ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛИЧНОСТИ ОСУЖДЕННОГО С СОЦИАЛЬНЫМ ОКРУЖЕНИЕМ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛИЧНОСТИ ОСУЖДЕННОГО С СОЦИАЛЬНЫМ ОКРУЖЕНИЕМ

Залитинова С.А. 1, Кадиева З.М. 1
1ФГБОУ ВПО "ДГПУ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Исправление осужденных - весьма сложный процесс, и эффективно управлять им только силами членов совета воспитателей, во-первых, практически невозможно и, во-вторых, педагогически нецелесообразно. В этот процесс необходимо вовлекать положительно зарекомендовавших себя осужденных, проявляющих общественную активность. В данном случае педагогический анализ взаимоотношений целесообразно осуществлять в рамках подсистемы «активист - осужденный».

Как показывает практика, для нормального функционирования процесса исправления осужденных важно правильное восприятие ими не только решений активистов, но и поведения членов самодеятельных организаций, которое должно быть очень ответственным.

Большое значение в исправлении осужденных, признании ими вины и раскаянии в совершенном преступлении имеет полученная администрацией от актива информация, которая позволяет членам совета воспитателей узнать о внутренних, глубинных процессах исправления личности осужденных. От правильного, умелого использования этой информации зависит эффективность воспитательной работы по развитию нравственной ответственности личности.

Взаимодействие личности осужденного с ближайшим социальным окружением, возникновение дефектов в этом процессе происходит в результате неудовлетворения его потребности самоутверждения в сфере общественно полезной деятельности.

Стремление к самоутверждению в системе неофициальных отношений осужденных часто происходит с использованием противоправных способов. Нормы отрицательной группы определяют не только способы самоутверждения, но и варианты безответственного поведения в конкретных жизненных ситуациях.

Особенность самоутверждения правонарушителей в данном случае заключается в том, что они пытаются достичь этой потребности с помощью асоциальных средств и способов: угроз, запугивания, применения физической силы и т. п. Добившись повиновения и подчинения от других, они стремятся сохранить свои позиции и в дальнейшем. Поэтому у них возникает и развивается нетерпимое отношение к любым критическим замечаниям в их адрес со стороны других: недружелюбие, агрессивность, неумение прощать чужие промахи. Это, в свою очередь, порождает ответные действия. Неприязненные взаимоотношения нарастают и могут принять форму открытой вражды, хулиганских действий.

Среди осужденных физическое насилие как способ асоциального самоутверждения играет немаловажную роль. Анализ биографий осужденных, предпочитающих физическую расправу другим методам воздействия, показал, что они воспитывались в семьях, где отсутствовали отношения взаимной ответственности. Взаимоотношения между членами семьи строились на основе унижения достоинства других, угроз. Конфликты в семье нередко заканчивались ее распадом, и тогда контроль над поведением подростков значительно ослабевал либо прекращался. Свойственные этому возрасту здоровые интересы постепенно вытеснялись, подростки начинали плохо учиться, порывали дружеские связи со школьными товарищами, прекращали заниматься общественной работой. Выход из создавшегося положения они находили вне школы, примыкая к отрицательным группам, под влиянием которых привычки быстро менялись и приобретали асоциальный характер. В неформальных малых группах отрицательной направленности эти лица, как правило, становились лидерами, унижали других, проявляли жестокость по отношению к слабым. Оказавшись в колонии, такие осужденные уже были подготовлены прежним образом жизни к самоутверждению посредством физической расправы над неугодными, к безответственным поступкам и действиям.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что было бы неверным считать отрицательной всю систему взаимоотношений в колонии. При качественной постановке воспитательного процесса определяющее значение имеют положительные тенденции в сфере взаимоотношений осужденных, резко ограничивается деятельность отрицательно настроенных правонарушителей, возрастает роль актива, создаются благоприятные возможности для исправления осужденных. Решение задач, связанных с обеспечением эффективности исправления осужденных, обусловливает поиск новых подходов к их решению. Одним из таких подходов является системно-структурный анализ развития личности осужденных, который позволяет определить связи, отношения, функциональные зависимости между ее элементами и возможности в реализации их воспитательного влияния.

В отечественной науке наиболее плодотворной попыткой применения системно-структурного анализа к педагогическим процессам считается концепция И. А. Невского, которая определяет особенности воспитательного процесса с осужденными. В данном случае основными структурными звеньями деятельности и поведения, влияющими на исправление осужденных, являются: побудительное, антиципирующее, исполнительное и оценочное. Побудительное звено включает в себя восприятие взаимодействующих факторов, их анализ и синтез на основе имеющегося у индивида опыта. Воздействующие факторы могут быть внешние - предметы и явления окружающего мира, распоряжения старших, влияние обстановки, то есть ситуационные и обстановочные раздражители, и внутренние - мысли, интересы, желания, отношения, мотивы, потребности, то есть вся совокупность импульсов, побуждающих к определенной деятельности и поведению. Проанализировав эти факторы, осужденный определяет их значимость, отношение к ним, формирует возможный, вероятный и необходимый способ реакции на них. Естественно, что полнота и совершенство оценки воздействующих факторов, а значит и выбор реакции, зависят от имеющегося у осужденного нравственно ответственного опыта деятельности и поведения.

Воспитательный процесс в колонии направлен на формирование у осужденных побуждения к социально-значимому поведению и деятельности, в результате чего у них вырабатывается нравственная ответственность и ее элементы: убежденность, адекватная самооценка, общественная направленность, раскаяние в совершенном преступлении, осознание своей вины за содеянное. При этом, чем полнее и точнее осужденный осознает свои побуждения (мотивы), свою вину перед другими людьми, обществом и государством, чем глубже раскаивается в своем преступлении, тем выше уровень его нравственной ответственности и власть над своими поступками и обстоятельствами.

В условиях лишения свободы у осужденных нередко развивается неадекватная оправдательная мотивация, с помощью которой они стремятся скрыть нередко даже от себя подлинные побуждения.

В зависимости от конкретной жизненной ситуации, в которую попадает осужденный, оправдательная мотивация может приобретать самые различные формы, влияющие на нравственную ответственность личности и ее элементы. Наиболее распространенной среди осужденных формой оправдательной мотивации является самооправдание. Самооправдание питается несколькими мощными психологическими источниками, к числу которых относится, прежде всего «вымещение», то есть переориентация чувства агрессивности с одного объекта на другой, более доступный. Это выражается в безответственном поведении, направленном не только на других осужденных, но и в некоторых случаях на сотрудников исправительных колоний. Оно достигается путем переключения агрессии против наказания в целом, а также против лиц, которые, по мнению осужденного, являются причиной его пребывания в колонии. Такая мотивация помогает осужденному избавиться от чувства вины и раскаяния в совершенном преступлении, переключив свои духовные силы на борьбу с якобы несправедливым наказанием.

Эффективность исправления осужденных оценивается как по конечному результату, так и по состоянию на данный отрезок времени. Конечным результатом является достижение высокого уровня исправления осужденных, когда у них сформированы убежденность в том, что так жить дальше нельзя, чувство вины в содеянном, раскаяние в совершенном преступлении.

Сложность оценки исправления осужденных заключается в том, что измерить ее уровень в количественных показателях очень трудно. И не потому, что наука не располагает таким инструментарием, а потому, что «втискивание» человека в «прокрустово ложе» оценочных характеристик, выраженных в баллах, процентах и так далее есть выражение механического, примитивного подхода, ведущего к формализму и начетничеству. Поэтому одним из важных инструментов диагностики уровней исправления является аттестование. Отличительной чертой его организации является привлечение к оценке личности не только сотрудников колонии, но и актива осужденных.

Важным показателем (критерием) исправления осужденных является их система отношений к окружающему миру, которая позволяет оценить поведение правонарушителей и эффективнее строить процесс воспитания. Согласно этому критерию выделяют три уровня исправления осужденных.

Первый (низкий) уровень исправления осужденных характеризуется слабо развитой системой отношений, которая имеет отрицательную направленность.

Для второго (среднего) уровня исправления осужденных характерна среднеразвитая система отношений личности, которая имеет неопределенную направленность.

Третий (высокий) уровень исправления осужденных характеризуется высокоразвитой системой отношений, которая имеет положительную направленность.

Этот уровень характеризуется определенной социальной зрелостью, общественные цели и принципы жизни становятся внутренним достоянием личности. Нормализуется сфера межличностного общения и взаимоотношений осужденных, повышается эффективность процесса исправления их личности.

Таким образом, системно-структурный подход к анализу развития исправления правонарушителей выявляет внутренние побуждения осужденных, их антиципацию, исполнительное и оценочное звено поведения и деятельности, что позволяет строить воспитательную программу как с общих позиций педагогической науки, так и на основе принципа индивидуализации с учетом особенностей личности осужденных.

Литература 1.Невский И. А. Проблемы рациональной организации и построения учебной деятельности и поведения школьников // Вопросы методов педагогических исследований. - М.: НИИ ОП АПН СССР, 1974. 120 с.

2. Исправительная (пенитенциарная) педагогика. Под ред. А. И. Зубкова, М. П. Стуровой. - Рязань: РВШ МВД РФ, 1993. 384 с.

3. Литвишков В.М., Митькина А.В. Пенитенциарная педагогика. М., 2004, 399 с.

6

Просмотров работы: 1009