В.А. Моляков обращает внимание на установленный педагогической наукой и практикой такого факта, что если к проектной деятельности «не начинать приучать с достаточно раннего возраста, то ребёнку будет нанесён ущерб, трудно восполнимый в последующие годы. Поэтому творчеству надо учить с самого раннего возраста, и этому можно научиться» [3].Младшие школьники по своей природе исследователи,с большим желанием и интересом участвуют в различной исследовательской деятельности, поэтому их потенциал в формировании проектных умений высок. К тому же ФГОС НОО, основанный на системно-деятельностном подходе, требует формирования данной группы умений в учебно-воспитательном процессе. Проектный метод обеспечивает творческое созидание и опыт взаимодействия младших школьников с внешним миром, с окружающими людьми, с самим собой. Главное, чтобы проекты были направлены на создание какого-то продукта, имели практическую значимость. Проектная деятельность может осуществляться на уроках, во внеурочной деятельности. Темы проектов, формы работы могут быть разнообразными. Всё зависит от интересов, способностей школьников, опыта учителя по организации проектной деятельности.Именно в ходе этой деятельности формируются необходимые для современной жизни проектные умения.
С.В. Тигров считает, что проектные умения – это группа умений, которая выделяется по такому признаку, как общность по отношению к проектной деятельности, целью которой является построение технологического процесса по конструированию и изготовлению изделий и решению творческих задач.По мнению Д.В. Макаровой, проектные умения школьников- это последовательность практических действий по планированию, организации, созданию и презентации субъективно нового продукта.
К проектным умениям относятся: поисковые (исследовательские), рефлексивные, коммуникативные, презентационные умения, умения и навыки работы в сотрудничестве, навыки оценочной самостоятельности.Исследовательские умения заключаются в способности выдвигать предположения, устанавливать причинно-следственных связей, осуществлять поиск вариантов решения проблемы. Рефлексивные умения – это умения осмысливать собственную деятельность (её хода и промежуточных результатов), осуществлять самооценку. Эти умения позволяют развивать сферу саморегуляции. Коммуникативные умения, умения и навыки работы в сотрудничестве, слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя. Презентационные умения позволяют развивать эмоциональную сферу детей и являются необходимыми для современной жизни умениями [1]. В работе над проектом младшие школьники учатся делать устные сообщения о проделанной работе, выбирать различных средств наглядности при выступлении, развиваются навыки монологической речи, ответа на незапланированные вопросы.
Проектные умения диалектически связаны с общеучебными умениями, формируемыми в школьной практике. С одной стороны проектные умения опираются на общеучебные умения, а с другой стороны, формируют и развивают их.
Список использованной литературы
Дубова, М.В. Организация проектной деятельности младших школьников с позиций
компетентностного подхода // Начальная школа плюс До и После. – 2010. - № 1.-С. 62-68.
Макарова, Д.В. Развитие проектных умений учащихся на занятиях по физике: Дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2005. - 218 с.
Михайлова, Л.Н., Рябыкина, М.В. Развитие творческих способностей младших школьников при организации проектной деятельности// http://festival.1september.ru/articles/549415/
Лутковская, Ю.Л. Ещё раз о проектной деятельности (в помощь классному руководителю) // http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2013/11/28/eshchyo-raz-o-proektnoy-deyatelnosti