ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Изучение человеческих отношений, ставшее по утверждению видных ученых, «проблемой века», является для психологии ключевой проблемой. Большое значение и актуальность приобретает изучение ребенка в системе его отношений со сверстниками. Общение со сверстниками играет важнейшую роль в жизни младшего школьника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей.

Поэтому и проблема межличностных отношений, которая возникла на стыке ряда наук – философии, социологии, социальной психологии, психологии личности и педагогики, – одна из важнейших проблем нашего времени.

Проблема межличностных отношений детей со сверстниками достаточно подробно изучалась В. В. Абраменковой, М. И. Лисиной, Е. О. Смирновой и др. Теорией коллектива и влияния его на развитие человека занимались такие ученые как Я.Л. Коломинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.

Для характеристики ключевого понятия исследования мы обратились к толкованиям понятий: «отношения», «взаимоотношения». Так как главным вопросом являлось раскрытие понятия «межличностные отношения», то мы рассмотрели разные точки зрения ученых Г.М. Андреевой (рассматривает межличностные отношения как фактор психологического «климата» группы), А.А. Бодалевым (межличностные отношения не только необходимый элемент деятельности осуществление которой предполагает взаимодействие людей, но одновременно обязательное условие нормального функционирования общности людей), Т.Н. Макаренко (межличностные отношения – это устойчивые на некотором промежутке времени характеристики общения, сложившиеся в общении двух или более людей) и пришли к выводу, что межличностные отношения – это субъективно переживаемые взаимоотношения между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных воздействий, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Это выступает основой формирования социально-психологического климата в коллективе.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность, которая определяет важнейшие изменения, происходящие в психики младших школьников. Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуются интеллект, личность, социальные отношения. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет учителя утрачивается, все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества. Отношения между школьниками постоянно меняются.

Педагог-психолог Н.А. Шкуричева утверждает, что человек как личность проявляется только через систему отношений с другими людьми. По мнению автора, одним из условий осуществления процесса формирования межличностных отношений является целенаправленное оказание учителем различных видов социально-психологической помощи, которая направлена главным образом на: создание благоприятного микроклимата, в которых развивается ученик; уменьшение негативных воздействий в школьном коллективе. Такой подход позволяет создавать условия для реализации личностно-ориентированного обучения.

Педагог Е.А. Киянченко уверенна, что процесс общения всегда протекает непросто. Многие конфликты сверстников связаны, прежде всего, с неумением встать на точку зрения другого, увидеть в нем личность, обладающую своими потребностями и желаниями.

Способность к общению включает в себя: желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»); знание норм и правил («Я знаю»); умение организовать общение (« Я умею»).

Для этого автор предлагает провести с детьми ряд игр и игровых упражнений, которые родители могут организовать дома со своим ребенком, а учитель в школе. Например, игра «Волшебные сундучки», «Новоселье».

Педагог дополнительного образования Е.М. Иванова считает, что необходимо формировать новую культуру отношений, построенную на важных принципах толерантности. Она предлагает программу, направленную на формирование взаимоотношений детей младшего школьного возраста: создание условий для развития у детей способности чувствовать, понимать, слышать и слушать себя и другого; поддержание благоприятного внутригруппового климата. Это можно решить в процессе специальных занятий с детьми, которые строятся в определенной логике (На первом этапе «про меня». Занятия второго этапа «про тебя». На третьем этапе «про нас»).

Проанализировав опыт учителей по исследуемой проблеме можно сказать, что педагоги, используя различные методики, беседы и тренинги, имеют возможность моделировать поведение детей по отношению друг к другу.

Просмотров работы: 3743