Современный человек обладает уникальной возможностью проявить свою индивидуальность, творческий потенциал в различных сферах жизнедеятельности. Однако полноценная самореализация личности в соответствии с ее способностями и интересами возможна лишь в определенной трудовой деятельности. Но для этого человек должен быть профессионально компетентным. Одной из насущных задач профессионального образования является формирование активной, деятельной личности, способной творчески решать познавательные задачи, свободно и самостоятельно ориентироваться в научных и практических проблемах. Современная практика образования испытывает явный недостаток в дидактическом сопровождении процессов формирования профессиональной компетентности, как личностного интегративного образования. Можно предположить, что включение студентов в научно-исследовательскую деятельность, разнообразные виды педагогической и производственной практик, одной из которых становится волонтерская деятельность, отвечающих их собственным устремлениям, создают основу для отработки ряда профессиональных умений.
Проанализируем категории профессиональная компетентность и волонтерская деятельность, вычленяя их скрытые и явные связи.
Следует сразу отметить, что компетентность, как свойство профессионала традиционно, является одной из важнейших проблем в психолого-педагогических исследованиях, так как компетентность представляет собой необходимое условие профессионализма личности и деятельности. В психолого-педагогической науке проведены как теоретические, так и прикладные исследования различных видов компетентности и их сущностных характеристик. Среди них заметное место занимают те, в которых была подвергнута анализу категория «компетентность», рассматриваемая с точки зрения «... обладания знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское, авторитетное мнение, осведомленность, авторитетность в определенной области» (3, 27). В качестве особенности данной категории была выделена «... законно принятая способность общепринятого авторитета совершать определенные акты или действия в конкретных условиях, круг полномочий». Отсюда, компетентный (competent - принадлежащий, соответствующий, способный) - «...это знающий, сведущий в определенной области; имеющий право по своим знаниям и полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо, имеющий право решать вопросы...» (3, 27). Данное понимание сущностных характеристик компетентности стало базисным во многих теоретических и прикладных психолого-педагогических исследованиях, педагогических теориях. С опорой именно на него изучались конкретные свойства компетентности, как условия профессионализма, механизмы формирования и функционирования: компетентность традиционно рассматривалась в контексте выделения ее свойств на уровне общего, особенного и единичного, что соответствует одному из ведущих методологических принципов научного знания (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, В.Н. Мясищев). В связи с этим сама категория «компетентность», как подчеркивалось, отвечает требованиям уровня общего, является обобщающей именно на уровне общего.
На уровне общего изучались специальные (особенные) виды компетентности, отличительной особенностью которых являются их содержание, а так же связь со спецификой профессиональной деятельности или взаимодействий. Поэтому в контексте решаемых задач обобщающей категорией на уровне особенного является категория «профессиональная компетентность». Профессиональная компетентность в данном понимании означает высокий уровень специальных профессиональных знаний и овладение разными сферами профессиональной деятельности, глубокое понимание насущных профессиональных проблем, деловую надежность и способность успешно и безошибочно решать широкий круг профессиональных задач.
Интегративный характер категории «профессиональная компетентность», ее зависимость от специфики профессиональной деятельности определяют не только ее системные связи с другими видами компетентности, но и «нежесткий характер». Иными словами, она может, как включать в себя другие виды компетентности, как системные составляющие, так и в значительной мере отождествляться с ними (В.Г. Зазыкин) (4).
С психологической точки зрения в приведенных определениях и типологиях просматривается ряд взаимосвязанных качественных особенностей, которые по сути дела отражают общую внутреннюю структуру компетентности, включающую ряд взаимосвязанных компонентов. Если речь идет о компетентности в какой-либо профессиональной области, то можно выделить пять главных компонентов, определяющих содержание компетентности:
Таким образом, когда речь идет о сущностных характеристиках компетентности в чем-либо на уровне общего и особенного, следует раскрывать содержание всех отмеченных компонентов.
Специфика профессиональной компетентности заключается в том, что она связывает все функциональные компоненты профессиональной деятельности специалиста в единую систему, переводит все виды деятельности в практическую плоскость, претворяет в реальную деятельность установленные отношения, максимально способствует решению задач различного уровня.
Волонтерская деятельность - один из самых распространенных видов добровольческого труда. Активные, инициативные, неравнодушные к социальным проблемам люди работают во многих профилактических программах: от помощи пожилым, детям-инвалидам, детям-сиротам и людям с ограниченными возможностями до профилактики не распространения наркомании и ВИЧ-инфекции. Волонтёрская деятельность - это вид безвозмездной деятельности, направленный на пользу людей (как отдельных личностей, так и групп) или на защиту окружающей среды. Волонтер - это человек, который, работая безвозмездно, стремиться внести свой вклад в реализацию социально значимых проектов. Деятельность волонтерских организаций регулируется Федеральными законами, среди которых есть закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (7 июля 1995 г.), дающий юридическое определение волонтера: "Волонтеры - граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации" (4, 34).
Конечным результатом развития добровольческой деятельности должны стать повышение духовного и нравственного потенциала общества, усиление роли общественных организаций в решении социальных проблем, достижение социальной и экономической стабильности в обществе.
Важную составляющую добровольческой деятельности составляет непосредственная практическая деятельность, которая связана с повышением уровня профессиональной компетентности специалистов, их мотивацией к данной деятельности, развитием её нормативно-правовых основ, получением практических навыков в этой сфере.
Условиями развития компетенций в добровольческой деятельности выступают:
- наличие группы единомышленников, выступающих инициаторами, координаторами волонтёрской деятельности;
- обеспечение благоприятного морального климата, престижности волонтёрского движения;
- использование волонтёрства, как способа повышения социального статуса молодого человека;
- волонтёрское движение организуется сообразно потребностям, мотивам деятельности, с учётом возрастных особенностей и социальной ситуации;
- использование значимой для студентов деятельности, как основы волонтёрства (2).
Полагаем, что процесс формирования профессиональной компетентности будущих педагогов в учебно-воспитательном процессе вуза посредством волонтерской деятельности будет эффективным, если:
¾ волонтерская деятельность станет органичной, педагогически целесообразно организованной составляющей внеучебной воспитательной работы со студентами;
¾ организация волонтерской деятельности будет иметь в основе обучающий, диагностический, процессуальный и рефлексивный компоненты;
¾ будущие педагоги будут включены в волонтерскую деятельность с первого курса на основе принципа смены и дифференциации видов деятельности;
¾ взаимодействие будущих педагогов с преподавателями будет развиваться по вектору «управление - соуправление (координация) - самоуправление».
Участие студентов по направлениям волонтерской деятельности способствует формированию и развитию профессиональной коммуникативной компетентности. Проведение студентами-волонтерами различных мероприятий с детьми и взрослыми, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также проведение мероприятий по нравственному, правовому, педагогическому просвещению, способствует развитию умений взаимодействовать с людьми разных возрастных категорий и формированию профессионально значимых умений (5).
Список использованной литературы:
1. Баркунова, О.В. Формирование профессиональной компетентности будущего социального педагога в процессе педагогической практики [Текст]: автореф. дисс... канд. пед. наук (13.00.08) /О.В. Баркунова. - Шуя, 2010 - 21 с.
2. Блясова, И.Ю. Влияние добровольческой деятельности на формирование профессиональной компетентности будущих педагогов [Текст] /И.Ю. Блясова //Сборники конференций НИЦ Социосфера.- 2014.- № 29.- С. 74-80.
3. Костюченко, М.О. Развитие социальной активности молодежи в процессе волонтерской деятельности [Текст] /М.О. Костюченко //Вестник Воронежского государственного технического университета.- 2014.- Т.10.- № 3-2.- С. 128-130.
4. Данилова, О.Р. Принципы волонтерской деятельности в социально-воспитательной работе учебного заведения [Текст] /О.Р. Данилова //Амурский научный вестник.- 2014.- № 3.- С. 12-18.
5. Кузнецова Л.Н. Развитие коммуникативной компетентности студентов педагогических вузов посредством волонтерской деятельности [Текст] /Л.Н. Кузнецова //Приоритетные направления развития науки и образования: материалы III междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 04 дек. 2014 г.) /редкол.: О.Н. Широков [и др.].- Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014.- С. 87-88.