В процессе обучения в педагогическом вузе особое место занимает первый курс, который определяет успех дальнейшей деятельности студентов в подготовке к профессии. Немаловажную роль в этом играет постановка преподавания такой дисциплины, как «Введение в профессию». Небольшой по объему курс ( изучается только в первом семестре) располагает значительными возможностями для подготовки студентов к овладению профессионально-педагогическими умениями. Эти возможности заключаются в усвоении студентами знаний о социальной значимости профессии социального педагога, характеристики профессиональной деятельности, принципов исследовательской работы в вузе, умений и навыков общественной жизни в студенческой группе, на факультете, в вузе в целом.[3 ]
На наш взгляд, умения учебной, научно-исследовательской, общественной работы составляют необходимую базу для формирования профессионально-педагогических умений. Целью данной статьи является обоснование выдвинутого тезиса , опираясь на опыт чтения лекций , проведения семинаров по данному курсу на факультете педагогики и психологии Дагестанского государственного педагогического университета. Социальная значимость педагогической профессии раскрывается в теме « Педагогическая профессия и ее роль в развитии общества» через рассмотрение прав граждан на труд и выбор профессии, закрепленных в Конституции Российской Федерации, профессионального мастерства как условия развития производительных сил общества, требования к педагогической профессии в условиях современного общества. Все положения иллюстрируются примерами и фактами из жизни педагогической общественности в целом и республики Дагестан в частности. Эти сведения привлекают студентов своей новизной и убеждают в той важной роли, которую выполняет в обществе социальный педагог, в том, сколько необходима педагогическая профессия.[4 ]
Отвечая на вопрос, чему научились изучив курс «Введение в педагогическую профессию», студенты отмечали, что многое узнали о профессии социального педагога, по-новому посмотрели на выбор профессии, над многим задумались. Проиллюстрируем наиболее характерные суждения: « В школе я еще не представляла себе ту ответственность, которая возлагается на педагога», «Я никогда не задумывалась над тем, какие сложные задачи решает учитель, думала учит и все».
И действительно, в теме «Характеристика современного учителя» раскрываются основные функции педагога в обществе, дается характеристика системы теоретических знаний, необходимых педагогу, особо рассматривается система профессионально-педагогических умений, которыми обязан овладеть студент за годы обучения в вузе. Уже на первом курсе студент ориентирован на то, что его теоретическая подготовка осуществляется в единстве с практической . что показателем практической подготовленности к работе должны быть профессионально- педагогические умения. Для характеристики последних нами были использованы результаты исследования кафедры социальной педагогики , мы взяли разработанную классификацию профессионально-педагогических умений, формируемых у студентов педагогического вуза.
Более подробно мы рассмотрели систему общепедагогических умений (дидактических, психологических, организаторских, общественно-политических, просветительских, практических, спортивных и художественных). Затем на первом семинарском занятии мы предложили студентам оценить каждое умение названных видов, не смущаясь тем фактом, что многими умениями первокурсники пока не владеют или даже не имеют представления о том или другом умении. Общая картина самооценок такова: практические 0,20; спортивные 0,12; общественно-политические 0,13; организаторские -0,06; психологические -0,07;художественные -0,08; просветительские -0,38; дидактические -0,55. Как видно, положительную оценку получили лишь три вида умений: общественно-политические, спортивные и практические. Видимо имеет место отражение в сознании студентов опыта допрофессиональнального обучения в школе, кружках, спортивных секциях и т.д. в отрицательной самооценке художественны умений, надо полагать, нашла отражение слабая постановка художественного воспитания в школе. Наиболее низкую самооценку получили дидактические и просветительские умения. Это объяснимо тем, что эти умения, как и психологические, организаторские должны сформироваться в условиях профессионального обучения в педагогическом вузе. На данном этапе первоначальное состояние растерянности переводилось в заинтересованность в овладении профессиональными умениями и способствовало логическому переходу в тему « Высшая педагогическая школа и организация учебно-воспитательного процесса», в которой раскрываются принципы и организационные формы, характеристика всех видов обязательных учебных занятий. Далее студенты были подведены к тому, что основной путь включения во все виды учебных занятий -это необходимое условие овладения умениями самостоятельной работы в высшей школе, это первый путь к овладению профессионально-педагогическими умениями.
Теме «Самостоятельная работа студентов» посвящается лекция и два семинарских занятия. Если в лекции раскрываются психологические основы учебного процесса в вузе, вопросы гигиены умственного труда и его рациональной организации, дается общая характеристика основных видов самостоятельной работы, то на первом семинарском занятии , которое проводит работник библиотеки, организуется обучение студентов поиску литературных источников, справочников, обучение пользованию каталогами, ресурсами электронной библиотеки и др. Методике самостоятельной работы с книгой и Интернет-ресурсами посвящено следующее семинарское занятие, основная задача которого состоит с обучением технике беглого чтения, составлению плана, тезисов , конспектов, презентаций по темам. Например, предлагалась статья по педагогике, которую необходимо просмотреть и разделить на смысловые части и озаглавить. После совместного обсуждения принимался окончательный вариант, служивший основой для дальнейшей работы- к каждому вопросу сделать одну смысловую выписку. Подчеркивалось, что беглый просмотр содержания статьи, деление целого на части, составление плана и подбор выписок есть не что иное, как составление краткого конспекта, который впоследствии станет основой презентации. Также студенты упражнялись в составлении тезисов или сложного конспекта. На примере студенческих работ прошлых лет показано, как не следует составлять конспект, что простое переписывание отдельных абзацев- это скорее механическая работа, которая не развивает мыслительных качеств таких как осознанность, критичность, обобщенность и т.д. и не способствует глубокому усвоению материала. Значение самостоятельной работы по поиску материала становится основой общепедагогических умений, определяет успех последующей профессиональной подготовки. В конце учебного года был проведен мониторинг, обобщающий ответы студентов по навыкам самостоятельной работы, которыми они овладели в институте: бегло, но внимательно прочитывать материал статьи, параграфа, главы и т.д.-80%; составлять план к прочитанному-72%; делать выписки-70%; составлять простой конспект статьи-70%; составлять тезисы-52%; слушать и записывать лекцию-64%; пользоваться каталогами и картотеками-60%; составить библиографию к теме 60%; составлять рецензии и аннотации-40%; писать доклад, реферат-52%.
В лекции на тему «Участие студентов в научно-исследовательской деятельности» даются определения ключевых понятий и рассматриваются принципы исследования. Особое внимание уделяется изучению передового опыта с выделением критериальных показателей, таких как новизна, высокая результативность, актуальность, преемственность, перспективность. Для первичного привлечения студентов к изучению передового опыта используются имеющиеся на кафедре материалы обобщения передового опыта для составления паспортов, куда вошли вопросы :сведения о образовательном учреждении, сведения об авторе передового опыта, название и краткое содержание опыта, внедрение передового опыта в практику образовательных учреждений . Третий путь теоретической и практической подготовки студентов к педагогической профессии- овладение навыками общественной работы, участие в жизни студенческой группы, факультета, вуза. В завершающей лекции на тему «Студенческий коллектив и его роль в формировании профессиональных качеств личности будущего педагога» студенты знакомятся с правилами внутреннего распорядка, со структурой общественных студенческих организаций института.
Литература
1 Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса- Минск: Университ. изд., 1990.
2 Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитания.- М.: Прогресс, 2005.
3 Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения - М., 2009.
4 Рубинштейн М. М. Проблема учителя - М.: Академия, 2004