Конфликты в детском коллективе часто возникают по причине отсутствия согласованности действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей, то есть по причине несформированности коммуникативной культуры. Поэтому психологу-социальному педагогу важно уметь сформировать у детей и подростков опыт взаимоотношений в условиях разрешения межличностных конфликтов.
Одной из задач нашего исследования было выявить при помощи диагностики предрасположенность ребят в детских коллективах клубов по месту жительства к конфликтному поведению и разработать программу по профилактике межличностных конфликтов у подростков.
Содержание программы:
Дата |
Направление |
Формы работы |
04.01.2015 |
Знакомство и сплочение, установление контакта между участниками курса. |
Тренинговые и игровые занятия. |
11.01.2015 |
Сплочение, снятие барьеров опасения, страхов к группе, установление доверительных отношений. |
Лекция-игра, рефлексия. |
18.01.2015 25. 01.2015 |
Распознание личных внутренних мотиваций, страхов. |
Тестирование, самоанализ, проективные методики, анализ полученных результатов. |
08.02.2015 |
Сближение членов группы в достижении общей цели, умение работать в группе. |
Тренинги, ролевые игры, рефлексия. |
15.02.2015 |
Расширение возможностей адекватного поведения и взаимодействия с людьми. |
Психодрамма, рефлексия. |
22.02.2015 |
Умение общаться, умение мирно и адекватно (логическими выводами и фактами) отстаивать свою точку зрения или соглашаться с чужой. |
Игры, тренинги, рефлексия. |
1.03.2015 |
Создание позитивной творческой атмосферы, способствующей сближению участников действия. |
Лекция и драматическая игра, рефлексия. |
8.03.2015 |
Тренировка самообладания (самоконтроля). |
Лекция, тренинг, рефлексия. |
15.03.2015 |
Обучение приёмам релаксации. |
Лекция и тренинги, рефлексия. |
22.03.2015 |
Обучение «заякорению» положительных или отрицательных ситуаций, в зависимости от поставленной цели. |
Лекция, метод якоря (НЛП). |
29.03.2015 |
Реализация умений работать в команде, сотрудничать, адекватно воспринимать критику и пожелания со стороны. |
Коллективное творческое дело─ КВН (составление сценария, распределение ролей и обязанностей). |
Предполагается, что программа будет реализована в виде курса, занятия которого будут проходить один раз в неделю по 45-60 минут.
Все формы работы, занесённые нами в таблицу программы, способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, умению работать в коллективе.
Методы и методики реализации программы:
1. Методика драматических игр (Jeux Dramatiques)(эффективное средство социализации в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия).
2. Психологический тренинг(форма активного обучения навыкам поведения и развития личности, ключевым принципом которой является эффективное обучение и развитие, является постоянное сочетание в тренинге всех форм деятельности: общение, игра, обучение, труд).
3. Ролевые игры(совместная групповая игра, участники которой действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия; вместе создают или следуют уже созданному сюжету).
4. Коллективное творческое дело (сама технология организации работы ставит детей в ситуации выбора, взаимной зависимости, совместного обсуждения, смены ролей, самостоятельного принятия решений, готовности нести ответственность за собственные и совместные поступки и решения).
Мы считаем, что именно такие интерактивные методы организации деятельности будут способствовать тому, что школьники приобретут опыт совместной деятельности, научатся работать в коллективе, не бояться проявлять самостоятельность и, вместе с тем, слышать и чувствовать другого человека и соотносить свои действия с действиями партнера по взаимодействию.