ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.

Исаева М.М. 1, Чапаева С.Ч. 1
1ФГБОУ ВПО "ДГПУ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Особенностью процесса становления этой профессии в нашей стране было то, что впереди всегда шли педагоги, и для практики социальной работы с момента ее зарождения и по настоящее время была характерна доминирующая роль социальной педагогики — что, позволило в определенной мере «сократить» наше отставание в этих вопросах от других стран.

То, что социальные педагоги в нашей стране стали первопроходцами, пробившими дорогу профессии «социальная работа», вполне закономерно не только потому, что базовую основу профессиональной компетентности любого социального работника составляют психолого-педагогические, этические, нравственные характеристики. Это берет, кроме того, свое начало в прогрессивных отечественных традициях педагогики среды. Именно в педагогической сфере еще в 60-70 годы были предприняты первые попытки ввести специалистов, непосредственно направленных на социальную работу в микрорайоне (организаторы внеклассной и внешкольной работы, педагоги — организаторы жилищно-коммунальных служб, воспитатели в домах, клубах и др.). Кроме того, за последнюю четверть века в стране накоплен богатейший опыт практической работы в социуме.

Именно социальные педагоги первыми забили тревогу, активно включились в широкий эксперимент по отработке квалификационных и этических стандартов этой профессии и введению ее на государственном уровне.

Потребность именно в семейном социальном педагоге вполне закономерна, она основана на альтернативной концепции взаимодействия личности, семьи и общества, отдающей приоритет семье и сфере внутрисемейных и межсемейных отношений перед обществом, а потому предполагающей принципиально новый подход к организационным механизмам построения социальных служб. В нашем опыте основополагающий принцип структурирования социальных служб не институциональный (как в большинстве стран Запада), а территориальный (в общине, микрорайоне), максимально приближенный к семье, сфере взаимоотношений и общения людей разного возраста, профессий, поколений, взрослых детей. Семья, дом, община, семейно-соседская общность рассматривается в качестве-той сферы, где главным образом осуществляется социальная политика, социальная помощь. При этом учреждения различных ведомств, фондов, общественных организаций как бы разворачиваются к семье, социуму и работают как открытые системы. И в управленческом плане модель системы служб тоже отражает концептуальный подход: от личности — к семье, от семьи — к семейно-соседскому сообществу, в доме, микрорайоне, общине. В нашем опыте управление развивается снизу вверх (а не наоборот) и осуществляется межведомственными Центрами социальной защиты населения, объединяющими усилия всех ведомств, их возможности, полномочия, права и обязанности, финансовые средства, материально-технический и кадровый потенциал.

Практика показывает, что работа социальных служб без такого фундамента и «поодиночке», по линейному принципу, малоэффективна. Наличие же такого системообразующего звена позволяет формировать систему служб социальной защиты населения, педагогически обеспеченную, работающую целенаправленно в том или ином социуме и основанную на возможно более раннем выявлении проблем.

Таким образом, социальные педагоги и социальные работники, представляя единую профессию, тем не менее различаются по своим функциям. Деятельность социального педагога сориентирована на доброжелательную работу со всеми категориями населения, с семьями (независимо от наличия у них проблем) с приоритетом воспитательно-оздоровительных задач. Он не ждет, когда к нему обратится клиент за помощью. Социальный педагог в этически допустимой форме сам «выходит» на контакт с семьей, личностью. Он ставит «социальный диагноз», изучает психологические и возрастные особенности, способности, вникает в их микросоциум, мир интересов, круг общения, в условия их жизни, моральную атмосферу, выявляет позитивные и негативные влияния, проблемы — психологические, медицинские, правовые, экологические, к решению которых затем подключаются социальные работники, специализирующиеся по определенным профилям, органически взаимосвязанные с социальным педагогом, работающим в социуме по месту жительства клиент.

По своему профессиональному назначению социальный педагог сосредоточивает усилия на выявлении и устранении причин негативных явлений, а не на борьбе с их следствиями (чем страдала на протяжении многих лет воспитательно-профилактическая работа), обеспечивая тем самым в работе с конкретной семьей и личностью своевременную превентивную профилактику различного рода отклонений — нравственного, физического, психического, социального и т.п. плана.

Социальные педагоги и социальные работники, оказывая различные виды социальной помощи клиентам, действуют совместно, реализуя при этом каждый свои функции. В зависимости от профиля, специализации, местом работы социального педагога и работника могут быть жилые дома или специализированные учреждения (отделение социальной помощи на дому, центр реабилитации, социальный приют, медико-психологическая консультация, биржа занятости и др.), школы, дошкольные учреждения или клиники, предприятия, криминальные учреждения, творческие или общественные организации.

Опираясь на практический опыт социальной работы, можно выделить следующие наиболее общие (базовые) характеристики социальных педагогов и работников независимо от профиля, специализации:

— способность обеспечивать допустимое и целесообразное посредничество между личностью, семьей — с одной стороны, и обществом, различными государственными и общественными структурами — с другой; выполнять своеобразную роль «третьего человека», связующего звена между личностью и микросредой, между детьми и взрослыми, семьей и обществом;

— умение влиять на общение, отношения между людьми, на ситуацию в микросоциуме, стимулировать, побуждать клиента к той или иной деятельности;

— умение работать в условиях неформального общения, оставаясь «за спиной», в позиции неформального лидера, помощника, советчика, способствующего проявлению инициативы, активной, субъективной позиции клиента;

— способность соучаствовать, сопереживать клиенту в решении его проблем;

— умение строить взаимоотношения на основе диалога, на равных.

Деятельность социального педагога — это зона доверия между людьми, путь к их взаимопониманию, общению. Он должен обладать навыками влияния не только на самого клиента, но и на его окружение, групповое общение, на ситуацию в социуме. Обязательные его качества — психологическая грамотность, деликатность. Человек, избравший эту профессию, должен быть гуманистом, обладать хорошими коммуникативными и организаторскими способностями, высокой духовной, общей культурой, чувством такта, уметь анализировать социальные явления, процесс, видеть свое место и роль в общественной жизни страны, иметь четкие идеологические и нравственные принципы.

Специфика функций социального педагога предполагает органичное сочетание личностных качеств, широкой образованности, всесторонней подготовленности, эрудиции специалиста с наличием у каждого из них определенного хобби, своей неповторимой «изюминки», глубоких специальных знаний в какой-либо определенной области. Он должен быть нужным, интересным для окружающих, чтобы люди тянулись к общению, контактам с ним, желали бы этих контактов.

Работа социального педагога эффективна, если она предусматривает активизацию социально-культурных и социально-педагогических функций общества, семьи, каждой конкретной личности.

В отличие от обычного педагога, работающего в учебном заведении, у социального педагога на первом месте — не обучающая и не образовательная, а воспитательная роль, функция социальной помощи и защиты. Социальные педагоги и работники призваны способствовать развитию (точнее — саморазвитию) личности, созданию условий наибольшего благоприятствования, психологического комфорта. Они помогают людям жить, обеспечивая консолидацию всех сил и возможностей общества применительно к конкретному клиенту, развивая активность самого клиента, личности как субъекта этого процесса.

Литература.

  1. Басова Н.Ф. Основы социальной работы: Учеб. пособие. М., 2008.

  2. Бочарова В. Педагогика социальной работы. М., 2004.

  3. Вульфов Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания//Педагогика. М., 2008.

  4. Галагузова М.Н. Социальная педагога под ред. Г.К.Селявко. М., 2006.

  5. Деркач А.А. Технология эффективной профессиональной деятельности. Под ред. М., 2006.

  6. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога. М.2010.

Просмотров работы: 1264