экскурсии, посещение кукольных спектаклей, встречи с интересными людьми) ;

- нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, организация посильного труда детей) .

Работа по каждой теме включала занятия, игры, экскурсии, праздники. Темы повторялись. Изменялось только содержание, сложность и длительность изучения. Отдельные темы были приурочены к конкретным событиям и праздникам.

Мы приучали детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщение, выводы. Предлагала найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.п.

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны, как для повышения познавательной деятельности, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия.

Каждая тема должна подкрепляться играми, продуктивными видами деятельности (изготовление поделок, альбомов и т.д.).

Работу по знакомству детей дошкольного возраста с родным городом начинали со 2 младшей группы: с детьми наблюдали за изменениями, происходящими на нашем микрорайоне, особенно, во время праздников, обращали внимание детей на то, как преображался город - его украшали разноцветными флажками, цветными огоньками; беседовали с детьми, где им приходилось бывать в городе, что они видели, что запомнили.

Во время прогулок обращали внимание детей, что в городе много больших домов, где живут люди, есть и другие постройки, есть скамеечки, чтобы можно было отдохнуть, в городе много клумб с цветами. Весной наблюдали вместе с детьми за обрезкой и посадкой деревьев. Горожане хотят, чтобы в городе, было, много зелени, хотят, чтобы их город был чистым и красивым, поэтому много для этого делают: для мусора есть специальные урны, куда следует бросать фантики от конфет и прочее, постепенно подводили детей к тому, что хотя они и малыши, но они тоже жители города и должны делать все возможное, чтобы их родной горд был красивым.

Свои наблюдения дети отражали в аппликациях, конструировании: строили дома (большие и маленькие), дорогу. Все это закреплялось во время игр со строительным материалом. Темы по изобразительному искусству и аппликации: «Воздушные шарики», «Флажки на ниточке», «Домик» и другие.

Проводилась работа и с родителями: для того, чтобы не заблудиться - нужно знать свой домашний адрес, добивались того, чтобы дети его запомнили, для этого подключали родителей. В средней группе закреплялись знания о домашнем адресе, сообщались сведения о детском саде: как называется микрорайон, на котором расположен детский сад и его номер.

В этой группе проводились занятия, основной, целью которых было вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города, подчеркивая, что все это создано руками людей, которые жили очень давно и которые живут в настоящее время. Обращали внимание детей на работу дворников и мусороуборочных машин, после их работы приятно ходить по улицам, которые стали чистыми, красивыми. Этим хотели вызвать у детей желание поддерживать чистоту в городе, на своем участке.

Проводилась большая работа и вне занятий - это наблюдения за домами, проезжей частью, транспортом.

Целевые прогулки за пределы детского сада (экскурсия в поликлинику, магазин и др.). Знакомили детей с трудом людей разных профессий; рассматривали альбомы и открытки с видами города; проводились сюжетно-ролевые игры.

В средней группе детям следует дать представления о том, что такое город и село, чем они отличаются; об особенностях труда в городе и селе.

Начинали знакомить детей с достопримечательностями родного города, памятниками воинам, которые защищали нашу страну в годы войны. Беседовали с детьми о празднике 9 Мая, о том, кто и где был на праздновании Дня Победы, проводились встречи с ветеранами. Напоминали детям, что это праздник всего народа, потому что народ помнит о тех, кто защищал свою Родину. Для этого велась работа с родителями: советовали им сходить в День Победы к памятнику, на встречу ветеранов, подарить им цветы или возложить цветы к памятнику, павшим солдатам, которые отдали жизнь, защищая страну.

В средней группе знакомили детей с народными промыслами - глиняные игрушки бабушек Гончаровых и их последователей, полученные знания закреплялись в изобразительной деятельности, аппликации и лепке.

В средней группе проводили работу по знакомству детей с правилами дорожного движения, посредством таких игр: «Красный, желтый, зеленый», «Дорожные знаки», «Запрещается - разрешается», и другие.

Для родителей была проведена консультация «Ребенок и дорога».

Начиная со старшей группы дошкольного возраста, знакомили детей с историей родного города: почему возник город именно на этом месте, объясняли, откуда произошло название города и название старых улиц, рассматривали альманах «Осколье», альбом с изображением крепости Старый Оскол, приглашали на встречи сотрудников музея.

Работу по знакомству дошкольников с достопримечательностями города проводили в определенной последовательности с постепенным усложнением, начиная с истории древнего города, постепенно переходя к истории современного города.

Во время прогулок обращали внимание детей на все новое - построили новый магазин, посадили клумбу, покрасили постройки во дворах.

Проводились и целевые прогулки с целью знакомства детей с трудом взрослых - в библиотеку, поликлинику и др. Этим самым подводили детей к пониманию того, что все эти службы необходимы для удобства людей, и чем лучше выполняет свою работу человек, тем удобнее жить остальным людям.

Проводились развлечения, где детей продолжали знакомить с русским бытом, народными традициями, праздниками.

В старшей группе продолжали вести работу по знакомству детей с правилами дорожного движения, которые закреплялись в повседневной жизни, через дидактические, сюжетно-ролевые, творческие игры,

В подготовительной группе в основном знания закреплялись и систематизировались. Продолжалась работа по закреплению у детей знаний о своем микрорайоне: учила детей ориентироваться на своем микрорайоне, для этого использовала различные схемы.

Во время праздника Дня Победы, проводились целевые прогулки к кинотеатру «Быль» к памятнику Жукова. Продолжали знакомить детей с праздниками, которые проходят в городе. Были экскурсии в ближайшую школу.

Давали новые занятия об истории города, предприятиях города. Продолжали знакомить детей с достопримечательностями, памятниками города.

В подготовительной группе познакомили детей с гербом Старого Оскола и его историей. Продолжали знакомить детей с русским бытом, народным костюмом, традициями русского народа, для того чтобы дети осознали, что история родного города неразрывно связана с историей страны.

С детьми подготовительной группы продолжалось ведение работы по знакомству с правилами дорожного движения, через занятия, игры, рисование и аппликацию. В группе с детьми провели конкурс рисунков: «Мой город».

Большая история страны, начинается с истории каждой отдельно взятой семьи и для того, чтобы дети лучше знали своих предков, давали задание, чтобы они попросили своих родителей рассказать им о своих бабушках и дедушках, прабабушках и прадедушках. После чего было проведено занятие: «Моя семья», где дети приносили семейные фотографии, рассказывали о членах своей семьи, рисовали свою семью, познакомили детей с генеалогическим древом - «Деревом семьи».

По знакомству детей с родным городом с детьми средней и старшей и подготовительных групп были использованы пословицы и поговорки про Родину, стихи о людях разных профессий, стихи местных поэтов о Старом Осколе.

С детьми всех групп вели работу по экологическому воспитанию. Экология и город - одна из важнейших тем, поэтому с детьми проводились игры экологического характера: «Экологическая тропа»;

«Кто полезен»;

«Аукцион»;

«Красная книга» и др.

В работе с детьми по экологическому воспитанию руководствовалась таким принципом: «Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади!»

Диссеминация педагогического опыта:

Дан теоретический анализ проблеме нравственно- патриотического воспитания; отражена взаимосвязь воспитательной и образовательной работы; разработан перспективный план по формированию основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста на основе краеведческого материала

Планируемая результативность освоения детьми в области стандарта основ общеобразовательной программы дошкольного образования: дети имеют представления о государстве (в том числе его символов); «малой» и «большой Родине; ее природе.

Дети могут применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, проблем , способны воплотить их в рисунке, постройке, рассказе.

Дети умеют сопереживать персонажам; эмоционально реагируют на произведение изобразительного искусства, музыки и художественных произведений.

Таким образом, на протяжении многих лет мы работали над созданием условий для воспитания у детей дошкольного возраста начал патриотизма и гражданственности в соответствии с их возрастными возможностями и ФГОС. По данному направлению нами достигнуты определенные результаты.

Используемая литература:

  1. Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. ЦТЛ, Москва 2000г.

  2. Князева О.Л., М.Д. Маханева программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Издательство «Детство - Пресс», 2006г.

  3. Методические рекомендации Департамент образования Белгородской области ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования», Белгород 2013г.

  4. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду; приложение к журналу «Обруч» - М.Липка – Пресс

  5. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» (под редакцией Т.И. Бабаевой и др.)

  6. «Система оценки качества воспитательного процесса в образовательном учреждении»

  7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155

  8. Федеральный закон от 29.12.2012года №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Просмотров работы: 3208