ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПОСТРОЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПОСТРОЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Шихамирова Б.Г. 1, Айгумова М.К. 1
1ФГБОУ ВПО "ДГПУ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На современном этапе роль образования в России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, умеют найти конструктивное решение проблемы, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, обладают развитым чувством ответственности за происходящее.

В этой связи необходимо разрешить назревшие социальные и экономические проблемы на основе опережающего развития образования, рассматриваемого как вложение средств в будущее страны, в котором участвуют государство и общество, предприятия и организации, граждане - все заинтересованные в качественном образовании. Предстоит обеспечить опережающий рост затрат на образование, существенное увеличение заработной платы работникам образования и усиление стимулирования качества и результативности педагогического труда.

Меры государственной поддержки образования будут сочетаться с усилением роли государственной власти и управления образованием в обеспечении совместно с общественностью высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности.

Модернизация образования не должна и не может осуществляться как ведомственный проект. Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты. «Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования.

Основная проблема исследования понятийного пространства вытекает из сложной комплексной природы социального партнерства, связанной с разными видами человеческой деятельности и отраслями научного знания и черпающей оттуда элементы собственного понятийного аппарата.

Чаще всего социальное партнерство рассматривается в фокусе социально-трудовых отношений. В этой сфере оно понимается как метод и механизм регулирования социально-трудовых отношений, разрешения противоречий между работниками и работодателями, как взаимоотношения представителей бизнеса, профсоюзов и государства, как сложное социальное явление, многоплановый противоречивый процесс.

Участие трех сторон в вопросах разрешения трудового законодательства, примирения интересов в сфере труда является классической формой социального партнерства.

К крупным отечественным исследованиям проблемы социального партнерства в сфере социально-трудовых отношений можно отнести работы Киселева В.Н., Михеева В.А. Гордон Л.А., Клопова Э.В., Ветрова А.В. В ряде экономических трудов социальное партнерство характеризуется как юридическая форма организации совместной экономической деятельности нескольких физических или юридических лиц, представляет собой промежуточную форму между частным, семейным предприятием и компанией с ограниченной ответственностью. Оно создается на основе договора, которым регулируются права и обязанности партнеров, участие в общих расходах, распределение прибыли, раздел имущества. В настоящее время партнерство распространено в сфере мелкого бизнеса и услуг.

С другой стороны, партнерство является фактической формой сотрудничества компаний и фирм. Документом, подтверждающим такие отношения, обычно является договор о кооперативном партнерстве (4).

Социальное партнерство представляет собой сопряжение действий различных социальных институтов, которое выражается в самоактуализации участников образовательного процесса, добивающихся позитивных изменений в образовательной сфере, то есть перевода потенциальных форм системы образования в их актуальное состояние. При этом степень и процесс такой самоактуализации у различных социальных институтов могут быть различными. У образовательных институтов они носят более целенаправленный, осмысленный и профессионально выверенный характер, в то время как другим участникам партнерских отношений в большей степени присущи элементы стихийности, непредсказуемости и в то же время нестандартных подходов и решений. Чем в большей степени удается согласование целей социальных партнеров, тем более эффективными становятся их практические действия по решению образовательно-воспитательных задач.

Для успешного социального взаимодействия, с одной стороны, необходимо формирование единого «пространства смыслов», касающегося целей и перспектив образования, с другой стороны, в процессе самого воздействия происходит изменение «ментальности» отдельных социальных институтов, которые все более приближаются к пониманию и осмыслению проблем образования, проявляют готовность к содействию их разрешению и сотрудничеству в целом.

В то же время социальное партнерство в образовании, на наш взгляд, имеет ряд новых характеристик, отражающих современные социально- экономические и политические особенности. Социальное партнерство инициирует активность профессионально-педагогических объединений, способствует открытости и рациональности финансовых потоков в образовании. Социальное партнерство - это средство, которое направлено на трансляцию общественности позитивных, конструктивных и перспективных представлений об образовании. Таким образом, социальное партнерство в образовании предполагает свободное выражение своих интересов и нахождение взаимоприемлемых способов их реализации институтами, группами, индивидами.

Термин «партнерство» в образовании предполагает акцент на равноправии участников взаимодействия (3). Это означает, что общая цель деятельности не ущемляет индивидуальных потребностей ее участников, а напротив, полно отражает их. То есть для вступления в партнерские отношения заинтересованному в партнерстве лицу необходимо убедить другого в том, что предполагаемое взаимодействие позволит решить его проблемы и, более того, без такого взаимодействия они не могут быть разрешены.

Следовательно, речь идет о равновыгодности взаимодействия, что является, на наш взгляд, существенной особенностью социального партнерства в образовании. По мнению Гончар М., социальное партнерство представляет собой межгрупповую форму взаимодействия. И возникает тогда, когда социальные группы осознают невозможность достижения групповых целей без кооперации с другими сообществами. Важную роль в партнерстве играет взаимоподдержка субъектов. Можно предположить, что социальное партнерство есть межгрупповое взаимодействие по реализации совместно выработанных целей, объединяющих на новом качественном уровне цели групп-участников взаимодействия.

Таким образом, если традиционное взаимодействие школы с социумом отличалось значительной степенью директивности, присутствием внешнего идеологического и политического давления, то социальное партнерство характеризуется, прежде всего, добровольностью, паритетным характером отношений, балансом интересов институтов, групп, индивидов, вступающих в партнерские связи. Поэтому в ходе исследования мы будем придерживаться позиции, что социальное партнерство в области образования может рассматриваться как добровольные и равновыгодные взаимодействия и взаимная поддержка различных субъектов, осуществляемые на основе межведомственных связей, исключающих ведомственную замкнутость и изолированность. Структура составляющих стратегии социального партнерства очень схожа с составляющими образовательных систем.

Это технология социального партнерства - последовательность определённых действий соучастников, техники этих действия и практики социального партнёрства на конкретных территориях, а также - экспертиза и оценка результатов и последствий социального партнёрства. Философскими и методологическими основаниями социального партнерства выступает методология, соединяющая, с одной стороны, системный подход, с другой стороны, всё, что связано с теорией самоорганизации.

Идеология социального партнёрства - это совокупность следующих принципов.

Принцип взаимодополнительности: люди объединяются, потому, что каждый в отдельности недостаточен, и тогда каждый делает то, что он может делать лучше. Принцип границ: умение действовать самостоятельно, самоопределение в собственной позиции, определение в контексте других позиций. Принцип обмена продуктами деятельности, предъявляемыми в той или иной «товарной» форме.

Взаимодействие происходит тогда, когда есть чем обмениваться. Как только ставится вопрос о партнёрстве между соучастниками, то возникает вопрос: а частью какого целого они выступают? От чьего имени провозглашается это целое? В каком общем контексте они выступают? Четкое выделение принципов, с позиции которых рассматривается социальное партнерство, позволяет переходить к более глубокому раскрытию элементов системы социального партнерства в образовании: цели, субъектов, уровней, объектов, механизмов, процедур реализации.

Цель социального партнерства. Целью социального партнерства является формирование межсубъектного взаимодействия, приводящей к позитивным и ожидаемым всеми субъектами позитивным изменениям. Исходя из важности ключевых для определения СП понятий «взаимодействие», «субъект-субъектное взаимодействие», «система межсубъектного взаимодействия».

Во взаимодействии людей всегда есть активность обеих сторон, хотя мера ее проявления различна.

Социально-трудовая практика должна стать компонентом демократической школы и демократического уклада, вводимая как самостоятельная образовательная область, самостоятельное образовательное пространство. Социальная практика не только обеспечивает освоение учащимися социальной среды, получения ими реального практического опыта социальной деятельности, в том числе работы по оказанию помощи старикам, ветеранам, инвалидам, но и неизбежно способствует росту самосознания учащихся, их самоопределению в социальном смысле этого слова.

Общие дела коллектива - проекты, акции, игры, праздники - все то, что в последнее время получило признание как ключевые дела школы. При этом школьники должны быть обязательно вовлечены в планирование и подготовку таких событий (создание оргкомитетов, распределение ответственности и т.д.). Объединяя едиными целями и единым действием разновозрастные учебные группы, классы, клубы, кружки, научные и другие общества, ключевые школьные дела придают особый характер отношениям в коллективе, формируя его свободный, гуманный толерантный стиль жизни - неоценимый источник реального демократического опыта и демократической практики для детей и подростков.

Школа действительно превращается в живой социальный организм, чья полнокровная, насыщенная деятельностью жизнь пульсирует, подчиняясь своим внутренним ритмам, обеспечивая практически неограниченные возможности для саморазвития учащихся, освоения ими социальных и гражданских позиций. Носителем уклада школьной жизни является, прежде всего, учитель, поэтому от его отношения к данной идее зависит возможность ее реализации.

Результатом присвоения педагогом новых профессиональных ценностей является личностная вариативность, гибкость.

формирование мотивационной готовности педагогов и администрации школы к расширению круга субъектов партнерства, благодаря которым дети и подростки могут максимально проявить свои возможности самореализации; - организация подготовки педагогических кадров к решению проблем социализации личности на основе идей социального партнерства в образовании.

Литература

1. Кон И.С. Социология личности. - М.: Политиздат, 1967. - 384с.

2.Концепция гражданского образования. Проект // Гражданское образование в российской школе/ Сост. Т.И. Тюляева. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2003. - 605 с- Образование в документах и комментариях.

3.Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. // Гражданское образование в российской школе/ Сост. Т.И. Тюляева. - М.: 000 «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2003. - 605 с- Образование в документах и комментариях.

4. Коровкин В.Ю. Совместная деятельность школы и родителей как условие становления государственно-общественного управления образованием. Автореферат канд. Диссер. - СПб, 2002.

5. Коровкин Д.В. Педагогические условия включения учителя в управление школой. Автореферат канд. Дис - СПб, 2001. 162

6.Корсунов А.В., Литвинова Н.П., Сафина З.Н. Социальное партнерство в образовании взрослых. - Великий Новгород - СПб - Казань, 2002. - 188 с.

Просмотров работы: 1055