ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИМИДЖЕВОЙ ПОЛИТИКИ АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИМИДЖЕВОЙ ПОЛИТИКИ АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Алямкина К.А. 1
1ФГБОУ ВПО "Мордовский государственный университет им. Н .П .Огарева"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В целях развития России и ее перехода на новый этап качественного социально-экономического роста необходимо перейти от «сырьевой» концепции развития, базирующейся на приоритете использования исчерпаемых природных ресурсов, к инновационному типу развития страны[3, с.1]. Данный переход был определен в качестве стратегического приоритета, воплощенного в виде «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», принятой Распоряжением Правительства РФ №2227-р от 8 декабря 2011 года. Это стало толчком к переходу экономики на инновационную социально ориентированную модель развития.

Для развития инновационной сферы как страны в целом, так и отдельных субъектов федерации создаются различные учреждения по поддержке и продвижению инноваций. Функционирование этих организаций уже приносит положительные результаты, однако, темпы перехода на «инновационные рельсы» не достаточны [3, с.3]. Одной из причин недостаточной эффективности деятельности учреждений инновационной сферы является неадекватная политика взаимодействия подобных организаций с общественностью. В свою очередь, основным элементом системы взаимодействия с общественностью является имиджевая политика, потому что именно от имиджа зависит восприятие организации общественностью, а соответственно, и вовлечение целевых групп в инновационную деятельность. Тем самым, формирование доверительного имиджа (в том числе за счет повышения информированности общества о деятельности организации) является катализатором увеличения числа инновационных инициатив и развития инновационной экономики страны.

Имиджевая политика как совокупность мероприятий по формированию и развитию имиджа организации зависит от типа, целей, внутренней и внешней среды данной организации. Соответственно, имиджевая политика автономного учреждения должна формироваться с учетом особенностей его функционирования и развития сферы, в которой оно развивается. К тому же, деятельность, связанная с имиджмейкингом (как и любая другая деятельность), должна основываться на принципах законности. Поэтому целесообразным является исследование системы нормативно-правового регулирования [1, с. 14].

Система регулирования отношений в сфере имиджмейкинга состоит из нескольких уровней (рисунок 1).

Рисунок 1 – Уровни правового регулирования отношений в сфере реализации имиджевой политики организации

Согласно общепринятым правовым нормам, приоритетными к исполнению являются нормативно-правовые акты более высокого уровня. То есть, при возникновении противоречий между нормами, содержащимися в актах различного уровня, правомерными признаются действия, совершенные на основании НПА более высокого уровня.

Кроме того, система нормативно-правового регулирования деятельности по созданию и продвижению организационного имиджа состоит из 2 подсистем (рисунок 2).

Рисунок 2 – Структура НПА, регламентирующих отношения по созданию и продвижению организационного имиджа

Рассматривая схему, представленную на рисунке 2, следует отметить, что каждая их подсистем может быть представлена на всех рассмотренных выше уровнях.

Подсистема общего регулирования включает нормативно-правовые акты, не относящиеся непосредственно к имиджмейкингу, но обязательные к учету при осуществлении этой деятельности. Эту подсистему можно условно определить как «фундамент», на котором строятся акты, непосредственно регулирующие деятельность в сфере PR, а, следовательно, имиджевая деятельность, так как любое PR-мероприятие влияет на имидж организации, а имиджмейкинг использует в своей деятельности методы и инструменты PR. К примеру, Конституция Российской Федерации, принятая на референдуме 12 декабря 1993 года, в ст. 23 устанавливает право каждого человека и гражданина (а, следовательно, и некоторых объектов имиджевой политики) «на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени». Ст. 24 гласит: «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются». А ст. 29 определяет право на свободу мысли и слова, а также право «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» и свободу массовой информации. Ст. 45 определяет право на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом.

Гражданский кодекс Российской Федерации № 51 – ФЗ от 30.10.1994 г. основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (ст. 1). К данному виду законодательных актов также относятся Налоговый и Трудовой Кодексы и т.д.

Однако для нас наиболее важным является изучение подсистемы специального регулирования (совокупность НПА, регулирующих вопросы специфического характера), в которую входят нормативно-правовые акты, определяющие особенности функционирования автономных учреждений инновационной сферы, а также НПА, непосредственно регулирующие отношения, возникающие в результате реализации имиджевой политики учреждения.

К первой группе НПА можно отнести, в том числе, следующие:

  • Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», принятая Распоряжением Правительства РФ №2227-р от 8 декабря 2011 года,

  • Федеральный закон «Об автономных учреждениях» № 174-ФЗ от 3.11.2006 г.,

  • Стратегия социально-экономического развития Республики Мордовия на период до 2025 года, принятая Законом Республики Мордовия от 1.10.2008 г. № 94-З,

  • Государственная программа научно-инновационного развития Республики Мордовия на 2013 - 2018 годы, утвержденная Постановлением Правительства Республики Мордовия от 20.05.2013 г. № 183,

  • Учредительные документы автономных учреждений Республики Мордовия и др.

Данная подсистема НПА позволяет определить цели и особенности функционирования автономных учреждений инновационной сферы, что, в свою очередь, делает возможным построение эффективной имиджевой политики, позволяющей не только сформировать представление об учреждении, но и косвенно повлиять на достижение организационных и даже региональных целей.

Все рассмотренные выше документы оказывают влияние на формирование и развитие имиджевой политики опосредованно, однако, наряду с ними, существует совокупность НПА, регламентирующих имиджевую деятельность непосредственно. Рассмотрим подробнее каждый из уровней данного типа правового регулирования.

На международном уровне не существует обязательных для исполнения законодательных актов, однако, есть документы, носящие рекомендательных характер. К ним можно отнести, например [2, с. 54]:

  • Кодекс профессионального поведения Международной ассоциации по связям с общественностью (кодекс ИПРА), который был принят Международной ассоциацией PR (IPRA) на ее генеральной ассамблее в Венеции в мае 1961г. и является обязательным для соблюдения всем членам Ассоциации.

  • Лиссабонский кодекс (Европейский кодекс профессионального поведения в области PR – кодекс СЕРП) был принят Генеральной ассамблеей Европейской конфедерации PR (СЕРП) в Лиссабоне в апреле 1978г. и дополнен в мае 1998г.

  • Афинский кодекс был принят Генеральной ассамблеей ИПРА в Афинах в мае 1965г.

  • Римская хартия (Профессиональная хартия ИКО) была принята на заседании ИКО в Риме в октябре 1991 г.

  • Хельсинская хартия была принята в 1997г. на Всемирном конгрессе PR в Хельсинки ИПРА, СЕРП и ИКО – Международным комитетом Ассоциаций PR- консультантов.

Кто касается национальных кодексов, регламентирующих имиджмейкинг, существует Декларация профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью (Декларация РАСО, принятая на конференции Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) в ноябре 1994г.

Как было сказано ранее, этические кодексы не являются обязательными для исполнения. Ответственность за их неисполнение может наступать только для членов принявших кодексы ассоциаций и определяется управляющими органами ассоциаций. Поэтому более важным для нас является исследование законодательных актов, имеющих юридическую силу на территории всей страны и обязательные для исполнения всеми субъектами имиджевой политики.

К законодательству федерального уровня относятся следующие НПА:

  • Часть 4 Гражданского Кодекса РФ от 18.12. 2006 № 230-ФЗ,

  • Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1,

  • Закон РФ «О государственной тайне» от 21.07.1993 г. № 5485-1,

  • Федеральный закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» от 27.06.2006 г. № 149-ФЗ,

  • Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ и др.

Также сюда можно отнести указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и другие подзаконные акты, призванные регламентировать данную сферу.

Четвертая часть ГК РФ регламентирует отношения в сфере прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, в том числе авторские права, права, смежные с авторскими, патентные права и т.д., что непосредственно относится к имиджу организации и имиджевой политике.

Деятельность по развитию имиджа организации непосредственно связана с систематическим взаимодействием со СМИ. Закон применяется в отношении средств массовой информации, учреждаемых в Российской Федерации, а для создаваемых за ее пределами – лишь в части, касающейся распространения их продукции в Российской Федерации. Ст. 1 данного федерального закона провозглашает свободу СМИ и гласит: «В Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации».

Закон «О государственной тайне» регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации. Особенно актуальны положения данного закона для работников автономных учреждений, которые создаются Российской Федераций и субъектами Российской Федерации.

Ст. 1 федерального закона РФ «Об информации, информатизации и защите информации» регулирует отношения, возникающие при: осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации. Однако, согласно ст. 2 данного закона, он не распространяется на отношения, возникающие при правовой охране результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации.

В формировании благоприятного имиджа учреждения большую роль играет корпоративная реклама. Федеральный закон "О рекламе" регулирует часть объектов рекламы. Закон так же затрагивает ряд этических моментов, например, дает понятие ненадлежащей рекламы и запрещает использование всех ее видов (недобросовестной, недостоверной, неэтичной и заведомо ложной рекламы).

Значительная часть закона устанавливает полномочия контрольных органов в сфере рекламы и определяет права и обязанности участников рекламного процесса, сроки хранения рекламных материалов, обязанность представления документальных подтверждений достоверности рекламной информации, лицензий и сертификатов, а также ответственности за уклонение выполнения условий рекламы, выступающей в качестве публичной оферты.

Региональный уровень нормативно-правового регулирования не представлен специальным законодательством, непосредственно устанавливающим характер и особенности отношений в сфере имиджмейкинга.

Система регулирования реализации имиджевой политики не ограничивается только законодательными актами. Существует также локальный (организационный) уровень регулирования рассматриваемых отношений. Первоочередное значение здесь имеет документ, регламентирующий направления имиджевой политики, а также план PR-мероприятий. Также необходимо учитывать стратегические планы и направления деятельности организации.

Подводя итоги всему выше сказанному, можно сделать вывод о том, что система нормативно-правового регулирования реализации имиджевой политики организации имеет иерархическое строение и включает как обязательные для исполнения, так и носящие рекомендательный характер документы. К тому же, все нормативно-правовые акты делятся на законодательство общего и специального регулирования.

Список использованных источников

  1. Браун Л. Имидж – путь к успеху / Л. Браун. – СПб.: Питер Пресс, 2010. – 219 с.

  2. Почепцов Г. Г. Паблик рилейшнз для профессионалов / Г. Г. Почепцов. – М.: Изд-во "Рефл-бук", 2011. – 433 с.

  3. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, [принята Распоряжением Правительства РФ №2227-р от 8 декабря 2011 года]. – М.: Экономика и право, 2012. – 84 с.

Просмотров работы: 1317