ПРОЕКТ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В 3 КЛАССЕ «НЕ КРАСНЫ СКАЗКИ ПИСЬМОМ, А КРАСНЫ СМЫСЛОМ» - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОЕКТ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В 3 КЛАССЕ «НЕ КРАСНЫ СКАЗКИ ПИСЬМОМ, А КРАСНЫ СМЫСЛОМ»

Габитова С.Б. 1
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ученик в начальной школе за четыре года должен не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться стать «профессиональным учеником». Поэтому актуальным на сегодняшний день становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы и умозаключения, принимать самостоятельные решения. Достичь этого можно через организацию проектной деятельности на уроке и вне урока [2].

В данной статье мы рассмотрим проект для 3 класса, на тему: «Сказки разных народов мира». Проект нацелен на приобщение ребенка к волшебному миру сказок, через художественно-эстетическое и личностное развитие ребенка, расширение кругозора о культуре иных наций, познание богатств мировой культуры и народного наследия своей страны, развитие способностей сопоставить сказки разных народов мира и выяснять их сходства и различия. Проект поможет увидеть всю красоту и загадочность сказок других народов мира.

Проект имеет огромное значение в формировании личности младшего школьника: воспитывает уважение к нравственным ценностям, эстетических чувств, чувства прекрасного, теплого отношения к творчеству других наций и развитии творческих способностей детей.

Данный проект направлен на поиск и анализ сказок народов мира. Младшим школьникам ставится проблемный вопрос: «В чем сходство и различие сказок народов мира?». В ходе исследования учащиеся собирают, анализируют материал по данной теме, совершенствуют свои умения и навыки выразительного чтения.

Актуальность проекта. Почему же так интересно знакомиться не только с творчеством своего народа, но и с фольклором, пришедшим из других частей света? Это объясняется тем, что любая сказка «обучает» и «воспитывает». Она несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал. С помощью данного проекта мы сможем приобщить детей к волшебному миру сказок малых народов России и народов мира, через художественно-эстетическое и личностное развитие ребенка, через приобщение к прекрасному. Также с помощью данного проекта, дети, читая сказки, учатся различать добро и зло, начинают понимать, кто прав, кто нет, кого жалеть, а кого опасаться. Каждый персонаж сказки вызывает определенные эмоции. Кроме того, кто-то находит в сказке себя или своего литературного идеала, которому подражает в дальнейшем. В основу проекта легли сказки разных народов мира, как русские народные сказки: «Как лиса шила волку шубу», корейская народная сказка «Как барсук и куница судились», «Как мужик на двух гусях летал», литовская народная сказка «Как журавль учил лису летать», мансийская сказка «От чего у зайца длинные уши», китайская народная сказка: «Почему собаки не любят кошек», ненецкая сказка «Почему рыбы живут в воде», молдавская народная сказка «Кто ждёт, чтобы вишни падали в рот», словенская народная сказка: «Кто сшил Видеку рубашку», которые дети самостоятельно найдут и проанализируют, выполнив определенное задание.

Цель проекта:

1) Прочитать сказки разных народов и выделить главных героев сказок;

2) Определить понятие сказки на современном этапе;

3) Сравнить героев сказок разных народов с героями русских сказок.

Задачи проекта:

1) Познакомить детей с культурой других народов, их обычаями, мировоззрением; сопоставить сказки разных народов мира; выяснить, чем они похожи и чем различаются;

2) Формирование интереса к литературному чтению, а также положительного отношения к самостоятельной работе;

3) Обогащение детско-родительских отношений через совместную деятельность;

4) Создание представлений о нравственно-эстетических ценностях.

Участники проекта: младшие школьники, их родители и учитель.

Сбор информации. На данном этапе дети находят интересную информацию в разных источниках о том, что такое сказки, откуда они появились, анализируют сказки разных народов мира. Класс делится на 4 группы, младшие школьники сами создают группы по желанию. Учащиеся могут выполнять поиск информации в школьной библиотеке или библиотеке города, для работы с периодическими изданиями, справочной литературой и сборниками сказок. Также нужно привлечь родителей для помощи детям при работе в интернете, в поиске и обработке информации.

План работы над проектом:

1)Выбери одно из предложенных заданий.

2)Подумай и реши с кем будешь работать в группе.

3)Продумай все свои действия, которые необходимы для реализации проекта.

4)Справедливо разделите работу между собой в группе.

5)Продумайте заранее о том, что нужно приготовить в первую очередь.

6)Уточните у учителя, какая литература вам понадобится.

Свои готовые работы учащиеся представят классу в следующем виде:

1 группа:

Подготовить выступление по вопросу: «Для чего люди придумывали сказки? Что легло в основу их суждений? Что является основой любой сказки?».

Представить сказку собственного сочинения.

2 группа:

Русская народная сказка: «Как лиса шила волку шубу»

Литовская народная сказка «Как журавль учил лису летать»

Мансийская сказка «От чего у зайца длинные уши»

Подготовить выступление по вопросу: «Сравнение героев сказок разных народов с героями русских сказок».

Нарисовать героев сказок разных народов мира. Создать сборник иллюстраций.

3 группа:

Корейская народная сказка «Как барсук и куница судились»

Китайская народная сказка: «Почему собаки не любят кошек»

Ненецкая сказка «Почему рыбы живут в воде»

Подготовить выступление на тему: «В чем сходство и различия сказок разных народов мира?».

Инсценирование сказок: русской народной и любого другого народа мира.

4 группа:

Русская народная сказка «Как мужик на двух гусях летал»

Молдавская народная сказка «Кто ждёт, чтобы вишни падали в рот»

Словенская народная сказка: «Кто сшил Видеку рубашку»

Подготовить выступление по вопросу: «Чему учат сказки?».

Подобрать пословицы на каждую тему сказки. Создать сборник пословиц.

Реализовать данный проект на уроке можно, придерживаясь следующего плана:

Подготовительный этап:

Беседа с учащимися и знакомство с темой проекта. Деление учащихся на группы. Постановка целей в группах. Распределение заданий. Помощь учителя и родителей в поиске и выборе информации.

Основной этап:

Выработка плана действий: собрание информации, осуществление постановки конкретных задач, определение средств реализации проекта, подбор и конкретизация источников информации, распределение ролей в группе. Работа над проектом и его оформлением. Участие учителя в обсуждении вариантов по реализации проекта. Консультация, координация работ учащихся, стимулирование их деятельности.

Заключительный этап:

Обсуждение и самооценивание младшими школьниками собственных результатов, исполнение возможных недочётов, формулирование выводов. Наблюдение учителя за деятельностью учащихся, участие в обсуждении.

Проект рассчитан на две недели, так как уроки внеклассного чтения в 3 классе проводятся раз в две недели, по завершении которого, ученики представляют учителю готовые работы.

Данный проект направлен на самостоятельную деятельность младших школьников: сбор информации (сказок разных народов мира, пословиц), самостоятельное прочтение сказок разных народов мира, знакомство с главными героями сказок, собственные умозаключения и оценка собственной деятельности. Проект развивает логическое мышление и воображение, формирует интерес к литературному чтению, не только отечественной, но и зарубежной литературы, развивает познавательные способности, умение работать в группе, сообща, сотрудничать с родителями, самостоятельно анализировать сказки и проявлять свои творческие способности.

Список литературы:

1) Библиотека сказок. Ресурс: http://skazka.mifolog.ru/

2) Воронцов А. Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А. Б. Воронцов и др. – М.: Просвещение, 2010 – 144 с.

3) Китайская народная сказка «Почему собаки не любят кошек» Ресурс: http://www.planetaskazok.ru/kitajskieskz/pochemusobakineljubjatkoshekchinskz

4) Корейская народная сказка «Как барсук и куница судились» Ресурс: http://www.planetaskazok.ru/koreinarskz/kakbarsukikunicasudiliskorskz

5) Мансийская сказка «От чего у зайца длинные уши». Ресурс: http://skazkufentazu.ru/skazki-narodov-severa/otchego-u-zaytsa-dlinnie-ushi-mansiyskaya-skazka.html

6) Министерство Образования и Науки РФ. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования.

Ресурс: http://минобрнауки.рф.

7) Молдавская народная сказка «Кто ждёт, чтобы вишни падали в рот» Ресурс: http://skaski.chat.ru/moldova/kto_zdet.html

8) Литовская сказка «Как журавль учил лису летать» Ресурс: http://www.skazki.lv/2012/05/18/%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%8B%D1%88%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B8/

9) Ненецкая сказка «Почему рыбы живут в воде» Ресурс: http://www.zooclub.ru/tales/103.shtml

10) Русская народная сказка «Как лиса шила волку шубу» Ресурс: http://hyaenidae.narod.ru/story4/186.html

11) Словенская народная сказка: «Кто сшил Видеку рубашку» Ресурс: http://www.detki.biz/view1309.html

Просмотров работы: 8114