ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОЙ НАРКОМАНИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОЙ НАРКОМАНИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ.

Мусаева Р.А. 1, Магомедова Х.А. 1
1ФГБОУ ВПО "ДГПУ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Наркомания является международной проблемой, от которой страдает почти каждая страна на земном шаре, в том числе и Россия. Многочисленные проблемы здоровья, смерти, социальные проблемы, связанные с этим злоупотреблением, являются результатом сложного взаимодействия между психоактивными веществами, конкретным человеком и средой. У потребителя вырабатывается сильная привычка к психоактивным веществам (зависимость), в результате которой употребление наркотиков становится все более неизбежным.

Подростковый возраст известен как возраст увеличения протеста против существующих в обществе взрослых людей моральных норм и принципов. Поскольку в обществе взрослых существует однозначно негативное отношение к наркотикам и наркоманам, подростки одной из форм протеста выбирают употреблением наркотиков.

Кроме того, переоценка ценностей в подростковом возрасте связана с увеличением потребностей в переживании риска как формы эмоционально насыщенного переживания. Зачастую риск реализуется в употреблении наркотиков и правонарушениях.

Первоначальные эпизоды, связанные с введением в организм наркотика, не осознаются молодыми людьми в полной мере. Способность к аналитическому мышлению у большинства наркоманов нарушена, и они не в состоянии уяснить, что эти новые впечатления не являются нормальными. Единственной шкалой оценки нового состояния становятся нормы нового сознания. На их основании состояние измененного сознания воспринимается как объективное и нормальное, и оно не беспокоит человека, находящегося под действием наркотика. Их больше беспокоят те, кто этого состояния не понимает.

Для того чтобы применять адекватные меры по профилактике и борьбе с наркоманией необходимо раскрыть причины наркомании, и рассмотреть историко-социальные аспекты данного явления.

Наркомания (от греч. «nаrkе» - оцепенение и «mania» - безумие, страсть) – заболевание, выражающееся в физической или психической зависимости от наркотических средств, непреодолимом влечении к ним, что постепенно приводит к глубокому истощению физических и психических функций организма.

Под физической зависимостью понимается состояние организма, характеризующееся развитием абстинентного синдрома при прекращении приема вещества, вызвавшего зависимость. Абстинентный синдром – комплекс специфических для каждого наркотического (токсического) средства болезненных симптомов (головная боль, боль в мышцах, в суставах, насморк, судороги, желудочно-кишечные расстройства, бессонница и т.п.)

Психическая зависимость – состояние организма, характеризующееся патологической потребностью в приеме какого-либо вещества с тем, чтобы избежать нарушений психики, психологического дискомфорта, вызванных прекращением приема этого вещества, хотя и при возможном отсутствии явления абстиненции.

Наркотизм – термин, обозначающий степень распространения социального явления, болезни – наркомании – в конкретном обществе. Наркотизм – это в первую очередь социальная проблема, имеющая множество аспектов (медицинский, юридический, биофизиологический, политический, экономический и т.д.).

История употребления наркосодержащих веществ имеетне одно тысячелетие. Первые исторические записи о прошлом человечества содержат данные о том, что практически все народы, начиная с доисторического периода, употребляли наркотики растительного происхождения из-за их необычайных способностей – изменять установившийсявзгляд человека на мир, уводить в мир иллюзий, тем самым, подкреплять веру в могущество сверхъестественных сил. Из исторических документов известно, что шумеры, китайцы, индейцы, древние греки, ацтеки и племена Сибири хорошо знали действие некоторых наркотиков, а их потребление контролировалось колдунами, жрецами и шаманами. Право употребления наркотиков имели только избранные, да и то с определенной целью. В современном обществе употребление наркотических веществ в определенных (медицинских) случаях является доступным.

Немедицинское потребление наркотических веществ, как правило, выполняет в нашем социуме те же функции, что и в традиционных:

1) анестезирующую (с их помощью снимается физическая боль);

2) седативную (подавляет на время ощущения тревоги, непонимания, душевные волнения);

3) психостимулирующую (временно снимают усталость);

4) интегративную (облегчают общение между людьми);

5) протестную (как форма «ухода» от житейских невзгод и конфликтов).

В Европе изучение действия наркотиков получило развитие лишь в XVIII - XIX вв. и связано это было с «железным занавесом» между Европой и Востоком, установленном католической церковью и ее запретом на чтение и изучение наследия греков и римлян. Изменение ситуации, активная торговля Европы и Востока породило использование, сначала в медицинских целях, наркосодержащих веществ.

В этот же период возникают первые салоны и клубы где употребляются наркотики. Появляются первые наркозависимые, и возникает проблема их лечения и реабилитации.

В период с 1799 по 1806 гг. немецкий фармацевт, химик Фредерик Зертюрнер проводя опыты с целью получения лекарства, избавляющего от наркозависимости, создает первый синтетический наркотик – морфин.

На протяжении всего XX в. наркотики, как и причины, их употребления, модифицируются, распространяются, почти во всех странах объявляются официально преследуемым злом. Однако проблема оказывается так и не разрешенной.

Поэтому можно с полным правом сказать: наркомания – проблема не только прошлого, а главным образом, настоящего и будущего. За последние 5 лет количество наркоманов в мире, и в России в том числе, возросло примерно в 4 раза. Учитывая, прежде всего возрастную категорию большинства наркоманов (13-25 лет), под угрозой оказывается фактически треть нового поколения страны. Особое беспокойство российского общества должен вызывать тот факт, что за последнее десятилетие в 6,5 раз увеличилось число женщин, употребляющих наркотики. Принципиально важно отметить и то, что в России гораздо быстрее, чем в других странах, происходит переход от разного рода «легких» наркотиков к «тяжелым». Вызывает тревогу и то, что наркотики становятся все более и более доступными для подростков, что на российский рынок во все возрастающем объеме выбрасываются новые наркотические вещества, в том числе мощного разрушающего действия.

Познакомившись с теоретическим материалом, мы решили выявить, что знают подростки (13-17 лет) о наркомании и провести исследование ситуации о состоянии подростковой наркомании в нашем городе. Для этого мы обратилась к специалистам отделения наркологии Махачкалинского ЦРБ к врачу наркологу-психиатру Кулачевой З.Н. с вопросом - сколько подростков (школьников) стоит на профилактическом учете в отделении наркологии.

Таблица. Количество подростков, стоящих на учете в отделении наркологии г. Махачкалы за 2012 - 2013 гг.

Годы

«Группа риска»

Профилактический учет

Диспансерный учет

2013

54

36

0

2014

63

14

0

По данным таблицы видно, что за два года количество подростков, находящихся в «группе» риска возросло с 54 до 63 человек, а количество подростков, стоящих на профилактическом учете уменьшилось с 36 до 14 человек.

Мы решили исследовать, что думают о наркотиках учащиеся гимназии №13 и школы №53 Ленинского района г. Махачкалы.

С этой целью мы провели социологический опрос, в котором приняли участие 80 учащихся 6-11 классов школы. Вопросы были следующие:

  1. Знаете ли вы кто такие наркоманы?

  • Да – 100%

  • Нет – 0%

  1. Пробовали ли вы когда-нибудь наркотики?

  • Да – 0%

  • Нет – 100%

  1. Считаете ли вы что наркотики – зло?

  • Да – 96%

  • Нет – 0%

  • Затрудняюсь ответить – 4%

  1. Какова по вашему мнению главная причина потребления наркотиков подростками?

  • Любопытство – 30%

  • Престижно, модно – 20%

  • Так принято в компании – 11%

  • Проблемы, неудовлетворенность жизнью – 37%

  • Затрудняюсь ответить – 2%

  1. Как вы считаете можно ли наркотики делить на легкие и тяжелые?

  • Да – 10%

  • Нет – 90%

6. Знаете ли вы, что такое наркотики и откуда вы получили знания? Проанализировав результаты анкетирования, мы выявили, что основные знания о наркотиках подростки получают от друзей (65 %) и из средств массовой информации (20 %), а так же из кино и видеофильмов (15%).

7. Есть ли среди ваших друзей и знакомых употребляющие наркотики?

8. Каково ваше отношение к наркоманам?

Почти 90% опрошенных не имеют друзей или знакомых, употребляющих наркотики, примерно одинаковое количество людей (5%) относится к принимающим наркотики равнодушно, отрицательно, либо с сочувствием (5%).

9. Можно ли вылечить от наркомании?

По поводу излечения от наркотической зависимости мнение респондентов так же неоднозначно. 28% считают, что наркоман может бросить сам; 22% - что от наркомании невозможно вылечиться, 26% - что лечение в больнице обязательно, оставшиеся 24 % не могут сформировать свое мнение по данному вопросу.

Затем мы взяли интервью у заместителя директора по воспитательной работе МБОУ СОШ №53 Алавдиновой А.А.

Какая работа ведется по профилактике детской наркомании и задействованы в этой работе школьники?

В декабре этого года закончился конкурс плакатов, посвященный профилактике наркомании и табакокурения, целью которого было закрепление у детей положительного отношения к здоровому образу жизни, формирование жесткой позиции по отношению к наркотикам, алкоголю, табаку и их применению. Всю прошедшую неделю ученики младших классов на уроках ИЗО создавали рисунки, в которых изображали свое видение здорового образа жизни. На выставке можно было увидеть и веселый семейный пикник, и фигуристку, и гонки на спортивных автомобилях – словом, все, что должно волновать молодое поколение нашего города. Старшее и среднее звено нарисовали плакаты, которые нашли отклик в сердце каждого ученика. Трудно было выбрать победителей, но, заострив сердце мужеством, Совет старшеклассников определил следующие места: старшее звено – 1 место – 9 «а» класс; 2 место – 10 «б» класс. Среднее звено – 1 место - 5 «б», 2 место – 7 «б» класс. Особо хотелось бы отметить 6 «а» класс, ученики которого творчески подошли к конкурсу и предоставили несколько агитационных плакатов, и учеников 1 «Б» класса, которые, несмотря на юный возраст, создали большое панно, которое назвали «Как прекрасен этот мир».

После интервью с завучем по воспитательной работе, мы отправились в ОПДН ОП Ленинского района УМВД города Махачкала, взять интервью у инспектора ОПДН майора полиции Абдулаевой М.С.

Скажите, пожалуйста, какое число наркоманов подросткового возраста состоят на учете в нашем городе?

- В городе среди лиц, употребляющих ПАВ среди подростков 5 человек.

А есть ли среди подростков лица, не состоящие на учете, но замечены в употреблении наркотиков?

- Да. Такие лица имеют место в нашем городе, но с каждым годом их количество снижается.

Как Вы считаете, что является причиной снижения числа лиц среди подростков употребляющих ПАВ?

- Наверно это целый комплекс причин, среди которых как профилактические меры и помощь детям со стороны врачей, полиции, педагогов и родителей. Занятость детей спортом и внешкольными занятиями. Огромная работа школ по профилактике здорового образа жизни.

Таким образом, можно сделать вывод, что учащиеся школы №53 и гимназии № 13 имеют представления о таком понятии как “наркомания“. Также можно отметить, что по результату социологического опроса, наркозависимых подростков нет. Нам удалось узнать мнение опрошенных по поводу вопроса, каковы мотивы, причины потребления наркотических веществ подростками. По мнению опрошенных, определяющим фактором, который влияет на употребление подростками наркотиков, является желание отвлечься от жизни. Причиной может быть необходимость избежать неприятных воспоминаний или каждодневной реальности. С помощью наркотиков пытаются исправить свою низкую самооценку и внутреннюю неуверенность. Следующим фактором, по мнению наших учащихся, является любопытство. И действительно, по литературным данным некоторые из подростков употребляют наркотики из любопытства. Часто непредсказуемое действие наркотиков кажется заманчивым и вызывающим, после чего все больше и больше хочется его принимать и человек впадает в зависимость. Также важным фактором является стремление подростка быть «модным». Как правило, для молодых немаловажным значением имеет мнение ровесников. Они хотят чувствовать принадлежность к какой-то группе, хотят делиться своим опытом, как с друзьями, так и с теми, чьей дружбы они ищут. 10% опрошенных считают, что наркотики можно разделить на легкие и тяжелые. Однако, все наркотики наносят непоправимый вред здоровью.

Употребление наркотиков – это результат прежде всего социальной неустроенности, неблагополучия, отчуждения в обществе, утраты или отсутствия смысла жизни.

В обобщенном виде можно выделить два основных комплекса факторов наркотизации российского общества. Во-первых, «предрасполагающие факторы», к которым относятся: социально-экономический кризис, кризис ценностей и идеалов, ослабление жизненных перспектив, неуверенность в настоящем и будущем, разрушение традиционных институтов социализации и воспитания, плохая организация досуга, бездуховность социальных образований. Во-вторых, «производящие» факторы, включающие господствующие идеи и внешние события, подражание, моду, влияние масс, а также потребность в общении, изменении эмоционального состояния.

Серьезной проблемой является адекватное поведение людей, определяемое как стремление к уходу от реальности. В связи с неуверенностью в завтрашнем дне многие стремятся помочь себе, искусственно изменяя свое психическое состояние. Поэтому, так важна профилактическая работа, целью которой должно стать создание социально-психологической помощи всем возрастным группам подростков. Для этого необходимо сделать следующее.

1. Разработать и реализовать региональные профилактические программы двух типов: по «группам риска» и охватывающие все население детского, подросткового и юношеского возраста, причем оба типа программ должны быть комплексными.

2. Создать целостную государственную программу в масштабах страны и каждого региона в отдельности, которая должна быть адресной.

3.Осуществляя профилактику наркомании, основываться на достоверных и точных сведениях о распространенности данного явления, в том числе с использованием приближенной к реальности картины латентной наркомании, практиковать четко структурируемый подход, ранжируемый по возрастным группам, а также в зависимости от степени вовлеченности в наркоманию, для постоянного мониторинга динамики проблемы проводить регулярные пилотажные исследования среди различных групп подростков города.

4.В условиях постоянно растущего рынка «предложения» наркотиков развивать у населения навыки охранительного поведения, укреплять социально-психологический, антинаркотический иммунитет у детей и подростков. В связи с этим разумно начинать профилактическую работу уже с дошкольного возраста.

5.Осуществлять тщательную оценку эффективности превентивных мер и их более широкое внедрение в практику предупредительной работы с подростками города.

В заключение отметим, что ни один подход, используемый в отдельности, не способен решить такую сложную проблему, как наркотизм. Только разумное сочетание различных подходов и программ способно привести к улучшению или хотя бы к стабилизации ситуации.

Просмотров работы: 1599