МЕТОДЫ И ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОСУЖДЕННЫХ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОСУЖДЕННЫХ

Акаева Н.Б. 1, Ахмедова А.Ш. 1
1ФГБОУ ВПО "ДГПУ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Методы педагогического воздействия имеют психологическое обоснование. Глубокое понимание мотивов поведения и деятельности воспитуемых, их отношений и свойств позволяет найти более эффективные способы воздействия на личность. Теория методов педагогики различает еще и такие понятия, как прием и средство. Приемвоспитания понимается как частное выражение метода, актуализирующее его действие в данных конкретных обстоятельствах. В трудовом процессе, например, часто прибегают к приему показа трудового действия, раскрывающего точность производственных операций. При разграничении понятий «метод» и «средство» следует учитывать, что когда говорится о средстве, то имеется в виду, что используется для решения той или иной задачи, а когда говорится о методе, то имеется в виду, как используется то или иное средство.

Применение различных методов педагогического воздействия зависит от особенностей личности человека, мастерства и авторитета воспитателя, сложившейся конкретной педагогической ситуации.

В воспитательном процессе в колонии применяются различные методы. Важнейшими из них являются методы убеждения, приучения, принуждения, доверия.Каждый из названных методов имеет свою педагогическую характеристику, то есть, рассчитан на определенный воспитательный эффект. Залогом успеха в педагогической работе является гибкое применение всех методов воспитания в комплексе, в системе. Жизнь показывает, что одним каким-то методом нельзя решить всех педагогических задач.

Метод убеждения является основным в воспитании. Ведущая роль убеждения объясняется тем, что с помощью этого метода формируется самое важное - сознание человека.

Известны две разновидности этого метода: убеждение, словом и убеждение делом. Убеждение словом чаще всего применяется в воспитательной работе в форме доклада, диспута, лекций, занятий по правовой пропаганде, бесед и т. п. Перечисленным формам исправления личности осужденных присущи такие приемы словесного убеждения, как разъяснение, объяснение, доказательство, опровержение. Их эффективность зависит от содержания фактического материала, подготовленности сотрудника, его знания методики организации и проведения этих приемов. Разъяснениеиспользуется в случае, когда необходимо довести до сознания осужденных нормы и правила поведения, их конкретные действия в той или иной ситуации, режимные требования в колонии. Объяснениеприменяется в том случае, когда нужно добиться осознанного восприятия окружающей действительности, нравственно-правовых требований общества, правильного поведения, отношений, общения и деятельности.

Доказательствонеобходимо в процессе установления истины, виновности или невиновности личности в совершении преступления, степени ответственности за то или иное поведение и деятельность осужденных.

Опровержение- это эффективное указание на то, что данная позиция, система взглядов личности ложная и не соответствует нравственно-правовым нормам, существующим в обществе.

Применяя приемы словесного убеждения необходимо сохранять чувство меры, чтобы они не превращались в уговаривание, назидание, морализование. Убеждение словом должно сочетаться с убеждением делом, то есть с убеждением на примере воспитателей, других людей, на примере личного опыта осужденных. Значение этого вида убеждения очень велико. В его основе лежит психологический механизм подражания, здесь велико значение личного примера воспитателя, его отношения к работе.

Убеждение, словом и убеждение делом должны применяться в единстве и взаимосвязи. Важным условием эффективности метода убеждения является личная убежденность сотрудника колонии. Он должен быть убежден в том, что говорит. Однако мало быть самому убежденным в чем-либо, необходимо еще владеть техникой убеждения других. Одним из условий эффективности метода убеждения является умение сотрудников колонии строить правильные, профессионально грамотные взаимоотношения с осужденными. В этом случае убеждение исходит от авторитетного, уважаемого человека, и сила убеждения возрастает, вызывает у осужденных чувство стыда, раскаяния в своем преступлении, стремление выполнить порученное задание. Педагогическая практика подтверждает, что сотрудник колонии по-настоящему может владеть методом убеждения только тогда, когда он в каждом осужденном видит оступившегося человека, любит свою профессию, творчески осуществляет свое дело, не допускает разрыва между словом и делом. Метод приучениязаключается в организации правильного поведения осужденных, в воспитании правильных привычек. Человеку мало знать, каким образом следует поступать, необходимо еще приобрести опыт социально значимого поведения. Для этого у него должны быть воспитаны морально-волевые качества и выработаны соответствующие привычки. К. Д. Ушинский называл привычки «нравственным капиталом, с которого всю жизнь растут проценты». А. С. Макаренко подчеркивал, что нужно «не только воспитывать в себе правильное, разумное отношение к вопросам поведения, но и еще воспитывать правильные привычки, то есть такие привычки, когда мы поступали бы правильно вовсе не потому, что так подумали, а потому, что иначе мы не могли, потому что мы так привыкли». И воспитание этих привычек - гораздо более трудное дело, чем воспитание сознания. Требование в большинстве своем выражается в слове. Оно вызывает или тормозит вполне определенные действия, поступки. Результаты требования проявляются в конкретной деятельности человека.

Требование может быть:

- прямым непосредственным (например, не опаздывать на развод);

- косвенным непосредственным, когда оно исходит от воспитателя, но выступает в виде совета, просьбы, намека (было бы неплохо организовать в отряде соревнование);

- косвенным опосредованным, когда в качестве субъекта, предъявляемого требования выступает коллектив. Под поручениемпонимается задание отдельному осужденному или группе осужденных, исходящее от сотрудника колонии. Поручения должны нести общественную нагрузку, быть посильными, разнообразными. Каждое новое поручение должно быть все сложнее и ответственнее. Выполнение поручений должно тщательно контролироваться.

Упражнение - это организация постоянно повторяющихся действий осужденных с целью накопления ими опыта правильного поведения, выработки морально-волевых качеств. Упражнения должны организовываться с учетом индивидуальных особенностей личности. Упражнение должно быть понятным. Важным методом педагогического воздействия является метод принуждения.Совокупность принудительных способов воздействия и властных полномочий, с помощью которых сотрудники колонии и коллектив осужденных побуждают личность к определенным действиям и конкретным положительным поступкам, а также пресекают проявления отрицательных действий, качеств личности и привычек, называется методом педагогического принуждения. Принуждение применяется к тем лицам, которые не внимают доводам разума, нарушают требования режима. Принуждение не преследует цель оскорбления и унижения личности осужденного. Оно призвано обеспечить выполнение требований режима, и создает условия для применения метода убеждения и приучения.

Разновидностью метода принуждения является наказание.

Наказание требует огромного педагогического такта и мастерства воспитателя. Основными требованиями к наказанию являются следующие.

1. Наказание не должно преследовать цель причинения физических страданий. Если оно воспринимается как кара, то закономерной реакцией на нее будет обида, озлобление, месть.

2. Наказание должно восприниматься как особая форма общественного требования. При этом наказание будет эффективным, если оно исходит от коллектива. Важная роль здесь принадлежит общественному мнению.

3. Применяя ту или иную форму наказания, необходимо учитывать индивидуальные особенности личности осужденного, его отношение к совершенному преступлению.

4. Всякое наказание должно быть обоснованным и соответствовать степени вины и тяжести совершенного поступка.

Однако в первую очередь следует использовать более мягкие виды наказания, оставляя в резерве строгие. Когда воспитатели увлекаются без надобности максимальными мерами наказания, осужденные перестают реагировать на более мягкие. Наказание обязательно должно сопровождаться осуждением, внушением, порицанием, предупреждением. В противном случае оно теряет воспитательное значение.

Одним из методов педагогического воздействия является метод доверия.Он состоит в поручении осужденному какого-либо дела с целью активизации положительных качеств личности. Доверие должно сочетаться с требовательностью, может сопровождаться поощрением.

Условия поощрения: заслуженность, соответствие поощрения поступку, соблюдение чувства меры, разнообразие, своевременность и оперативность.

Следует отметить, что все методы педагогического воздействия связаны между собой. Их применение зависит от особенностей личности, ситуации и поведения осужденных. Под формой педагогического воздействия понимается разнообразная деятельность воспитателей, коллектива воспитателей, осужденных, а также система их взаимодействия между собой и с окружающими людьми. Формы педагогического воздействия разнообразны и многочисленны. Их выбор и систематизация определяются, прежде всего, целями воспитания, традициями, в них преломляются его принципы и методы, они обусловлены особенностями объекта и субъекта воспитания, а также условиями, в которых протекает педагогический процесс. Классификация форм педагогического воздействия определяется выбором основания для нее. Наиболее распространенной является общая классификация по объекту воздействия: отдельная личность - индивидуальные формы; группа - групповые формы; коллектив - коллективные формы; масса людей (большие группы) - массовые формы. При этом надо учитывать, что субъектом воздействия может быть не только воспитатель, но и коллектив сотрудников колонии, коллектив осужденных и различные группы.

Литература

1.Артамонов В. В. Использование некоторых приемов психологопедагогического воздействия на осужденных// Личность преступника и исполнение уголовного наказания. - М: ВНИИ МВД СССР, 1991.

2. Макаренко А. С. О «взрыве». Цель воспитания. Методы воспитания // Соч. в 7-ми т. Т. 5. - М., 1960.

3. Стурова М. П. О социально-педагогическом назначении уголовного наказания как методе воздействия на личность осужденного М., 2007. //

6

Просмотров работы: 6491