ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕЗАДАПТИРОВАННЫМИ ДЕТЬМИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕЗАДАПТИРОВАННЫМИ ДЕТЬМИ

Шихамирова Б.Г. 1, Ахмедова А.Ш. 1
1ФГБОУ ВПО "ДГПУ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Это должны быть, во-первых, пси­холого-педагогические меры по гармони­зации образовательной среды. В частности, ранняя и последующая своевременная диагностика факторов риска, возникаю­щих при обучении начиная с учреждений дошкольного образования. Во-вторых, это реабилитационные меры в отношении де­тей, имеющих пограничные нервно-психические расстройства и асоциальные формы поведения. В-третьих, это меры медико-психологической реабилитации, которые должны выполнять медицинские работники с участием психологов.

Без эффективного управления поведением детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей физического и психического развития, присущих личностных качеств детей и имеющихся отклонений в их поведении невозможно организовать на должном уровне воспитательную работу по предупреждению и преодолению детской дезадаптации.

В детско-родительских отношениях снизилась эмоциональная напряженность за счет понимания родителями природы психопатологических нарушений подростков и возможностей их коррекции. У пропускающих занятия отмечались более критичное отношение к своему окружению, «переоценка» своих прежних дружеских связей. Повысился уровень просоциального поведения как за счет изменения социальных ориентиров самих прогульщиков, так и благодаря более адекватному видению ситуации и коррекции требований взрослых.

Как же предупредить школьную дезадаптацию в её типичных проявлениях? Эту задачу решает коррекционно- развивающее образо­вание, которое определяется как совокупность условий и технологий, предусматривающих профилактику, своевременную диагностику и коррекцию школьной дезадаптации. Учитывая нынешнее состояние детей, современная педагогическая практика без коррекционно-развивающего образования обойтись не может. Можно выделить следующие аспекты: - Своевременное педагогическое диагностирование предпосылок и признаков школьной дезадаптации. Разработана предназначенная для использования родителями, воспитателями и учителями единая программа и методики педагогического диагностирования предпосылок и признаков школьной дезадаптации на школьном старте и в процессе обучения. Предваряя психологическую медицинскую диагностику и органичёски дополняя их, педагогическая диагностика станет той необходимой составной частью, которая позволит обеспечить междисциплинарный многоуровневый подход к изучению ребёнка.

- Создание в образовательных учреждениях для детей риска пе­дагогической среды, учитывающей их индивидуально-типологические особенности. Разработаны в частности, вариативные формы диффе­ренцированной коррекционной помощи в ходе учебного процесса и во внеурочное время для детей высокой, средней и низкой степени риска.

Организация дополнительного образования (кружки, секции, студий), а также работы со специалистами (психологом, логопедом, дефектологом), направленные на развитие и коррекцию недостатков развития школьно-значимых дефицитных функций.

- Освоение педагогами методики; коррекционно-развивающего обучения, нацеленного на здоровье сберегательную учебную дея­тельность.

Трудновоспитуемость детей, сопровождающаяся асоциальными отклонениями, характеризуется той или иной степенью социальной дезадаптации, которая проявляет себя не только в отклоня­ющемся асоциальном поведении, но и в деформации системы внутрен­ней регуляции, в деформации социальных связей, референтных и цен­ностных ориентации несовершеннолетних. При этом, чем полнее отчуждение детей от позитивно воздействующих институтов социализации, тем более глубоко деформирована система их внутрен­ней регуляции, тем более серьезные воспитательно-профилактические усилия и воздействия необходимы. Если коррекция личности педагогически запущенных учащихся возможна еще в условиях учебно-воспитательных коллективов школ, временных коллективов различных внешкольных объединений учреждений, без привлечения специальных органов ранней профилактики, то при психолого-педагогической коррекции социально запущенных подростков необходимы усилия специальных органов, инспекций и комиссий по делам несовершеннолетних.

Если при работе с детьми младшего возраста необходимы воспитание, возмещение дефицита тепла, навыков, знаний, которые они недополучили от своего окружения (родителей, родственников и т. д.), то подростков приходится перевоспитывать, устранять уже приобретенную девиантность поведения, искаженные представления о взаимоотношениях между людьми. Большую помощь в реабилитации подростка оказывает и индивидуальная психотерапия: беседы, разговоры, обсуждение различных проблем. Одна из трудностей при реабилитации подростка — его нежелание учиться. Многие подростки никогда не учились в школе или имеют перерыв в учебе от года до пяти лет, они в недостаточной степени владеют навыками мыслительной деятельности. Именно поэтому процесс обучения в детских социальных приютах должен быть организован на строго индивидуальной основе.

В свою очередь школа и семья не проявляют должной заботы о воспитании детей, и недостаточно выполняют свои педагогические функции. Нередки случаи, когда сами родители создают невыносимые условия, подвергая своих детей физическому насилию и издева­тельству. В подростковой среде участились случаи суицидального поведения. Как следствие, в последние десятилетия, по данным ряда ученых-педагогов, психологов и социологов, увеличилось число педагогически запущенных, дезадаптированных детей и подростков. Этим обусловлена необходимость органи­зации целенаправленной педагогической работы по предупреждению и преодолению подростковой дезадаптации.

Процесс предуп­реждения и преодоления дезадаптации детей станет более эффективным при наличии следующих педагогических условий:

-систематической и целенаправлен­ной воспитательно-образовательной ра­боты с учетом возраста и индивидуаль­ных особенностей детей;

- индивидуального подхода в обуче­нии и воспитании детей, при отбо­ре и использовании педагогических средств, способствующих предупрежде­нию и преодолению дезадаптации детей; - благоприятного психолого-педагогического климата, атмосферы взаимопонимания, взаимопомощи, доброжелательности, поддержки и уважения личности ребенка.

Своевременное выявление, предуп­реждение и устранение негативных ка­честв личности ребенка позволяет избе­жать более серьезных девиаций. С этой целью в учреждениях социально-педагогической работы разработана специальная модель, включающая диагностичес­кий, ценностно-ориентирующий, содер­жательно-целевой и организационно-уп­равленческий блоки. В ее основу были положены принципы гуманизации, де­мократизации, индивидуализации, диф­ференциации и вариативности содержа­ния воспитательно-образовательной и коррекционно-педагогической работы, взаимодействия школы, семьи, обще­ственных институтов.

Диагностический компонент предус­матривает выявление и отслеживание от­клонений в физическом, психическом развитии и поведении учащегося, определение причин их возникновения, изучение учебных возможностей и подготовленности учащихся с девиантным поведением.

Ценностно-ориентирующий блок программы включает систему методов стиму­лирования и поощрения учебно-познавательной деятельности и активности подростков, создание щадящих условий, учитывающих их возможности и интересы стимулы деятельности. При проектирова­нии и реализации этого компонента)большое внимание уделяется ситуациям успеха, взаимного доверия, здорового соперничества, использованию методов внушения и убеждения, подражания, сти­мулирования. Поощряются положитель­ные поступки подростков, достигнутые ими результаты учебной, игровой и трудовой деятельности.

С целью воспитания сознательной дисциплины и культуры поведения у де­задаптированных учащихся проводятся индивидуальные и коллективные этичес­кие беседы, консультации, диспуты, лек­ции, встречи за круглым столом, посвя­щенные проблеме нравственного воспи­тания школьников. На них приглашаются учителя, родители, социальные педагоги, психологи и сотрудники правоохрани­тельных органов.

Содержательно-целевой блок програм­мы предусматривал ряд последовательных педагогических действий, направленных на создание и реализацию педагогических условий, способствующих предупреждению и преодолению подростковой дезадаптации:

- учет отклонений и нарушений, име­ющихся в поведении детей, и воз­можностей их устранения в условиях об­щеобразовательной школы;

- выяснение объективных и субъективных факторов, способствующих воз­никновению детской дезадаптации;

- изучение факторов, влияющих на личность ребенка, и выявление эффек­тивных педагогических средств и мето­дов воспитательно-образовательной рабо­ты, способствующих предупреждению и преодолению дезадаптации;

- создание развивающей среды и ща­дящих условий, способствующих воспита­нию ребенка и повышению его адапта­ции в социуме;

- использование положительных черт характера самого ученика и опора на них в воспитании и развитии личности учащегося;

- создание внутренних стимулов, спо­собствующих повышению интереса к учебной, игровой и трудовой деятельно­сти;

- устранение неорганизованности и недисциплинированности учащихся.

Организационно-управленческий блок программы включает формы и методы проведения воспитательно-образовательной работы с подростками с девиантным поведением.

С целью предупреждения и преодоле­ния детской дезадаптации и педагогического просвещения на базах лучших образовательных школ проводятся индивидуальные и коллективные беседы, семинары, лекции, консультации, посвя­щенные данной проблеме.

В современной социокультурной ситу­ации предупреждение и преодоление детской дезадаптации следует рас­сматривать как важнейшее условие, обес­печивающее личностное развитие учащегося, и как метод реализации его внут­ренних резервов, возможностей и спо­собностей. Активными субъектами педа­гогической деятельности, направленной на предупреждение и преодоление детской дезадаптации, должны стать руководители образовательных учрежде­ний, учителя школ, классные руководите­ли, родители, учащиеся, социальные пе­дагоги и психологи, а также федераль­ные и региональные государственные ин­ституты власти, органы местного самоуп­равления, правоохранительные органы, научные и культурные центры, спортив­ные общества и организации.

При решении проблем патогенной дезадаптации, необходимо привлекать психологов и психотерапевтов, т.е. специалистов подготовленных к данной работе.

Надо помнить о том, что в центре про­блемы отклоняющегося поведения оста­ется сам ребенок с его внутренним ми­ром. Обладая уникальными личностными качествами, он постепенно входит в мир взрослых, осваивает его законы, правила, формирует собственное отношение к нему.

ЛИТЕРАТУРА

1.Алиев М.Н., Гаджиев Ш.А. Педагогические условия предупреждения и преодоления подростков дезадаптации в современной социокультурной ситуации // «Известия ЮФУ. Педагогические науки» №1 Махачкала, 2010. С.210.

2. Горева С.В., Бочарова Ю.Ю. Стратегия интенсивной реабилитации дезадаптированных подростков на базе социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних // «Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы» №3 М., 2009. С.240.

3. Крутер М.С.Молодежь как социальный наследник проблем периода несовершеннолетия. // «Философские науки» №4. М., 2011. С.160.

4. Холостова Е.И. «Социальная работа» М., 2010. С.800.

Просмотров работы: 3346