ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Явбатырова Б.Г. 1, Махмудова Н.М. 1
1ФГБОУ ВПО "ДГПУ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последние годы, несмотря на социально-экономические трудности, в России развивается система социально-педагогической поддержки детей-инвалидов. Создаются службы психолого-педагогического, медико-социального сопровождения.

Социальный педагог призван решать сложные проблемы, связанные с социально-эмоциональным, физическим, интеллектуальным развитием этой категории детей, оказывать им всестороннюю помощь и поддержку, способствуя их успешной социализации. Социальному педагогу во взаимодействии с детьми-инвалидами важно создать атмосферу психологической комфортности, окружить их вниманием и заботой, обеспечить эмоционально значимое общение, организовать комплексную социально-психолого-педагогическую помощь, направленную на стимуляцию их личностного развития и социализации.

К категории детей-инвалидов относятся дети до 16 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем.

Инвалидами признаются дети, у которых имеется значительное ограничения жизнедеятельности, проводящее к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем. Показанием для определения инвалидности у детей являются патологические состояния, возникающие при врожденных, наследственных и приобретенных заболеваниях и после травм. Инвалидность ребенка означает необходимость предоставления ему социальной защиты или помощи, объем, и структура которых определяются в виде индивидуальной программы реабилитации с учетом комплекса медицинских, личностно-психологических, социально-психологических факторов. При этом учитываются: характер заболевания, возраст, степень нарушения функций, состояние компенсаторных механизмов, прогноз течения заболевания, возможность социальной адаптации и удовлетворения потребности в различных видах и формах социального обеспечения.

В нашем обществе в течение длительного времени доминировала установка на воспитание и образование детей с ОВ только в рамках государственной системы специальных школ и учреждений интернатного типа. Это, по мнению специалистов, привело к созданию кризисной ситуации, которая характеризуется следующими обстоятельствами:

- социальная «маркировка» (стигматизация) ребенка с особыми нуждами как ребенка с дефектами (неполноценного) - искусственная изоляция ребенка в особом социуме, часто не способствующая его последующей адаптации в обществе;

- жесткость и безвариатность форм получения образования и обучения и системы специальных учреждений;

- почти полное исключения семьи из процесса воспитания и образования ребенка с особыми потребностями.

В последние годы ситуация стала существенно меняться, однако следует отметить, что раздельное обучение детей с ОВ и здоровых детей в его нынешнем виде имеет негативные последствия для тех и других. У детей-инвалидов в условиях сенсорной недостаточности, обусловленной недугом, возможно формирование психической депривации, которая в условиях интернатного учреждения получает дополнительный импульс вследствие еще большей нехватки разнообразия сенсорной стимуляции. Психическая депривация – это психическое состояние личности, возникающее в результате условий, при которых субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения ряда его основных психосоциальных потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени в условиях полной изоляции или частичного ограничения жизненных условий. Она проявляется в задержке и искажении интеллектуального развития, обеднении когнитивной сферы, эмоциональных расстройствах, волевых нарушениях и т.д. В последние годы, когда идет речь о положении детей в России, все чаще употребляется термин «социальная депривация». Он подразумевает лишение, ограничение, недостаточность тех или иных условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания детей, обусловленное в первую очередь низким уровнем жизни. Особенно остро депривация сказывается на детях-инвалидах, менее адаптированных к жизненным трудностям.

Одним из важнейших факторов успешной реабилитации детей – инвалидов является их семья. Помимо материальных проблем, связанных с дополнительными затратами, уровень разводов в таких семьях весьма высок: до 50% отцов уходит из семей, где есть дети с ОВ. То есть: проблемы воспитания ребенка-инвалида дополняются проблемами воспитания ребенка в неполной семье. Замечено, что в семьях с детьми-инвалидами, получающих даже элементарную помощь специалистов по социальной реабилитации, разводимость ниже средней для данной категории, ибо такая помощь дает надежду в прежде безвыходной ситуации.

Вопросы трудовой и медика - социальной реабилитации невозможно решать без участия социального работника. В его функции входят оказание юридической, медицинской, психологической, педагогической и других видов консультационной помощи, организация материальной поддержки и т.п. Он должен оказывать помощь ребенку в преодолении восприятия себя как ущербного. Известно, что инвалиды с положительной «Я - концепцией», уверенные в себе, «психологически благополучные» чаще воспринимаются и окружающими положительно. С другой стороны, в работе с родственниками ребенка-инвалида необходимо преодолевать проявляющиеся устойчивые стереотипы отношения к нему как к существу неполноценному, второсортному. Именно в семье ребенок нередко особенно остро ощущает гиперопеку как следствие жалости, которая делает его неспособным к самостоятельным действиям, или, наоборот, отчужденное отношение со стороны окружающих.

Одним из важнейших задач социальной работы является также изменение в общественном сознании негативных установок по отношению к инвалидам и борьбе с их дискриминацией в обществе. [5]

Обратимся к Закону «О социальной защите инвалидов РФ», в котором отмечается, что в зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид» (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2000 г. Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 171-ФЗ).

В настоящее время имеет место тенденция к росту инвалидности детей. По данным текущей статистики, происходит рост заболеваемости по всем учитываемым категориям (рост инфекционных и паразитарных заболеваний; расстройства питания, нарушения обмена веществ и иммунитета; болезни крови и кроветворных органов; злокачественные новообразования и т. д.). Чрезвычайно негативна динамика состояния интеллектуального и психического здоровья детей. При профилактических осмотрах выявляются понижение остроты слуха, зрения, дефекты речи, сколиоз, нарушение осанки. Ухудшение экологической обстановки, отставание уровня доходов от роста стоимости жизни, снижение стандартов потребления, испытываемый большинством населения белково-витаминный дефицит влияют как на здоровье новорожденных, так и на возможность сохранить нормальное состояние детей, родившихся здоровыми, корригировать развитие тех, кто нуждается в усиленном уходе, дополнительной помощи для медицинской, психологической и социальной реабилитации.

Детская инвалидность существенно отличается от инвалидности взрослой, а инвалид с детства — от человека, ставшего инвалидом уже во взрослом возрасте. Соответственно, детство и юность ребенка с ограниченными возможностями, становление его личности, его реабилитации и адаптации в социуме являются ключевыми для его судьбы, будущей жизни, формирования внутреннего мира и собственного «Я». От уровня адаптированности инвалида детства зависит и целый ряд общественных интересов. Следовательно, проблема адаптации, обучения, создания максимума возможностей для этой категории граждан, продолжая стоять очень остро, остается в то же время не только их личным делом.

Дети с нарушениями развития нуждаются в комплексном реабилитационном подходе, сочетающем медицинские, психолого-педагогические, социальные мероприятия. Когда мы говорим о социальном аспекте реабилитации, то подразумеваем, прежде всего, восстановление ребенка с ограниченными возможностями в правах на наследование культурно-исторического и социального опыта. В каждом обществе существует свое социально и культурно обусловленное пространство. Те или иные отклонения в развитии ребенка приводят к разрыву его связи с культурой, социальной средой, причем на самых ранних этапах, т. к. взрослый, как носитель культуры, не может и не знает, как, каким образом передать ребенку социальный опыт без специально организованных, дополнительных и специфических усилий, средств и методов обучения.

Решение проблемы детской инвалидности в современном обществе должно происходить одновременно как бы в двух плоскостях. Во-первых — это профилактика детской инвалидности, т. е., комплекс мер, направленных на ее снижение за счет повышения качества оказания медицинской помощи беременным женщинам, роженицам и новорожденным, расширение сети медико-генетических учреждений, в задачу которых бы входили как консультации, так и диагностика, особенно дородовая. Во-вторых — это социальная реабилитация детей-инвалидов, а именно развитие сети центров реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями, а также коррекционных детских дошкольных учреждений, приведение существующей системы учебных и воспитательных заведений для детей с нарушениями в развитии в соответствие с объективной необходимостью и международными нормативами с учетом накопленного опыта. Если общество не смогло предупредить рождение ребенка с тяжелым недугом, оно обязано обеспечить ему достойную жизнь.

В своей работе с детьми-инвалидами социальный педагог руководствуется положениями Декларации ООН «О правах инвалидов», Конституции Российской Федерации, подпрограммы «Дети-инвалиды» федеральной целевой программы «Дети России», Федеральных законов «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации (1995 г.), «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов (1995 г.), других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Прежде всего, социальный педагог должен знать статью 18 «Воспитание и обучение детей-инвалидов» Федерального закона «О социальной защите инвалидов». В статье отмечается, что образовательные учреждения, органы социальной защиты населения, учреждения связи, информации, физической культуры и спорта обеспечивают непрерывность воспитания и образования, социально-бытовую адаптацию детей-инвалидов.

Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и профессионального высшего образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения.

При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают, с согласия родителей, обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.

Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому, в негосударственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей на эти цели определяются Правительством Российской Федерации.

Содержание детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Статья 19 «Образование инвалидов» вышеуказанного закона констатирует, что государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки.

Общее образование инвалидов осуществляется бесплатно как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях и регулируется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и профессионального высшего образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Профессиональное образование инвалидов в образовательных учреждениях различных типов и уровней осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются профессиональные специальные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.

Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов в профессиональных специальных образовательных учреждениях для инвалидов осуществляются в соответствии с государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов.

Организация образовательного процесса в профессиональных специальных учреждениях для инвалидов регламентируется нормативными правовыми актами, организационно-методическими материалами соответствующих министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

Государственные органы управления образованием обеспечивают учащихся бесплатно или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой, а также обеспечивают учащимся возможность пользования услугами сурдопереводчиков.

Социальный педагог, работающий с детьми-инвалидами, должен знать и другие статьи закона «О социальной защите инвалидов в РФ»: статью 13 «Медицинская помощь инвалидам» (оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам, включая лекарственное обеспечение, осуществляется бесплатно или на льготных условиях в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации); статью 14 «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации», статью 17 «Обеспечение инвалидов жилой площадью» (Семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Жилищные помещения предоставляются семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств. Семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, — со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, статью 27 «Материальное обеспечение инвалидов», статью 28 «Социально-бытовое обслуживание инвалидов», статью 29 «Санаторно-курортное лечение инвалидов», статью 30 «Транспортное обслуживание инвалидов» (Дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход за детьми-инвалидами, пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси) и другие статьи. [2]

На положение детей с ОВ влияет целый ряд факторов: медицинских, биологических, психологических и социальных. Социальные факторы развития инвалидности у детей привлекают все большее внимание в аспекте становления социальной работы. К числу их относится уровень толерантности, терпимости в обществе по отношению к нетипичным людям. Проблема состоит в том, что специалисты, работающие с детьми-инвалидами, зачастую проявляют нетерпимость по отношению к ним, поскольку такой ребенок не так быстро усваивает программный материал, имеет отклонения в поведении, внешности. И первым желанием бывает изолировать ребенка от сверстников, направив его в какое-либо специализированное учреждение для аномальных детей. Однако далеко не каждый ребенок с ограничениями в развитии должен воспитываться в специальном детском учреждении. Эффективность реабилитационной работы зависит от отношения социальных институтов и рядовых членов общества к идее, что дети с ограниченными возможностями должны иметь равные права со здоровыми.

В семье, воспитывающей ребенка-инвалида, возникает много сложных специфических проблем: экономических, медицинских, социально-профессиональных, психологических, проблем воспитания и ухода за больным ребенком. Семьи, имеющие ребенка-инвалида, зачастую испытывают материальные трудности, некоторые из них находятся на грани нищеты. Дефицит средств обуславливает и значительные различия в рационе питания здоровых детей и детей-инвалидов. Стоимость медицинского обслуживания ребенка-инвалида в три раза выше, чем здорового.

Психологические проблемы семей, имеющих ребенка-инвалида, связаны с тяжелым его воспитанием, трудностями установления и поддержание контакта с ними взаимоотношений между всеми членами семьи. Особенности взаимоотношений обусловлены, как правило, тем, что в инвалидности ребенка родители видят свою вину и, искупая ее заботой и поиском лечения, жертвуют личными отношениями и вниманием к здоровым детям. Из-за недосмотра родителей эти дети часто запущены – они болезненны, плохо учатся и страдают от тяжелого материального положения семьи.

На взаимоотношения между больными и здоровыми членами семьи большое влияние оказывает негативное отношение окружающих к инвалидам. Все эти причины влекут за собой возникновение в семье конфликтов, угнетенное состояние и стрессы, и как следствие – формирование неблагоприятного фона для развития больного ребенка. Ответственность родителей и специалистов становится особенно серьезной, когда ребенок имеет тяжелое заболевание в раннем возрасте. Диагностика состояния здоровья и развитие маленького ребенка, пока ему не исполнилось трех лет, важна с точки зрения планирования комплексной помощи ребенку и семье.

Помощь детям, имеющим нарушения развития, - это не узкоспециализированная деятельность (например, медицинское учреждение), а широкий спектр услуг, необходимых как самим детям, так и их семьям. Они нужны, во-первых, тем детям, чье развитие уже существенно нарушено в результате врожденных изменений (таких, как церебральный паралич или нарушение слуха), изменений, вызванных средой (недостаточное вскармливание, заброшенность ребенка, неумелое или даже жестокое обращение с ним), неизвестных причин (врожденного или природного свойства, либо их сочетания). Во-вторых, остро нуждаются в помощи те дети, чье развитие находится под угрозой в результате биологических факторов (например, малый вес при рождении) или факторов среды (сочетание низкого дохода и отсутствия родственной поддержки). Дело в том, что дети, чье развитие существенно нарушено, обычно сразу попадают в поле зрения специалиста, и потребности в создании системы профессиональной помощи, как правило, очевидны. Напротив, распознание второй группы, как и понимание того, что эти дети нуждаются в помощи, может быть затруднено. Вот почему столь важно производить регулярное обследование ребёнка с целью своевременного обеспечения семьи специальной помощью сразу же, как только появляются первые признаки нарушения развития. Основная цель диагностики и помощи ребенку связана с обеспечением его социального, эмоционального, интеллектуального и физического роста, достижением максимального успеха в раскрытии возможностей для обучения. Цель состоит еще и в том, чтобы не допустить возникновения вторичных дефектов у детей с нарушением развития. Вторичные дефекты возникают либо после неудач, ошибок медицинской практики, обучения или психосоциального консультирования ребенка, либо в результате искажения взаимоотношений ребенка и семьи. Если семье удастся достичь понимания и приобрести навыки общения в соответствии с особенностями ребенка, это исключит дополнительные, вредные для него воздействия.

Набор услуг, входящих в «зонтичную» систему ранней интервенции, значителен. Кратко их можно представить четырьмя формами:

  1. Непосредственные услуги детям – медицинские (хирургия, медикаментозное лечение, физиотерапия), трудотерапия, логопедия и структурированные обучающие программы.

  2. Услуги для родителей – программы родительских групп самопомощи «родитель для родителя», программы развития знаний и навыков родителей, индивидуальное и групповое консультирование.

  3. Услуги семьям – групповые программы для братьев и сестер, бабушек и дедушек; особые формы помощи, такие как предоставление небольшого отдыха, передышки родителям, помощь на дому и финансовая поддержка.

  4. Услуги в микрорайоне – агентства ранней интервенции способствуют включению детей с нарушениями развития в обычные детские сады и школы, защищают права детей и их семей, способствуют тому, чтобы общество осознавало проблемы и нужды детей-инвалидов.

Во многих развитых странах существует целый ряд услуг для родителей, для семьи в целом и для всех тех, кто взаимодействует с семьей (например, специальные курсы для учителей той школы, куда поступил ребенок-инвалид). Все услуги организованы таким образом, чтобы поддержать индивидуальное и семейное развитие и защитить права всех членов семьи. [3]. Одним из важнейших направлений деятельности социального педагога, работающего с детьми-инвалидами, является реабилитационная работа.

Литература:

1. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова и др.; Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 192с.

2.Мустаева Ф.А. «Социальная педагогика»: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2009. – 528с. – («Gaudcamus»).

3.Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений./Под ред. В.И.Никитина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 272с.

4.Социальная работа и подготовка социальных работников в Великобритании, Канаде, США. – М., 2008

5.Социальная работа. / Под общей ред. проф. В.И.Курбатова. Серия «Учебники; учебные пособия». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2009. – 576с.

9

Просмотров работы: 5899