МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЖЕНЩИН И ДЕТЕЙ, ПОДВЕРГШИХСЯ НАСИЛИЮ В СЕМЬЕ. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЖЕНЩИН И ДЕТЕЙ, ПОДВЕРГШИХСЯ НАСИЛИЮ В СЕМЬЕ.

Мугаджирова А.М. 1, Дамаданова Г.Н. 1
1ФГБОУ ВПО "ДГПУ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Преобразования, которые осуществляются в России в последние годы, обострили многие проблемы, в том числе и социальные. К ним несомненно можно отнести и проблему роста насилия в различных его формах, в том числе и насилие в семье.

Проблема насилия в семье отражает дисгармонию и перекосы, существующие во взаимоотношениях в обществе. Её острота свидетельствует о нездоровой социально- нравственной обстановке в нашем обществе.

Терпимость общества ко всякому роду насилия - это, по сути, отказ от создания современного цивилизованного общества. Мы привыкли видеть в средствах массовой информации, на телевидении и в кино разного рода насилие. Стали относиться к нему спокойно и не замечать. Поэтому в данной сложившейся ситуации позиция государства представляется особенно важной. Таким образом, политика, проводимая государством по пресечению насилия в отношении женщин и детей в рамках семьи особенно значима.

Разнообразные проявления жестокого обращения с детьми имелись и имеются во всех странах, независимо от политического, идеологического и экономического устройства. Долгое время в нашем обществе старались обходить молчанием эту проблему, считая, что "дети являются привилегированным сословием". Следствием такого отношения явилось выявление и регистрация случаев жесткого обращения с детьми, отсутствие системы всесторонней помощи пострадавшим детям и их семьям.

Уязвимость детей к насилию объясняется их физической, психической и социальной незрелостью, а также зависимым, подчиненным положением по отношению к взрослым.

Жестокое обращение с детьми и пренебрежение их интересами могут иметь различные виды и формы, но их следствием всегда является серьезный ущерб для здоровья, развития и социализации ребенка, нередко - угроза для жизни. Пострадавшие от насилия дети отстают в развитии, страдают различными физическими и психо-эмоциональными расстройствами.

Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения к детям.

К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, следствием которых являются головные боли, потеря сознания, характерные для синдрома сотрясения, развивающегося у маленьких детей, которых берут за плечи и сильно трясут. Кроме того, к ближайшим последствиям относятся острые психические нарушения в ответ на любой вид агрессии. Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Однако в обоих случаях ребенок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. У детей старшего возраста возможно развитие тяжелой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности.

Среди отдаленных последствий жестокого обращения к детям выделяются нарушения физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения.

У большинства детей, живущих в семьях, в которых тяжелое физическое наказание, брань в адрес ребенка являются "методами воспитания", или в семьях, где они лишены тепла, внимания наблюдаются признаки задержки физического и нервно-психического развития. Зарубежные специалисты назвали это состояние детей "неспособностью к процветанию".

Кроме того, независимо от вида и характера насилия у детей могут наблюдаться различные заболевания, которые относятся к психосоматическим: ожирение или, наоборот, резкая потеря веса, что обусловлено нарушениями аппетита. При эмоциональном (психическом) насилии нередко бывают кожные сыпи, аллергическая патология, язва желудка, при сексуальном насилии - необъяснимые боли внизу живота. Часто у детей развиваются такие нервно-психические заболевания, как тики, заикание.

Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.

Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых, младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки их гнева не имеют видимой причины.

Некоторые из них, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. И в том, и в другом случае нарушается контакт, общение со сверстниками.

У эмоционально депривированных детей проявляется стремление любым путём привлечь к себе внимание, иногда проявляется в виде вызывающего, эксцентричного поведения.

Наиболее универсальной и тяжелой реакцией на любое насилие является низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению психологических нарушений, связанных с насилием. Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины, стыда. Для нее характерна постоянная убежденность в собственной неполноценности. Вследствие этого ребенку трудно добиться уважения окружающих, успеха, общение его со сверстниками затруднено.

Среди этих детей отмечается высокая частота депрессий. Это проявляется в приступах беспокойства, безотчетной тоски, в нарушениях сна. В старшем возрасте могут наблюдаться попытки покончить с собой или совершенные самоубийства.

Если говорить о социальных последствиях жестокого обращения к детям, то можно выделить два проявляющихся одновременно аспекта этих последствий: вред для ребенка и для общества.

Дети, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности социализации: у них нарушены связи со взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать авторитет в школе и др. Решение своих проблем дети - жертвы насилия - часто находят в криминальной, асоциальной среде, а это часто сопряжено с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотикам, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия.

Любой вид насилия формирует у детей и подростков такие личностные и поведенческие особенности, которые делают их малопривлекательными и даже опасными для общества.

Для общества последствия насилия над детьми проявляются, прежде всего, в потере человеческих жизней в результате убийств детей и подростков или их самоубийств, а кроме того, это потери в их лице производительных членов общества вследствие нарушения их психического и физического здоровья, низкого образовательного и профессионального уровня, криминального поведения. Это потери в их лице потенциальных родителей, способных воспитать здоровых в физическом и нравственном отношении детей. Наконец, это воспроизводство жестокости в обществе, поскольку бывшие жертвы сами часто становятся насильниками.

Существуют следующие формы насилия в семье: физическое, сексуальное, психологическое, экономическое, отдельно можно выделить пренебрежение интересами ребенка (отсутствие пищи, медицинской помощи, обучения и.т.п.).

Проблема насилия в семье в отношении женщин, детей, других членов семьи не является локальной, характерной исключительно для российского государства. Этой проблеме приоритетное внимание уделяют вся мировая общественность и властные структуры государств.

Международное сообщество осознает всю остроту и важность проблемы насилия в семье и пытается выработать единую систему предотвращения такого насилия и защиты его жертв. Важными составляющими этой системы представляются правовое обеспечение, а также общественная защита жертв насилия и деятельность социальных служб.

При этом подчеркивается, что эффективная политика против насилия в семье возможна только в случае сотрудничества, взаимодействия различных государственных структур и населения.

Профилактика бытового насилия весьма сложна. Она предполагает, во-первых, точную диагностику причин семейного конфликта специально подготовленными лицами; во-вторых, сочетание принуждения с мерами поддержки и помощи, в том числе материальной и медицинской; в-третьих, участие в профилактике, как правоохранительных органов, так и медицинских учреждений, общественных органов, коллективов школ, других учебных заведений, трудовых коллективов. Предупреждение пьянства, лечение алкоголизма и других психических расстройств - важная составная часть всей профилактической работы. Необходим специальный закон о предупреждении насилия в семье.

На наш взгляд, в настоящее время Уголовный кодекс РФ выполняет скорее карательную функцию, он ориентирован на наказание, а не на воспитание и профилактику. Но чтобы преодолеть насилие в семье, одних карательных мер не хватает, нужна серьезная работа в сфере профилактики и воспитания. Институты оказания социальной помощи семье только создаются. Они немногочисленны, не обладают всем необходимым для профилактической работы в семье. На их деятельности негативно сказывается отсутствие необходимой правовой базы. Именно поэтому в дополнение к Уголовному кодексу необходим закон, который создаст правовую базу для социальной работы по предотвращению насилия в семье. Вместе с тем, в последние годы в России были сделаны определенные шаги в законодательном решении проблемы предотвращения насилия в семье и помощи его жертвам. Так, в Семейном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу в 1996 году, впервые определены основы правовой защиты детей от насилия в семье: ребенок рассматривается в качестве самостоятельного субъекта отношений в семье, а не как зависимый объект «родительской власти».

Особое внимание обращается на то, что способы воспитания ребенка не должны причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Они должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство ребенка обращение, оскорбление и эксплуатацию.

Медико-социальная работа - это новый вид профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально- правового характера, направленный на восстановление, сохранение и укрепление здоровья.

Являясь видом деятельности и реализуясь в области интересов здравоохранения и социальной защиты населения, медико-социальная работа использует следующие формы и методы: реабилитационные, психотерапевтические, социальное консультирование, социальные пособия, социальное обслуживание в стационарных учреждениях, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания.

Кроме того, в сфере деятельности медико-социальной работы могут применяться так же формы и методы, сложившиеся в педагогике, психологии, правовой сфере.

Защита от насилия может проходить как в условиях стационарного наблюдения, так и с помощью нестационарных учреждений. Работа нестационарных учреждений сочетает, как правило, деятельность правоохранительных органов и учреждений социального обслуживания. Первые пресекают насилие, вторые оказывают реабилитационную, юридическую и иные виды помощи его жертвам. Она заключается в морально-психологической реабилитации, информационно-консультативной помощи и социальных ресурсах для их защиты.

В ходе реабилитации эффективной технологией является создание терапевтических групп из женщин, переживших насилие. Члены таких групп наилучшим образом могут поддержать друг друга, достигнуть более высоких результатов под руководством специалиста, в коррекции своей личности, в защите своих социальных интересов.

Одной из форм социальной работы с женщинами, испытавшими насилие, является создание телефона доверия. Основной целью телефона доверия является оказание психологической и правовой помощи. Психологическая помощь достигается за счёт снятия эмоционального напряжения, активизации внутренних ресурсов женщины, разрешения внутреннего конфликта. Правовая помощь– ознакомление женщины с её юридическими правами.

В последние годы в нашей стране активно развивается система центров социальной помощи и других учреждений социального обслуживания. В данных учреждениях в штатном расписании прописана должность специалиста социальной работы.

Непосредственно помощь женщинам и детям, подвергшимся насилию оказывают центры социального обслуживания населения. Такие категории граждан имеют право на срочное социальное обслуживание в отделениях срочной социальной помощи, которые включают в себя следующие социальные услуги: оказание доврачебной медицинской помощи, содействие в получении временного жилого помещения, оказание гражданам юридической помощи в целях защиты их прав, оказание экстренной медико-психологической помощи, в том числе по телефону доверия и.т.д. Кроме того, непосредственное участие в помощи жертвам насилия принимают Центры социальной помощи семье и детям.

Социальный приют для детей и подростков, в котором оказывается помощь по ликвидации кризисных ситуаций в семье, предназначен для детей и подростков от 4 до 18 лет, в том числе для детей, подвергшихся любым формам физического или психического насилия. Детям оказывается первичная психологическая помощь, персонал проводит первичный медицинский осмотр и в случае необходимости направляет в стационарное медицинское учреждение.

Важно, чтобы деятельность этих разнообразных организаций не нарушала права женщин и детей, помогать которым они призваны, была прозрачна для контроля в плане содержания и методов работы, а также была информационно доступна всем нуждающимся в ней.

Надо отметить, что деятельность социальных организаций и кризисных центров должна быть направлена на решение проблем женщин и детей- жертв насилия. Создание и функционирование этих организаций является необходимым условием существования любого цивилизованного общества.

Медико-социальная работа с женщинами и детьми, подвергшимся насилию в семье, является ключевым звеном для их реабилитации и интеграции в общество.

Литература.

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений.- М.: Аспект Пресс, 2009г.

  2. Болотина Т.В. Конвенция о правах ребёнка и законодательство Российской Федерации в вопросах, ответах и комментариях. - М., 2010г.

  3. Елисеев Д.В. Жестокое обращение с детьми как проблема современного общества. – М.,2008г.

  4. Забелина Т. А. Женщина и насилие.- М.,2009г.

  5. Семейный кодекс Российской Федерации. - М., 2004г.

  6. Уголовный кодекс Российской Федерации. – М., 2004г.

9

Просмотров работы: 2147