Польские специалисты выделяют четыре этапа развития нормативно-правовой базы регулирования бухгалтерского учета.[2]
I этап.1945 - 1990 гг.
Основным источником, регулирования бухгалтерского учета в Польше, является Коммерческий кодекс 1934 г. Бухгалтерский учет соответствует требованиям системы централизованного планирования и подчинен налоговым целям. Только в конце данного периода (в 1990 г.) началась массовая приватизация государственных предприятий, а за ней и процесс унификации бухгалтерского учета с нормами европейского законодательства. Польша достигла значительного прогресса в переходе от коммунистической плановой экономики к рыночной экономике.
В 1960 году министерство финансов стало присваивать квалификацию присяжного бухгалтера. До начала реформ они, занимали руководящие посты в бухгалтериях. Они должны были сдавать экзамены по бухгалтерскому учету, коммерческому праву и системам контроля. Присяжные бухгалтера от имени министерства финансов во время специального трехнедельного отпуска с основного места работы, изучали финансовую отчетность предприятий и выдавали сертификаты «корректности».
II этап.1991 - 1994 гг.
Изменения в регламентациях бухгалтерского учета и смежных с ним областях в результате перестройки экономики при сохраняющемся доминировании налоговых целей. Была создана национальная палата аудиторов, которая в 1992 г. приняла польские стандарты аудита.
Рассматривается второй правовой источник «Закон о бухгалтерском учете».
Он предусматривает последовательную реформу отчетности и аудита, основывающиеся на требованиях, содержащихся в 4-й Директиве ЕС.
III этап 1995 - 2001 гг.
Вступает в действие (в 1995 г.) новый Закон о бухгалтерском учете, основанный на директивах ЕС. Помимо этого, в нем впервые нашли отражение отдельные аспекты концептуальных основ МСФО. Такие изменения "превратили бухгалтерскую систему, имевшую налоговую ориентацию, в самостоятельную систему регулирования деловой активности... Закон повысил ее полезность для инвесторов и увеличил прозрачность экономических операций в Польше" .
IV этап с 2002 г. и по настоящее время
Вносятся изменения и дополнения в ранее указанные законы, вызванные новыми регламентирующими актами, прежде всего новеллами в европейском законодательстве. Так, в закон о бухгалтерском учете (2000 г.) пришлось впоследствии вносить дополнения в связи с принятием Европейским парламентом и Советом Постановления от 19.07.2002 о применении международных стандартов.
Закон о бухгалтерском учёте предоставляет каждой организации право иметь собственный план счетов. Однако организации могут применять и типовые планы счетов, которые разрабатываются Комиссией по ценным бумагам для компаний, включённых в биржевой список, и Министерством финансов для прочих организаций.
Кроме традиционных бухгалтерских отчётных форм, правление предприятий всех форм собственности обязано представлять административный отчёт о результатах деятельности предприятия за финансовый год.
Он состоит из четырёх разделов:
основные события, включая фактические капитальные вложения, имеющие существенное влияние на результаты деятельности предприятия в отчётном финансовом году либо ожидаемые в следующем;
намеченная реконструкция и модернизация предприятия;
основные достижения в научных разработках и техническом развитии;
текущее и прогнозируемое финансовое состояние предприятия.
Закон о бухгалтерском учете поднял уровень аудиторской профессии в Польше. Тем не менее, не существует никакого механизма постоянного внесения изменений в стандарты учета в ответ на быстроменяющиеся экономические условия. Польские правила бухгалтерского учета не имеют такой степени детализации, точности и полноты, которая присуща стандартам GAAP США. Министерство финансов в настоящее время работает над исправлением ошибок и заполнением пробелов, выявленных в нынешнем законе.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Соколов Я.В. Очерки по истории бухгалтерского учета.. [ Электронный ресурс]: - М.: Финансы и статистика, 2004г.
Круковская Т.А.,Шаров А.В. История бухгалтерского учета, уч. пособие [ Электронный ресурс]: - М.: 2006г.