В настоящее время, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ученик в начальной школе за четыре года должен не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться стать «профессиональным учеником». Поэтому актуальным на сегодняшний день становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы и умозаключения, принимать самостоятельные решения. Достичь этого можно через организацию проектной деятельности на уроке и вне урока [2].
В данной статье мы рассмотрим проект для 3 класса, на тему: «Сказки разных народов мира». Проект нацелен на приобщение ребенка к волшебному миру сказок, через художественно-эстетическое и личностное развитие ребенка, расширение кругозора о культуре иных наций, познание богатств мировой культуры и народного наследия своей страны, развитие способностей сопоставить сказки разных народов мира и выяснять их сходства и различия. Проект поможет увидеть всю красоту и загадочность сказок других народов мира.
Проект имеет огромное значение в формировании личности младшего школьника: воспитывает уважение к нравственным ценностям, эстетических чувств, чувства прекрасного, теплого отношения к творчеству других наций и развитии творческих способностей детей.
Данный проект направлен на поиск и анализ сказок народов мира. Младшим школьникам ставится проблемный вопрос: «В чем сходство и различие сказок народов мира?». В ходе исследования учащиеся собирают, анализируют материал по данной теме, совершенствуют свои умения и навыки выразительного чтения.
Актуальность проекта. Почему же так интересно знакомиться не только с творчеством своего народа, но и с фольклором, пришедшим из других частей света? Это объясняется тем, что любая сказка «обучает» и «воспитывает». Она несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал. С помощью данного проекта мы сможем приобщить детей к волшебному миру сказок малых народов России и народов мира, через художественно-эстетическое и личностное развитие ребенка, через приобщение к прекрасному. Также с помощью данного проекта, дети, читая сказки, учатся различать добро и зло, начинают понимать, кто прав, кто нет, кого жалеть, а кого опасаться. Каждый персонаж сказки вызывает определенные эмоции. Кроме того, кто-то находит в сказке себя или своего литературного идеала, которому подражает в дальнейшем. В основу проекта легли сказки разных народов мира, как русские народные сказки: «Как лиса шила волку шубу», корейская народная сказка «Как барсук и куница судились», «Как мужик на двух гусях летал», литовская народная сказка «Как журавль учил лису летать», мансийская сказка «От чего у зайца длинные уши», китайская народная сказка: «Почему собаки не любят кошек», ненецкая сказка «Почему рыбы живут в воде», молдавская народная сказка «Кто ждёт, чтобы вишни падали в рот», словенская народная сказка: «Кто сшил Видеку рубашку», которые дети самостоятельно найдут и проанализируют, выполнив определенное задание.
Цель проекта:
1) Прочитать сказки разных народов и выделить главных героев сказок;
2) Определить понятие сказки на современном этапе;
3) Сравнить героев сказок разных народов с героями русских сказок.
Задачи проекта:
1) Познакомить детей с культурой других народов, их обычаями, мировоззрением; сопоставить сказки разных народов мира; выяснить, чем они похожи и чем различаются;
2) Формирование интереса к литературному чтению, а также положительного отношения к самостоятельной работе;
3) Обогащение детско-родительских отношений через совместную деятельность;
4) Создание представлений о нравственно-эстетических ценностях.
Участники проекта: младшие школьники, их родители и учитель.
Сбор информации. На данном этапе дети находят интересную информацию в разных источниках о том, что такое сказки, откуда они появились, анализируют сказки разных народов мира. Класс делится на 4 группы, младшие школьники сами создают группы по желанию. Учащиеся могут выполнять поиск информации в школьной библиотеке или библиотеке города, для работы с периодическими изданиями, справочной литературой и сборниками сказок. Также нужно привлечь родителей для помощи детям при работе в интернете, в поиске и обработке информации.
План работы над проектом:
1)Выбери одно из предложенных заданий.
2)Подумай и реши с кем будешь работать в группе.
3)Продумай все свои действия, которые необходимы для реализации проекта.
4)Справедливо разделите работу между собой в группе.
5)Продумайте заранее о том, что нужно приготовить в первую очередь.
6)Уточните у учителя, какая литература вам понадобится.
Свои готовые работы учащиеся представят классу в следующем виде:
1 группа:
Подготовить выступление по вопросу: «Для чего люди придумывали сказки? Что легло в основу их суждений? Что является основой любой сказки?».
Представить сказку собственного сочинения.
2 группа:
Русская народная сказка: «Как лиса шила волку шубу»
Литовская народная сказка «Как журавль учил лису летать»
Мансийская сказка «От чего у зайца длинные уши»
Подготовить выступление по вопросу: «Сравнение героев сказок разных народов с героями русских сказок».
Нарисовать героев сказок разных народов мира. Создать сборник иллюстраций.
3 группа:
Корейская народная сказка «Как барсук и куница судились»
Китайская народная сказка: «Почему собаки не любят кошек»
Ненецкая сказка «Почему рыбы живут в воде»
Подготовить выступление на тему: «В чем сходство и различия сказок разных народов мира?».
Инсценирование сказок: русской народной и любого другого народа мира.
4 группа:
Русская народная сказка «Как мужик на двух гусях летал»
Молдавская народная сказка «Кто ждёт, чтобы вишни падали в рот»
Словенская народная сказка: «Кто сшил Видеку рубашку»
Подготовить выступление по вопросу: «Чему учат сказки?».
Подобрать пословицы на каждую тему сказки. Создать сборник пословиц.
Реализовать данный проект на уроке можно, придерживаясь следующего плана:
Подготовительный этап:
Беседа с учащимися и знакомство с темой проекта. Деление учащихся на группы. Постановка целей в группах. Распределение заданий. Помощь учителя и родителей в поиске и выборе информации.
Основной этап:
Выработка плана действий: собрание информации, осуществление постановки конкретных задач, определение средств реализации проекта, подбор и конкретизация источников информации, распределение ролей в группе. Работа над проектом и его оформлением. Участие учителя в обсуждении вариантов по реализации проекта. Консультация, координация работ учащихся, стимулирование их деятельности.
Заключительный этап:
Обсуждение и самооценивание младшими школьниками собственных результатов, исполнение возможных недочётов, формулирование выводов. Наблюдение учителя за деятельностью учащихся, участие в обсуждении.
Проект рассчитан на две недели, так как уроки внеклассного чтения в 3 классе проводятся раз в две недели, по завершении которого, ученики представляют учителю готовые работы.
Данный проект направлен на самостоятельную деятельность младших школьников: сбор информации (сказок разных народов мира, пословиц), самостоятельное прочтение сказок разных народов мира, знакомство с главными героями сказок, собственные умозаключения и оценка собственной деятельности. Проект развивает логическое мышление и воображение, формирует интерес к литературному чтению, не только отечественной, но и зарубежной литературы, развивает познавательные способности, умение работать в группе, сообща, сотрудничать с родителями, самостоятельно анализировать сказки и проявлять свои творческие способности.
Список литературы:
1) Библиотека сказок. Ресурс: http://skazka.mifolog.ru/
2) Воронцов А. Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А. Б. Воронцов и др. – М.: Просвещение, 2010 – 144 с.
3) Китайская народная сказка «Почему собаки не любят кошек» Ресурс: http://www.planetaskazok.ru/kitajskieskz/pochemusobakineljubjatkoshekchinskz
4) Корейская народная сказка «Как барсук и куница судились» Ресурс: http://www.planetaskazok.ru/koreinarskz/kakbarsukikunicasudiliskorskz
5) Мансийская сказка «От чего у зайца длинные уши». Ресурс: http://skazkufentazu.ru/skazki-narodov-severa/otchego-u-zaytsa-dlinnie-ushi-mansiyskaya-skazka.html
6) Министерство Образования и Науки РФ. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования.
Ресурс: http://минобрнауки.рф.
7) Молдавская народная сказка «Кто ждёт, чтобы вишни падали в рот» Ресурс: http://skaski.chat.ru/moldova/kto_zdet.html
8) Литовская сказка «Как журавль учил лису летать» Ресурс: http://www.skazki.lv/2012/05/18/%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%8B%D1%88%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B8/
9) Ненецкая сказка «Почему рыбы живут в воде» Ресурс: http://www.zooclub.ru/tales/103.shtml
10) Русская народная сказка «Как лиса шила волку шубу» Ресурс: http://hyaenidae.narod.ru/story4/186.html
11) Словенская народная сказка: «Кто сшил Видеку рубашку» Ресурс: http://www.detki.biz/view1309.html