ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА НЕДВИЖИМОСТИ ГОСТИНИЧНОГО ТИПА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА НЕДВИЖИМОСТИ ГОСТИНИЧНОГО ТИПА

Брусова А.А. 1
1ФБГОУ ВПО "Ивановский государственный политехнический университет" Институт информационных технологий и инженерных систем.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

За последние несколько десятилетий гостиничная индустрия изменилась до неузнаваемости. Сегодня в этой сфере деятельности, как никогда, имеются большие возможности, как для успеха, так и для неудач. Современные гости ожидают от гостиничного предприятия высоких стандартов обслуживания. Всё это ставит перед руководителями гостиничных предприятий, чьё основное внимание до недавнего времени было сосредоточено на оперативном управлении производством, новые задачи.

Тема данной работы представляется актуальной, вследствие того, что гостиницы Российской Федерации за последние годы стали частью международного гостиничного бизнеса.

Цель работы – рассмотреть ситуации, сложившейся в гостиничном хозяйстве Ивановской области, в России и в мире; изучить управление качеством услуг в гостиничном бизнесе.

В ходе исследования решались следующие основные задачи:

  1. Рассмотрение различных сегментов рынка гостиничной недвижимости.

  2. Рассмотрение анализа рынка гостиничной недвижимости, что включает в себя изучение состояния, тенденций развития и перспектив гостиничного рынка по Ивановской области, в России и в других странах

Состав курсовой работы: введение, две главы, заключение.

Глава 1. Теоретические основы изучения различных сегментов рынка недвижимости

  1.  
    1. Понятийный аппарат исследования

Недвижимость — вид имущества, признаваемого в законодательном порядке недвижимым. К недвижимости по происхождению относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершённого строительства.

Рынок — совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями. Обмен обычно происходит на добровольной основе в форме эквивалентного обмена товара на деньги (торговля) или товара на товар (бартер). При свободном доступе на рынок, как производителей, так и потребителей, обмен происходит в условиях конкуренции.

Одним из главных критериев рынка является наличие конкуренции. Чтобы рынок был конкурентоспособным, должно быть несколько независимых друг от друга покупателей и продавцов. Конкурентными считаются рынки со значительным числом независимых участников. Рынок с одним продавцом и несколькими покупателями называется монополией. Рынок одного покупателя и нескольких продавцов — монопсонией. Это крайности несовершенной конкуренции.

Гостиница— коллективное средство размещения, состоящее из определенного количества номеров имеющее единое руководство предоставляющее набор услуг (минимум – заправка постелей, уборка номера и санузла) и сгруппированная в классы в соответствие с предоставляемыми услугами и оборудованию номеров.

1.2. Классификация объектов на рынке недвижимости гостиничного типа

Классификация этих объектов в любой стране основана на комплексе требований к материально-техническому обеспечению, номенклатуре и качеству предоставляемых услуг, уровню обслуживания.

Уровень комфорта – главнейший фактор, определяющий класс гостиницы. В каждом государстве принят свой стандарт комфорта как критерий классификации. Это обстоятельство, а также ряд факторов, обусловленных культурно-историческими и национальными традициями, препятствуют введению в мире единой классификации гостиниц. Иногда даже в пределах одной страны существует несколько систем классификации. Например, в Великобритании гостиницы оценивают по уровню сервиса и гостеприимства, вышколенности персонала, обустройству номеров и общественных зон, качеству питания, т. е. по тому, что составляет особый лоск организации и с трудом поддается объективной оценке.

Известны более 30 систем классификации гостиниц по уровню комфорта, наиболее распространенными среди которых считаются:

-европейская(система звезд), в основе которой лежит деление гостиниц на категории от одной до пяти звезд; применяется во Франции, Австрии, Венгрии, Египте, Китае, Россиии ряде других стран;

-система букв (A,B, C, D); используется в Греции (A = 4*, B = 2*, C = 3*, D = 1*);

-система корон – в Великобритании;

-система разрядов – на территории бывшего СССР (люкс, высший А, высший В, первый, второй, третий, четвертый).

В Российской Федерации есть гостиницы класса люкс, среднего класса, мотели, пансионы, гостиные дворы, а также плавучие отели. Отечественная классификация является смешанной. Существует три класса: экономический, средний и первый (или высший), присутствуют элементы «звездной» системы в соответствии с ГОСТ Р 506459–4.[1]

Следует сказать и о том, что наряду с государственными системами классификации предприятий размещения, существуют и классификации, которые разрабатываются и применяются крупными фирмами и компаниями, работающими в сфере гостиничного бизнеса. Такие классификации призваны упростить работу по сравнительному анализу большого массива отелей и сделать гостиничные справочники доступными для широкого круга потребителей. Одну из таких классификаций предлагает фирма BTI (Business Travel International). Она издает ежегодный справочник, указывающий стоимость размещения в гостиницах бизнес-класса различных стран. Согласно классификации BTI все гостиницы подразделяются на 9 разрядов: 5 высших и 4 низших. Высшие разряды:

Superior Deluxe - исключительно отели класса люкс, предлагающие самый высокий стандарт проживания, услуг и удобств;

Deluxe - предоставляет аналогичные по характеру услуги, что и гостиницы класса Superior Deluxe, но без излишеств, а строго в соответствии с целью удовлетворения потребностей клиента;

Moderate Deluxe - гостиницы этого разряда не имеют такой высокой репутации, как предыдущие. В остальном основные характеристики схожи; Superior First Class - гостиницы выше среднего класса;

First Class - комфортабельные гостиницы со стандартными номерами, местами для проведения общего досуга и стандартным набором удобств.

К низшим разрядам относят следующие классы: Moderate First Class, Superior Tourist Class, Tourist Class, Moderate Tourist Class. BTI оговаривает, что данная классификация может отличаться от национальной системы классификации, а ее стандарт не соответствовать стандарту, принятому в той или иной стране. Для оценки класса гостиницы BTI приглашает независимых международных экспертов и поэтому класс гостиницы, приведенный в справочнике фирмы, получает международное признание.

В мировой практике имеются случаи, когда в пределах одной страны существует несколько систем классификаций. В Великобритании наряду с системой "корон" используется классификация, предложенная Ассоциацией британских турагентств:

  • бюджетные гостиницы - расположены в центральной части города и имеют минимум удобств;

  • гостиницы туристского класса - в структуре обязательно наличие ресторана и бара;

  • гостиницы среднего класса - уровень обслуживания достаточно высок;

  • гостиницы первого класса - очень высокое качество комфорта и отличный уровень обслуживания; гостиницы высшей категории - уровень обслуживания и проживания экстра-класса.

В Великобритании реализуется и классификационная схема для широкого спектра объектов размещения, включающего как роскошные отели, так и скромные фермерские домики на два номера, разработанная многопрофильной организацией АА (Automobile Association development Ltd). Классификационная система АА признана в национальном масштабе и гарантирует качество обслуживания в гостиницах, прошедших инспекцию специалистов АА и заслуживших право пользоваться ее эмблемой - черно-желтым знаком. Подтверждение категории гостиницы осуществляется ежегодно.

Все средства размещения в системе АА разделены на два класса: собственно отели и частные отели и пансионаты, фермерские дома, небольшие дорожные гостиницы. Отели в системе АА классифицируются от одной до пяти звезд. При этом оцениваются количество, качество предоставляемых услуг, вместимость номерного фонда (размер отеля).

Наиболее распространенной считается Французская национальная классификация, устанавливающая для туристских отелей шесть категорий, среди которых пять с присвоением определенного количества звезд (1*, 2*, 3*, 4* или 5*), одна категория без звезды. Такая система позволяет наиболее полно охватить рынок гостиничных услуг.

Ни одно гостиничное предприятие не может претендовать на присвоение категории, если оно не отвечает минимальным требованиям-критериям, объединенным в следующие группы:

А - количество комнат;

В - общие помещения;

С - оборудование отеля;

D - комфортность жилья;

Е - обслуживание;

F - доступность инвалидам и лицам с ограниченной подвижностью.

Согласно Немецкой классификации, гостиничные предприятия подразделяются на пять классов. С целью гармонизации с Европейской системой здесь сразу же предусматривается соответствие каждого класса определенному количеству звезд:

  •  
    • туристский класс - *;

    • стандартный класс - **;

    • комфортный класс - ***;

    • первый класс - ****;

    • люкс - *****.

Отели Австрии, например, оцениваются по "пятизвёздной" системе, но в сельской местности встречаются так называемые "внекатегорийные гостиницы" - небольшие одно-, двух-, трехэтажные дома, зачастую обслуживаемые фермерской семьей. В большинстве австрийских трех-пятизвездных отелей располагаются бассейны, сауны, рестораны, буфеты, солярии. Надо учитывать, что, по сравнению с европейской системой, в Египте классификации гостиниц завышены на одну-две звезды.

В Китае для оценки средств размещения применяется "пятизвездная" система, хотя в стране существует и своя специфическая шкала, в соответствии с которой к наиболее простым средствам размещения относят "гостевые дома". Эти постоялые дворы, или хостелы, могут быть сравнимы со студенческими общежитиями. Более комфортабельными считаются "дома для гостей". По существу это гостиницы низшего уровня. К наиболее престижным средствам размещения можно отнести туристские гостиницы (они соответствуют уровню 3-4-хзвездочной категории) и "винные дома".

Все греческие гостиницы делятся на четыре категории: А, В, С, D. Они соответствуют четырех-, трех- и двухзвездочному уровню. В гостиницах категории С (двухзвездочных) предлагают минимальный набор услуг, и располагаются они не на берегу моря. Отели категории В почти всегда находятся на побережье.

В Италии отели различаются по трем категориям. Первая условно соответствует уровню четырехзвездочной гостиницы, вторая - трехзвездочной, третья - двухзвездочной. Кроме того, в рамках каждой категории существует своя градация. Итальянские гостиницы, как правило, небольшого размера (50-80 номеров). Маленькие гостиницы соответствуют двухзвездочному уровню, хотя на альпийских курортах встречаются отели, оснащенность и уровень обслуживания которых отвечают самым высоким требованиям.

В Испании средства размещения подразделяются на гостиницы пяти категорий от одной до пяти звезд; дома гостиничного типа, бунгало и т. д. четырех категорий от одной до четырех звезд; постоялые дворы трех категорий от одной до трех звезд; пансионы трех категорий. Кроме того, действуют государственные предприятия приема туристов. Обычно они расположены в живописных районах - там, где почти нет других возможностей для размещения приезжих. К ним относятся старые крепости, замки и дворцы, которые оборудованы как отели люкс.

Израиль располагает высококлассным курортно-гостиничным комплексом на берегах Средиземного и Красного морей. В трехзвездных гостиницах, несмотря на некоторую скромность, клиенты имеют возможность получить набор услуг, необходимый для полноценного отдыха. Четырехзвездочные отели отличаются и большим комфортом, и лучшим местоположением, и более высоким уровнем обслуживания

Средства размещения подразделяются на коллективные и индивидуальные.

К коллективным средствам размещения относятся:

Гостиницы и аналогичные средства размещения:

  • гостиницы (в том числе квартирного типа)

  • мотели

  • клубы с проживанием

  • пансионаты, меблированные комнаты

  • общежития

Специализированные средства размещения:

  • санатории, профилактории

  • лагеря труда и отдыха

  • дома отдыха

  • туристские приюты, стоянки и другие

  • туристские, спортивные базы, базы отдыха

Индивидуальные средства размещения: квартиры, комнаты в квартирах, дома, коттеджи, сдаваемые в наем

Гостиница — предприятие, предоставляющее людям, находящимся вне дома, комплекс услуг, важнейшими среди которых в равной степени являются услуга по размещению и услуга по питанию.

Сущность предоставления услуги размещения состоит в том, что, с одной стороны, в пользование предоставляются специальные помещения (гостиничные номера), с другой — предоставляются услуги, выполняемые непосредственно персоналом гостиницы: услуги портье по приему и оформлению гостей, услуги горничных по уборке гостиничных номеров и т.д

В разных гостиницах имеются различные категории номеров, отличающихся площадью, меблировкой, оборудованием, оснащением и т.д. Однако независимо от категории гостиничный номер должен иметь следующую мебель и оборудование: кровать, стул и кресло, ночной столик, шкаф для одежды, общее освещение, мусорную корзину. Помимо этого в каждом номере должна содержаться информация о гостинице и план эвакуации в случае пожара. Прочие услуги дополняют предложение услуг размещения и питания. К ним относятся: бассейн, конференц-залы, залы для переговоров, спортивное оснащение, прокат автомобилей, услуги Химчистки, прачечной, парикмахерской, массажного кабинета и ряд других. В зависимости от того, как они оформлены и скомбинированы в единый комплекс, складывается определенный тип предприятия, например, отель-люкс, гостиница среднего класса, гостиница-апартамент, гостиница экономического класса, отель-курорт, мотель, частная гостиница типа «ночлег и завтрак».

Однако существует несколько общих признаков, по которым обычноклассифицируют гостиницы. Наиболее употребляемые среди них:

1. Уровень комфорта — комплексный критерий, составляющими которого являются:

  • состояние номерного фонда: площадь номеров, доля одноместных, многокомнатных номеров, номеров-апартаментов, наличие коммунальных удобств в номерах

  • состояние мебели, инвентаря, предметов санитарно-гигиенического назначения

  • наличие и состояние предприятий питания

  • состояние здания, подъездных путей, обустройство прилегающей к гостинице территории

  • информационное обеспечение и техническое оснащение

  • обеспечение предоставления дополнительных услуг

2. Номерной фонд — число мест, которое может быть предложено клиентам одновременно. Общепринято разделять гостиницы на:

  • малые — вместимость до 150 мест (в ряде стран не более 100 номеров)

  • средние — 150-400 мест (до 300 номеров)

  • большие — свыше 400 мест (свыше 300 номеров)

3.Функциональное назначение — этот критерий является решающим при определении типологической структуры гостиницы. Всего выделяют две большие группы предприятий, транзитные и целевые:

Целевые гостиницы в зависимости от цели путешествия подразделяются на:

  • гостиницы делового назначения, обслуживающие лиц, пребывающих в командировках

  • гостиницы для отдыха (курортные — предоставление размещения, питания и ряда дополнительных услуг людям, стремящимся к отдыху и восстановлению здоровья, и туристские — главная цель отдых).

Транзитные — гостиницы, обслуживающие туристов в условиях кратковременной остановки. Они располагаются на магистралях с большим движением, в них ограниченный уровень комфорта.

4.Месторасположение

Здесь существуют различные вариации. Гостиницы могут быть расположены в черте города, в горах, на побережье и т.п. Кроме месторасположения гостиницы, выделяют классификацию номеров и вида из номеров.

5.Продолжительность деятельности

По этому критерию гостиницы классифицируются на гостиницы, работающие круглогодично, работающие 2 сезона или же гостиницы, функционирующие лишь 1 сезон.

6. Обеспеченность питанием

  • гостиницы, работающие по системе «Все включено» (размещение + четырехразовое питание с включением алкогольных напитков как местного, так и иностранного производителя, в зависимости от специфики гостиницы и ее стоимостной ценности);

  • гостиницы, обеспечивающие полный пансион (размещение + трехразовое питание)

  • гостиницы, обеспечивающие полупансион (размещение + двухразовое питание с вариацией завтрак-обед или завтрак-ужин)

  • гостиницы, предлагающие размещение и только завтрак

7. Продолжительность пребывания гостей

  • гостиницы для длительного пребывания гостей

  • гостиницы для кратковременного пребывания

8. По уровню цен номера гостиницы классифицируются на:

  • бюджетные

  • экономичные

  • средние

  • первоклассные

  • апартаментные

  • фешенебельные

Итак, существует множество принципов и критериев мировой классификации гостиниц, все зависит от национальных, географических особенностей страны, а также местных традиций. При классификации гостиниц в разных странах также используют различные системы. 1

Таблица 1

Звездная классификация

Количество звезд

Характеристика

1

В гостинице должен быть отдельный от служебного вход для гостей; автостоянка, количество мест на которой не менее 10% количества номеров; лифт (в здании высотой более трех этажей); санузлы (унитаз, умывальник, душ или ванна) не менее чем в 25% номеров и на каждом этаже; служба приема с зоной для отдыха и ожидания, а также комната бытового обслуживания. Не менее 60% номерного фонда в такой гостинице должны составлять одноместные и двухместные номера. Площадь 1-комнатного одноместного номера без санузла, лоджий и балкона должна составлять не менее 8 м кв., а 1-комнатного двухместного — не менее 12 м кв. Телевизор и холодильник на этаже

2

Кроме всего вышеперечисленного, для гостиниц (имеющих более 50 номеров) должен быть еще ресторан или кафе и многокомнатные номера (апартаменты), либо номера, которые могут быть соединены. Санузлы должны быть уже в 50% номеров, а количество одноместных и двухместных номеров — составлять не менее 80% фонда

3

Соотношение номерного фонда соответствует 2*. В каждом номере обязательно должен быть туалет и ванная комната, телевизор, холодильник и кондиционер. На территории гостиницы должна располагаться охраняемая автостоянка, парикмахерская, бизнес-центр, обмен валют и касса бронирования билетов на различные виды транспорта. Персонал гостиницы должен иметь форменную одежду, дифференцированную по службам

4

Набор дополнительных услуг, соответствующий гостиницам с 3*, кроме перечисленного выше, телефон, фен, шампунь, гель для ванной в каждом номере. Дверь повышенной секретности. Меню завтрака подается в номер. На территории гостиницы находятся: салон красоты, спортивно-оздоровительный центр, аренда автомобилей. У входа обязательно светящаяся вывеска гостиницы. Обязательно швейцар

5

То же, что и в гостиницах 4*, но на более качественном уровне обслуживания. В номерах обязательно 2 санузла, телефонный аппарат в ванной комнате. Площадь одноместных 1 -комнатных номеров должна составлять не менее 18 м кв. а двухместных — 25 м кв. и более

Гостиницы категории 1 звезда

  • Гостиницы категории 1 звезда могут быть выполнены из недорогих строительных материалов, должны иметь оборудование и мебель, выпуск которых носит серийный характер.

  • Площадь номеров (без учета площадей санузлов и балконов) предусматривается следующая: одноместные – 8 м2, двухместные – 10 м2, трехместные – 14 м2, четырехместные – 16 м2.

  • Инвентарь номера категории 1 звезда следующий: кровать (односпальная – 80х190 сантиметров, двуспальная – 140х190), комплект постельного белья, тумбочка возле каждой кровати, вешалка для верхней одежды, шкаф, стулья (по одному на каждого гостя), письменный стол, плотные шторы, зеркало, стаканы (по одному на каждого гостя), пепельница.

  • Ярлыки «Прошу не беспокоить» и «Прошу убрать» должны быть в номерах гостиниц всех категорий.

  • Уборка номеров – ежедневная, смена белья – раз в три дня.

  • На каждом этаже из расчета на 5 номеров предусматриваются туалеты и ванные/душевые.

  • В гостиницах с более чем четырьмя этажами должен быть лифт или эскалатор (в случае невозможности установки лифта предусматривается бесплатная доставка багажа в номер). На каждом этаже – телефон с городской связью, а на ресепшн – с междугородней.

Гостиницы категории 2 звезды

  • Гостиницы категории 2 звезды предусматривают оборудование и материалы, которые могут быть недорогими, но функциональными.

  • Оснащение санузлов должно иметь эстетический вид, стены и пол должны быть покрыты водонепроницаемым материалом и выполнены качественно, без видимых недостатков.

  • Площадь одноместных номеров – не менее 9 м2, двухместных – 12 м2, трехместных – 16 м2, четырехместных – 18 м2.

  • В номере должен быть умывальник с горячей и холодной водой.

  • В 50% номеров – полный санузел. Общая ванная или душевая не менее чем на каждые 20 человек, а туалет – на каждые 10 номеров.

  • Инвентарь номера соответствует категории 1 звезда.

Гостиницы категории 3 звезды

  • Гостиницы категории 3 звезды должны органически вписываться в архитектурный ансамбль улицы (площади), главный фасад дома должен отвечать определенному архитектурному стилю. Если дом построен по неудачному проекту и имеет невыразительный фасад, необходимо применить широкий спектр современных строительных технологий и материалов, которые предоставляют возможность создать приемлемый внешний вид здания.

  • Номера и общественные помещения должны быть украшены декоративными элементами, картинами и художественными произведениями.

  • Санузлы – оборудованы качественной техникой средней стоимости, стены и пол покрыты соответствующим водонепроницаемым материалом, выполнены без недостатков.

  • Наличие лифта в гостинице этой категории с количеством этажей более трех обязательно, как и наличие автостоянки с количеством мест не менее 20% от общего количества номеров.

  • 100% номеров должны иметь прямую телефонную связь с городской сетью.

  • В номере предусматривается: санузел, телефон, цветной телевизор, холодильник.

  • Площадь номеров одноместных однокомнатных – не менее 10 м2, двухместных однокомнатных – 14 м2.

  • Оснащение номера инвентарем соответствует категориям 1-2 звезды с изменением размеров кровати (односпальная – 90х200 сантиметров, двуспальная – 149х190 сантиметров).

  • В гостиницах категории три звезды предусматриваются следующие услуги: ресторан или кафе-бар.

  • Смена постельного белья и полотенец – ежедневно.

  • Предоставляется утюг и гладильная доска, услуги химчистки, туристические услуги: экскурсии, сервисы гидов и переводчиков.

  • Начиная с категории 3 звезды, гостиницы должны быть оснащены резервной системой горячего водоснабжения на случай аварии или профилактических работ.

Гостиницы категории 4 звезды

  • Гостиницы категории 4 звезды также должны вписываться в архитектурный ансамбль улицы (площади), дополнительно все фасады здания должны отвечать определенному, четко выраженному архитектурному стилю; в случае реконструкции дома, который является памятником истории/архитектуры, должен быть сохранен оригинальный облик первоначального вида фасадов, фресок, витражей, лепнины, балясин и прочее.

  • Интерьеры здания должны быть выполнены в соответствии с единым стилем дизайн-проекта, украшены художественными произведениями,

  • гармонирующими с интерьером.

  • Строительные материалы, мебель и оборудование помещений и номеров выполняются с использованием дорогих материалов.

  • Санузлы имеют дорогое оборудование, находящееся в отличном состоянии, стены и пол покрыты качественным водонепроницаемым материалом не менее, нежели на две трети поверхности.

  • Площадь одноместных номеров составляет 16 м2, двухместных – 20 м2.

Гостиницы категории 5 звезд

  • Гостиницы категории 5 звезд должны иметь исключительный дизайн интерьера. Номера, холлы, вестибюли украшены авторскими работами, картинами, декоративными украшениями, керамикой, гобеленами. Предметы интерьера и оформления должны формировать респектабельную атмосферу гостиницы.

  • Оборудование комнат и общественных помещений, в том числе и санузлов, должно быть выполнено из самых дорогих материалов, иметь исключительный характер, неповторимые особенности и пребывать в безупречном состоянии.

  • Площадь одноместного номера составляет 18 м2, двухместного – 25 м2.

  • Площадь санузла – не менее 4-5 м2.

  • В каждом номере должен быть полный санузел (ванна, душ, умывальник, унитаз), телефон, кондиционер, телевизор с дистанционным управлением и основными телеканалами мира, холодильник или мини-бар, сейф. Также предусматривается охранная сигнализация или электронные средства контроля за безопасностью номера, дверной замок повышенной секретности; звукоизоляция номеров повышенная, обеспечивающая уровень шума менее 35 дБ; выключатель дистанционного управления всех источников света у изголовья кровати; в системах отопления предусматривается термостат для индивидуальной регулировки температуры в номере и подогрев пола в ванной комнате.

  • В комплекте мебели номера предусматривается, кроме указанной аналогичной для всех категорий гостиниц: кровать (односпальная 90х200 см, двуспальная 160х200 см), стулья – по одному на комнату, кресла – по одному на гостя, журнальный столик, письменный стол с рабочим креслом, подставка под телевизор, зеркало в полный рост, набор посуды для мини-бара, а также информационные и рекламные материалы на разных иностранных языках в папке с эмблемой гостиницы.

  • В комплект санитарно-гигиенического оснащения категории 4-5 звезд входят: средства гигиены, фен для сушки и укладки волос, 4 банных полотенца на каждого гостя, банный халат и тапочки (только для гостиниц категории 5 звезд).

Кроме того, гостиницы категории 4 и 5 звезд должны включать:

  • бизнес-центр (конференц-зал), оборудованный средствами связи, копировальной техникой, компьютерами и телефаксами;

  • плавательный бассейн с сауной;

  • медицинский кабинет;

  • парикмахерскую-салон,

  • магазины и торговые киоски,

  • кафе, ресторан с несколькими залами, барами и ночной клуб. Услуги, предоставляемые четырех- и пятизвездочными гостиницами должны быть следующими:

  • уборка номера и его контроль в течение дня, вечерняя подготовка номера (только для категории 5 звезд);

  • смена белья и полотенец – ежедневно;

  • стирка со сроком исполнения не более 12 часов, глажение со сроком исполнения до одного часа, химчистка в течение 12 часов, а также чистка обуви;

  • услуги секретаря, переводчика;

  • обмен валюты – круглосуточно,

  • прокат автомобилей;

  • парковка (персоналом гостиницы) и подача автомобиля гостя (только для категории 5 звезд);

  • швейцар;

  • организация встреч и отъезда клиентов (в аэропорт, на вокзал);

  • бронирование билетов на различные виды транспорта;

  • туристические услуги;

  • услуги питания: возможность выбора любого из вариантов питания, бронирование мест в ресторане (меню должно быть в каждом номере, а обслуживание – круглосуточным).

Обслуживающий персонал обязан свободно владеть одним из иностранных языков и работать в форменной одежде, дифференцированной по службам гостиницы.2

Классификация по местоположению наименее популярна, но является дополнительным признаком сегментирования и позиционирования гостиничных услуг на рынке туристического назначения.

По месту расположения можно выделить следующие виды гостиниц:

  • Гостиницы в центре города;

  • Придорожные, как правило, малой этажности с открытыми автостоянками;

  • Гостиницы в окрестностях городов и в аэропортах;

  • Плавучие отели — это плавсредства, оборудованные под гостиницы, для размещения и отдыха туристов у берега моря, реки или озера.При необходимости такая гостиница может быть отбуксирована по воде вместе с туристами к другой стоянке;

По уровню, ассортименту и стоимости услуг гостиничные предприятия делятся на несколько классификационных типов:

  • Дешевые отели или отели с ограниченным сервисом, которые предлагают минимум услуг. При этом предприятия питания при них могут быть, а могут и отсутствовать;

  • Отели «люкс» — обладают фешенебельным декором, оснащены высококачественной мебелью, хорошо оборудованными общественными помещениями и должны быть обеспечены большим количеством персонала по отношению к числу номеров.

В зависимости от потребителя гостиничных услуг на современном гостиничном рынке рекомендуется выделять следующие типы отелей:

  • Отель «люкс» на 100—400 номеров, располагается, как правило, в центре города и предоставляет элитарные условия проживания руководителям самого высокого уровня за очень высокую цену.

  • Отель высокого класса имеет от 400 до 2000 номеров, располагается в пределахгорода и предлагает широкий набор услуг, предоставляемых обученным персоналом, бизнесменам, участникам конференций, индивидуальным туристам; он оснащен дорогой мебелью и оборудованием. Цена проживания — выше средней.

  • Отель среднего уровня ориентирован на широкий круг потребителя, может иметь различное число номеров. Стремится использовать современную технологию, снижая эксплуатационные расходы и придерживаясь среднего уровня цен.

  • Апарт-отелъ имеет обычно от 100до 400 номеров с условиями, аналогичными меблированным комнатам. Цены варьируются в зависимости от сезона и условий размещения. Ориентирован на бизнесменов или туристов, останавливающихся на длительный срок.

  • Отель экономического класса может быть небольшим, с числом номеров от 10 до 150. Располагается в черте города, имеет небольшой штат персонала, хорошо оборудованный номерной фонд, но не предоставляет услуг питания. Потребителями являются, как правило, бизнесмены, индивидуальные туристы.

  • Мотель —предназначен для туристов, путешествующих на автотранспорте. Может иметь от 150 до 400 номеров, располагается в близи автотрасс, имеет небольшой штат персонала и предполагает невысокие цены при современных хорошо оборудованных номерах. Без услуг питания.

  • Курортная гостиница может иметь от 100 до500 номеров, обычно отдалена от города и располагается вблизи водоемов, в живописных местах;предлагает полный набор услуг, имеет много спортивных сооружений, детских площадок; цены —выше средних,ориентированы на различные категории туристов.

  • Таймшер — от50 до 250 номеров, возможны отдельные строения. Имеет номера квартирного типа и условия, аналогичные курортным гостиницам. Отдельные квартиры проданы индивидуальным владельцам, однако полная собственность контролируется компанией управления.

Цена таймшера зависит от особенностей сезона, а также времени пребывания. Проживание в менее привлекательные периоды времени стоит существенно меньше, чем в сезон наибольшего спроса.

Владелец номера имеет возможность пользоваться недвижимостью на протяжении определенного времени, пропорционально внесенному денежному взносу. Обычно «собственность» приобретается на срок от 10 лет до бессрочного пользования. Время пользования измеряется в неделях. Владелец может отдыхать в приобретенных апартаментах в «свои» недели либо обменять место отдыха на аналогичное в рамках «приобретенного

сезона».

Среди перечисленных гостиниц особое место занимают следующие:

  • кемпинг — лагерь для автотуристов, расположенный в загородной местности, оснащенный летними домиками или палатками;

  • ротель — передвижная гостиница, представляющая собой вагон с одно-, двухместными номерами. В дневное время туристы знакомятся с различными городами и их достопримечательностями, а ночуют в поезде;

  • ботель — небольшая гостиница на воде (неплавающая), в качестве которой может использоваться соответствующим образом оборудованное судно;

  • флотель — плавающая гостиница, представляющая собой специально оборудованное судно; туристам предоставляются комфортабельные номера-каюты, услуги активного отдыха, залы для переговоров, конференций, конгрессов,средства связи, многочисленные бары и рестораны.

Флотели используются для организации круизного отдыха, который получил бурное развитие в 1990-х гг. Число морских пассажиров в последние десятилетия во всем миреустойчиво возрастает, и в 1980 г. оно превысило 1,5 млн человек, а в 1996 г. достигло 6,5 млн человек.. Размещение среди озелененных массивов, максимально удаленных от городских центров.

Вместе с увеличением мест назначения и расширением сегмента рынка для круизов развивается и более совершенный вид отдыха — круиз и перелет на самолете, в котором сочетается скорость воздушного транспорта с романтикой морского путешествия. Средство размещения для такого отдыха называется флайтелем, но из-за высокой стоимости оно представлено на рынке гостиничных услуг ограниченно.3

1.3 Методика анализа отдельных сегментов на рынке недвижимости Основные направления, цели и задачи анализа рынка Под анализом рынка понимается сбор, сведение в систему и анализ числовых показателей, касающихся рынка и продаж. Благодаря этому становится ясной ситуация со сбытовой деятельностью в прошлом и выявляются сложившиеся на рынке тенденции и проблемы. В качестве цели ставится разработка сбытовой политики на предстоящий период.Анализ рынка является инструментом для предварительной оценки проблем и проверки положения предприятия на рынке в соответствии с видом его коммерческой деятельности.Выход на рынок с каким-либо новым продуктом всегда сопряжен с риском. Для получения реального дохода от будущего предприятия, для достижения максимальной эффективности необходимо проведение анализа существующей ситуации на рынке. Результаты подобного анализа помогут точно сформировать комплекс необходимых действий, провести анализ конкуренции. Задачи анализа этого рынка включают в себя:
  • конъюнктурные и прогнозные исследования рынка;
  • определение емкости рынка и/или отдельных его сегментов;
  • изучение конкурентов и их стратегий;
  • исследование возможной реакции покупателей и конкурентов на введение нового товара. Анализ рынка начинается с подготовки подробной оценки существующей емкости и потенциала рынка, или максимально возможного спроса всего рынка. Второй шаг анализа рынка - прогнозирование развития будущего рыночного объема. Это является основой для решения вопроса о действительной или предполагаемой рыночной доли предприятия. Указание рыночной доли обеспечивает основу для планирования объема продаж и, следовательно, для производственной программы. Анализ рынка помогает предпринимателям избежать многих ошибок и ответить на вопросы, возникающие в ходе проведения анализа.
Вопросы можно разделить на следующие категории:- тип товара, т.е. его физические и химические характеристики, где применяется, как изготавливается;- характер рынка: насколько велика данная отрасль промышленности, что она из себя представляет, где сосредоточена основная масса покупателей;- размеры рынка и его перспективы, а именно - какое количество продукции можно продавать ежегодно, какое количество продукции продавалось ежегодно в течение последних лет, какие факторы влияют на перспективы этого рынка;- ценообразование: как изменялись цены за последние годы, что влияет на цены, что может повлиять на эти цены в будущем;- производство, т.е. каким спецификациям данного товара оно должно соответствовать, какой должна быть упаковка товара, какие патентные права необходимо купить;- конкуренция - кто является конкурентом, где они расположены, какова их производственная мощность, в чем заключается их сила или слабость;- маркетинг: по каким каналам продаются товары, сколько примерно из каждого доллара оборотных средств затрачивается рекламу, стимулирование сбыта, персональную (личную) продажу и обслуживание.Этот набор вопросов в основном касается товаропроизводителей, но его можно применять, немного изменив, и к сфере услуг, и к розничной или оптовой торговле и т.д. Исследование и анализ рынка можно определить также как совокупность действий, направленных на изучение процессов, протекающих в сфере товарного обращения и призванных обеспечить сбалансированность производства и потребления товаров. Несмотря на все разнообразие рыночных исследований, все они могут быть подразделены на целевые и текущие, что обусловлено регулярностью их проведения. Целевые исследования - всесторонний анализ рыночной проблемы, имеющей первостепенное значение для обеспечения эффективной предпринимательской деятельности. Они, как правило, строго индивидуальны и ориентированы на решение конкретных задач фирмы. Для осуществления таких исследований создается специальная рабочая группа, в которую наряду с работниками фирмы входят и приглашенные специалисты. Состав таких групп зависит от характера и масштабов решаемой проблемы.В отличие от целевых текущие исследования большинством фирм проводятся довольно регулярно. Результаты таких исследований используются в оперативной работе и их основное назначение - определить текущую ситуацию и принять необходимые управленческие решения по обеспечению сбалансированности спроса и предложения. Хотя необходимость исследований рынка является общепризнанной, глубина исследования и его цель зависят от специфики работы фирмы и, прежде всего, определяются теми конкретными задачами, которые стоят перед ней. В процессе комплексных исследований рынка определяют направления исследования рынка. Особенно актуальным для каждой фирмы является исследование рынка, когда она выходит на этот рынок с новым товаром, а также в том случае, когда фирма выходит со своим товаром на новый рынок. При этом надо иметь в виду, что если выбирается определенная рыночная стратегия как новое направление деятельности фирмы, то на каждой фазе развития производства и продаж следует проводить исследования потребностей с учетом их приоритетности.Типичный процесс анализа рынка предполагает 4 этапа:- определение типа необходимых данных;- поиск этих данных;- анализ данных;- реализация мероприятий, позволяющих использовать эти данные на пользу предприятию. Виды и методы анализа рынка Различают три вида анализа рынка:1. Анализ рынка в целом и положения предприятия на нём, масштаб рынка, доля на рынке, анализ претензий потребителей и т.д. Изменения, выявленные при анализе, представляются и систематизируются следующим способами.а) Аналитическими таблицами изменений: создается несколько таблиц изменений ситуаций на рынке с выбором сочетаний факторов и показателей. В сжатой форме описываются: потребитель и его запросы, продаваемая продукция, конкуренты, тенденции реализации продукции на рынке в целом б) Составление карты позиционирования: в соответствии с целями выбираются соответствующие характеристики для откладывания их по вертикальной и горизонтальным осям, и определяется место предприятия на рынке по каждой группе продукции. 2. Анализ с помощью расчета фактических показателей сбыта и с использованием временных рядов (тенденций, сезонности и т.д.) Когда в условиях резких изменений маркетинговой обстановки фактические показатели сбыта не растут должным образом, необходимо взглянуть на них с новой точки зрения. В качестве возможных критериев могут быть:- анализ динамики сбыта в целом за последние несколько лет; - анализ с рассмотрением взаимосвязи причинных факторов ( строится гипотеза о том, что существует ли причинно-следственная связь между фактическими показателями и конкретным фактором, после чего происходит практическая оценка гипотез, рассматриваются не только предметные факторы, но и абстрактные явления и факторы типа "восриимчивость".- анализ степени вклада по сферам и внутри сфер или выявление тех моментов, на которые особо следует обратить внимание при управлении сбыта на предприятие. Анализ с использованием временных рядов есть по существу метод, при котором происходит сравнительный анализ данных за долговременный период и выявление тренда в изменении этих показателей с течением времени. Под трендом понимается тенденция развития явления во времени, которая определяется при анализе данных ряда динамики для характеристики изменений явления во времени. Существует 3 основных вида тренда: долговременный (долговременные колебания), сезонный (сезонные колебания) и периодический (периодические колебания). Для прогнозирования и создания планов сбыта, наиболее часто используется долговременный и сезонный тренд. Используют следующие типичные методы анализа долговременного тренда: метод критериев, метод двух средних, метод скользящей средней, метод наименьших квадратов.3. Анализ с помощью гипотез, высказываемых ответственными сотрудниками предприятия и экспертами.При анализе рынка нет смысла пользоваться всеми методами подряд и без разбору. Необходимо чётко определить цели анализа, выбрать те из них, которые будут наиболее эффективны, и отобрать нужные для них данные.Анализируя рынок в целом, следует понимать, что тенденции рынка невозможно точно определить единичным изучением. За основными показателями следует наблюдать постоянно. При этом, если речь идет о продукции массового потребления, то изучение должно происходить в отношении изменения демографической структуры, географических аспектов, сезонных условий потребления, торговой обстановки в регионе, социально-экономических факторов, поведения потребителей в отношении покупки, стиля жизни, импорта.Если это продукция производственного назначения, то необходимо учитывать сырьё и материалы, технологические разработки, экономические факторы и т.д. Нужно помнить о том, что точная оценка ситуации на рынке достигается не только анализом положения и фактических показателей самого предприятия, но и сбором и анализом информации, полученной из других источников, в том числе и из того, что было увидено собственными глазами. Следовательно, необходимо в процессе осуществления своей коммерческой деятельности и общения с потребителями изучать тенденции рынка и запросы потребителей, и претворять результаты изучения в конкретные действия.Основные этапы анализа рынкаОценка конъюнктуры рынкаКонъюнктура рынка - сложившаяся экономическая ситуация, включающая в себя соотношение между спросом и предложением, движением цен и товарных запасов, портфель заказов по отраслям и другие экономическими показателями. Другими словами, конъюнктура рынка - это конкретная ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент или ограниченный отрезок времени, а также совокупность условий, которые эту ситуацию определяют.Определение емкости рынкаПод емкостью товарного рынка понимается возможный объем реализации товара (конкретных изделий предприятия) при данном уровне и соотношении различных цен. Ёмкость рынка и тенденции её изменения являются важными факторами, которые должны учитывать производители при выходе на соответствующий рынок. Нет смысла выходить на исследуемый рынок, если ёмкость его невелика или станет таковой в ближайшем будущем. Определение емкости рынка является главной задачей рыночного исследования. Следует различать два уровня емкости рынка: потенциальный и реальный. Действительной емкостью рынка является первый уровень. Емкость рынка формируется под влиянием множества факторов, каждый из которых может в определенных ситуациях как стимулировать рынок, так и сдерживать его развитие, ограничивая его емкость. Анализ сегментации рынкаСегментирование рынка представляет собой разделение покупателей на определенные однородные группы, для каждой из которых могут потребоваться отдельные товары и (или) комплексы маркетинга. Сегментация рынка - это углубленные исследования рыночных возможностей, предполагает необходимость членения рынков в зависимости от групп покупателей и потребительских свойств товаров, что в широком смысле определяет понятие рыночной сегментации.Изучение конкурентов и их стратегийДетальное знание покупателя является важным, но недостаточным фактором для достижения успеха, поскольку на рынке действуют конкуренты, которые могут быть более адекватны ситуации и, следовательно, обладать преимуществами в конкурентной борьбе. Вот почему в рамках комплексного анализа рынка анализируют деятельность конкурентов. Основная задача исследования конкурентов заключается в том, чтобы получить необходимые данные для обеспечения конкурентного преимущества на рынке, а также найти возможности конкуренции с возможными конкурентами. С этой целью анализируются сильные и слабые стороны конкурентов, изучаются занимаемая ими доля рынка, реакция потребителей на маркетинговые средства конкурентов (совершенствование товара, изменение цен, товарные марки, поведение рекламных компаний, развитие сервиса). Информационное обеспечение анализа рынкаВ качестве необходимой информации для анализа рынка рассматриваются следующие количественные показатели: потенциал рынка, объем рынка, уровень насыщенности рынка, эластичность рынка, темпы роста рынка, доли основных конкурентов, стабильность и пр.К качественным показателям рынка относятся следующие показатели: структура потребностей клиентов, мотивы покупки, вид процесса покупки способы получения информации потребителем, сложившиеся предпочтения и пр. Вспомогательные системы, составляющие систему маркетинговой информации. 1.Внутренние источники маркетинговой информации. К ним относится информация, полученная руководством внутри фирмы. Основанием получения такого рода информации является обратная связь, налаженная между руководителем фирмы и персоналом. 2.Внешние источники маркетинговой информации. К внешним источникам получения информации относятся книги, газеты, журналы, радио и телевидение. Внешнюю текущую информацию можно также получать в процессе контактов, бесед с клиентами, поставщиками, потребителями и прочими лицами, которые не являются сотрудниками фирмы. 3.Система маркетинговых исследований. Процесс маркетингового исследования включает ряд операций: 1) определение проблемы; 2) анализ вторичной информации; 3) получение первичной информации; 4) анализ данных; 5) рекомендации; 6) использование результатов.4. Анализ собранной информации. Полученная в ходе исследования информация подвергается всестороннему анализу. Для такого анализа используются статистические методы и математические модели на базе современной компьютерной техники. 4

Выводы

Рассмотрен понятийный аппарат исследования, выделены классификации недвижимости гостиничного типа, которые разделены по уровню комфорта, номерному фонду, функциональному назначению, месторасположению, обеспеченности питанием, продолжительности пребывания гостей, уровню цен номера гостиницы.

Уровень комфорта – главнейший фактор, определяющий класс гостиницы. В каждом государстве принят свой стандарт комфорта, как критерий классификации. Это обстоятельство, а также ряд факторов, обусловленных культурно-историческими и национальными традициями, препятствуют введению в мире единой классификации гостиниц.

Также рассмотрена методика анализа отдельных сегментов на рынке недвижимости, из чего следует, что анализ рынка является инструментом для предварительной оценки проблем и проверки положения предприятия на рынке в соответствии с видом его коммерческой деятельности.

Глава 2. Анализ рынка недвижимости гостиничного типа

2.1. Современное состояние и проблемы развития рынка недвижимости гостиничного типа в РФ, других регионах, в других странах

Анализ современных тенденций развития зарубежного гостиничного рынка свидетельствуют о неуклонном росте данного сектора экономики.

Сравнительный анализ состояния гостиничного рынка России и ведущих стран мира свидетельствует следующее.

В настоящее время в мире насчитывается 307 683 отелей различного уровня (с номерным фондом 11 333 199 единиц), наибольшая концентрация приходится на Европу и Северную Америку. Количество номеров возрастает в мире ежегодно на 10—15%. В гостиничной индустрии США на каждый гостиничный номер приходится в среднем один служащий (всего 11,2 млн. человек). Средняя загрузка гостиниц мира составляет 67,7%, а средний доход на номер составляет 84,4 долларов США.

Если рассматривать структуру гостиничного рынка отдельных стран, то можно заметить, что в США количество гостиниц составляет около 30 тыс.; в Испании – 10 тыс.; в Италии - 6.5; во Франции – 4,8; в России – 4,5. Структура российского гостиничного рынка по регионам выглядит следующим образом: 32% гостиниц насчитывается в Санкт-Петербурге, 21% гостиниц - в Москве и 47% гостиниц - в регионах. Гостиничный фонд региона Золотого кольца насчитывает около 130 гостиниц (суммарный фонд - около 7000 номеров). Из низ около 40% гостиниц расположено в Ярославской области, 30% - во Владимирской, еще 30% приходятся на Ивановскую и Костромскую области.

По мнению экспертов, рынок гостиничных услуг на сегодняшний момент не удовлетворяет потребностям современного клиента, но учитывая возникновение новых потребностей и видоизменение существующих, отсутствие механизмов коррекции и оперативного межведомственного планирования, то возникает справедливый вопрос: а сможет ли отечественный гостиничный бизнес обеспечить удовлетворенность потребностей клиентов сегодня и отдаленной перспективе?

Анализ состояния гостиничной отрасли Российской Федерации свидетельствует о существенном отставании темпов ее развития, а учитывая предстоящие и прошедшие крупномасштабные мероприятия, такие как Олимпиада в Сочи, Всемирный Саммит, Универсиада, и Чемпионат мира по футболу и др., заставляет обратить особое внимание на материально-техническое состояние гостиниц и на уровень квалификации персонала в гостиницах.

Основными проблемами гостиничной индустрии сегодня в России являются:

- устаревший номерной фонд, 60 % от общего номерного фонда было построено более 30 лет назад;

- нехватка средств размещения категории «3 звезд», для развития не только бизнес-туризма, но и для развития экскурсионного, познавательного туризма и др.;

- высокие цены на гостиничные услуги;

- недостаточный уровень подготовки специалистов, работающих в сфере туризма, дефицит специалистов среднего и младшего звена, нежелание выпускников высших учебных заведений работать на начальных позициях в гостиницах (горничные, официанты и так далее), привлечение на эти должности граждан иностранных государств;

- отсутствие полноценной государственной статистической информации о состоянии туристской индустрии в Российской Федерации;

- невысокие показатели загруженности гостиниц в регионах, чему способствует состояние региональной туристской инфраструктуры, и в первую очередь транспортной;

- политическая и экономическая нестабильность страны;

- проблемой на сегодняшний день остается вопрос классификации гостиниц и иных средств размещения в Российской Федерации.

В результате, развитие гостиничного рынка, которое не отличалось высокой динамикой в благоприятных экономических условиях, в нынешней ситуации осложнился еще больше.

Результаты проведенных исследований, позволили выявить ряд принципов повышения эффективности функционирования гостиничных систем:

  • Ориентация на развитие перспективных направлений гостиничной деятельности (происходит трансформация самого понятия гостеприимства; гостиницы более низкого уровня стремятся внедрить организационно-технические методы, технологии и услуги, которые ранее были присущи отелям высокой категории: создание комплексов собственных бизнес услуг, SPA-салонов, прачечных, химчисток и др.);

  • Повышение качества и расширение спектра гостиничных услуг (теперь и гостиницы трех звезд начинают внедрение интерактивного телевидения, автоматизированных систем управления, основанных на принципах «умного дома», широкополосного доступа в Интернет и IP-телефонии);

  • Сокращение операционных издержек и комплексное сопровождение жизненного цикла гостиничного продукта;

  • Гибкий подход к схеме работы с поставщиками и подрядчиками с ориентацией на потребителя;

  • Непрерывное повышение качества профессиональной подготовки и переподготовки кадров, мотивация и удержание персонала (осуществляется инвестирование в непрерывное обучение персонала, создание системы стимулов и преференций для освоения смежных профессий и углубления знаний в области социальной психологии и педагогики, индивидуализации подхода и предвосхищении желаний потребителя, создание командных принципов работы).

На качественное обслуживание в гостиничном предприятии оказывает воздействие четыре основных фактора:

1. Состояние материально-технической базы, а именно, удобная планировка и качественная отделка помещений гостиницы, оснащение ее общественных помещений и жилых номеров комфортабельной мебелью и оборудованием, полные комплекты высококачественного белья, современное высокопроизводительное кухонное оборудование, удобное лифтовое хозяйство и другое.

2. Прогрессивная технология обслуживания подразумевает порядок и способы уборки общественных помещений и жилых номеров, регистрацию и расчет с клиентами, рецептуры приготовления блюд и напитков в ресторанах и барах, формы обслуживания в торговых залах и многое другое.

3. Высокий профессионализм и компетентность обслуживающего персонала, его умение и готовность четко, быстро и культурно обслужить гостя.

4. Непрерывное повышение качества обслуживания, включающее разработку и внедрение стандартов качества, обучение персонала, контроль, корректировку, совершенствование обслуживания на всех участках деятельности гостиницы и всех этапах формирования и предоставления гостиничных услуг.5

2.2. Современное состояние и проблемы развития рынка недвижимости гостиничного типа в г. Иваново (Ивановской области)

Основная тенденция рынка указывает на нехватку современных гостиничных объектов, способных оказывать качественные гостиничные услуги, что свидетельствует о наличии потенциала развития данного сегмента.

Основную долю предложения гостиничных помещений составляют государственные гостиницы I и II категорий, оказывающие гостиничные услуги с более низким уровнем качества, не удовлетворяющим потребности основной массы прибывающих в город.

Заполняемость гостиниц г. Иваново достаточно высока – 55-60%, однако у некоторых объектов с качественным номерным фондом она существенно выше. Этот факт свидетельствует о высокой востребованности качественных гостиничных услуг.

Основную долю в структуре спроса в г. Иваново занимает деловой туризм: 85-87%. В последнее время увеличился поток спортсменов, а также людей, пользующиеся туристическими услугами, в связи с проведением различных учебных мероприятий (стажировки, курсы). Что же касается экскурсионно-познавательного туризма, то здесь доля остается не высокой – 4-7%. В среднем период проживания в Ивановских гостиницах составляет 3 дня.

Средний рост стоимости гостиничных услуг по городу Иваново составляет около 20 %, повышение стоимости гостиничных услуг производится в среднем 2 раза в год: в марте и в сентябре.

Стоимость основных гостиничных услуг категории «4 звезды» составляет от 6 000 до 11 000 рублей. На основные гостиничные услуги категории «3 звезды» стоимость значительно ниже и составляет от 2100 до 4000 рублей.

Средняя стоимость гостиничных услуг, оказываемых государственными (муниципальными) гостиничными объектами I и II разряда составляет от 900 до 5 000 рублей.

Потенциал туризма в общей социально-экономической структуре Ивановской области остается невостребованным. Основная тенденция рынка указывает на нехватку современных гостиничных объектов, способных оказывать качественные гостиничные услуги, что свидетельствует о наличии потенциала развития данного сегмента. Был проведен соцопрос среди жителей нашего города. Исследователями выступали студенты 3 курса Ивановского филиала РГТЭУ. Целью опроса было выявить, насколько жители г. Иваново осведомлены о количестве гостиниц города. По итогам проведенного мониторинга гостиничного рынка были получены следующие данные:

Таблица 2

Данные социологического опроса

Количество гостиниц

Полученные результаты по ответам, %

1

Менее 5

6,3

2

От 5 до 8

41,7

3

От 9 до 13

37,5

4

От 14 до 17

9,9

5

От 18 до 23

4,6

6

Более 23

0

 

Итого

100

Так же горожанам был задан вопрос: "Какие вы знаете гостиницы города?". По результатам опроса самыми популярными ответами среди молодежного сегмента стали: "Шереметьев парк отель", "Союз", "Вознесенская" (бывшая "Советская"), "Вечный странник", "Сосновый бор", "Вознесенскъ" (бывший "Пятый угол") и "Онегин". Среди опрошенных пенсионного возраста были ответы: "Центральная", "Цирковая", "Турист", "Иваново".

Вследствие проведенного социологического исследования был сделан вывод, что, не смотря на, активную политику по развитию туризма в городе, одна из основных отраслей ресторанно-гостиничного бизнеса остается мало развитой.

Причинами, обуславливающими нынешнее состояние средств размещения, являются:

-низкий уровень проведения маркетинговой политики;

-невыгодное месторасположение большинства гостиниц;

- не заинтересованность жителей города в развитии туристической отрасли в целом.

Одним из основных способов решения выявленной проблемы может стать проведение активной рекламной компании направленной на привлечение не только гостей, но и жителей города.

Так как гостиницы предоставляют обширный спектр дополнительных услуг, таких как: салоны красоты, кинотеатры, рестораны, фитнес центры, оздоровительные комплексы. Очевидно, что гостиничный бизнес находится в прямой зависимости от развития туристического бизнеса, а также роста рекламных компаний города. При увеличении числа инвестиционных вкладов в рынок гостиничных услуг в целом и их рекламную компанию в частности будет наблюдаться тенденция к развитию ресторанно - гостиничной отрасли в регионе. 6

2.3. Перспективы развития изучаемого сегмента рынка недвижимости

Текущая и среднесрочная обеспеченность гостиничной инфраструктурой

На карте 1 показана текущая обеспеченность гостиницами в расчете на 1000 жителей по некоторым городам РФ. Кроме того, на карте показана и обеспеченность гостиницами в 2013 году исходя из планов сетевых операторов по увеличению сети гостиниц. В целом, обеспеченность гостиницами должна будет быть выше за счет открытия не сетевых гостиниц, однако в данном исследовании рассматривались именно планы крупных сетевых операторов по увеличению числа гостиниц в России.

В настоящий момент самая высокая обеспеченность гостиницами зафиксирована в Ярославле (5,77 номеров/1000 жителей). В 2010 году Ярославль отпраздновал 1000-летие, к этому событию появилось большое количество новых гостиниц, что объясняет тот факт, что текущая обеспеченность населения номерным фондом самая высокая среди остальных городов России. Обеспеченность Москвы составляет – 1,88 номера/1000 жителей, Санкт-Петербург – 2,87 номера/1000 жителей.

На карте не отражены города Краснодарского края (Сочи, Геленджик), поскольку сравнение обеспеченности гостиницами постоянного населения курортных городов в данном случае не совсем корректно. Численность населения курортных городов увеличивается в несколько раз в период высокого сезона.

Существенное увеличение номерного фонда планировалось во Владивостоке, что связанно с подготовкой к саммиту АТЭС в 2012 году. Обеспеченность Москвы к 2013 году составила 2,49 номеров/1000 жителей, Санкт-Петербурга – 3,22. Эти показатели примерно в 2-3 раза ниже, чем средние показатели обеспеченности гостиницами в Европе, и в несколько раз ниже, чем в финансовых и туристических центрах. Так в Париже обеспеченность гостиницами составляет около 8 номеров /1000 жителей, в Лондоне – 12 номеров/1000 жителей.

Карта 1. Текущая и перспективная обеспеченность населения городов России гостиницами, номеров/1000 жителей.

Перспективы развития гостиничного рынка в большей степени определяются крупнейшими событиями, которые должны произойти в России в ближайшие 3-5 лет.

XXVII всемирная летняя Универсиада в Казани – это крупнейшее молодёжное спортивное мероприятие, которое привлекло до 1,5 млн. человек. К Универсиаде построили вторую очередь гостиницы «Корстон» уровня 4 звезды на 400 номеров.

Знаковым событием для всей страны являлись Олимпийские игры 2014 в Сочи. В результате подготовки к Олимпиаде существующий номерной фонд агломерации увеличился более чем в 2 раза и составил около 40 тыс. номеров.

Стимулом для развития гостиничного рынка страны, безусловно, станет проведение в России чемпионата мира по футболу 2018г. Города, включённые в российскую заявку на проведение Чемпионата мира по футболу 2018г: Волгоград, Екатеринбург, Казань, Калининград, Москва, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Самара, Санкт-Петербург, Саранск, Сочи. Общий номерной фонд городов, включённых в заявку, составляет около 85 тыс. номеров, что превышает минимальные требования ФИФА, установленные на уровне 60 тыс.номеров 7

Выводы

В этой главе рассмотрено состояние и проблемы развития рынка гостиничной недвижимости, а именно структура гостиничного рынка в РФ и за рубежом, выделены проблемы гостиничной индустрии и выявлен ряд принципов повышения эффективности функционирования гостиничных систем. По этому же плану рассмотрены развитие рынка гостиничной недвижимости по Иванову, исходя из чего выяснено, что не смотря на активную политику по развитию туризма в городе, одна из основных отраслей гостиничного бизнеса остается мало развитой.

Заключение

Гостиничный бизнес - один из самых быстро и успешно развивающихся в России, ежегодно растет на 15-20%

Рост обусловлен увеличением числа гостиниц высокого сегмента – «4 звезды» и «5 звезд», наиболее востребованными остаются трехзвездочные отели.

Лидерами Российского рынка гостиничных услуг являются Москва и Санкт-Петербург, Москва получает около 40% всех доходов.

В настоящее время, практически все гостиничные цепи мира испытывают давление жесткой конкурентной борьбы.

Гостиничный рынок является перспективным. Являясь капиталоемким проектом с длительным сроком окупаемости, гостиница позволяет инвестору иметь в собственности дорогой и перспективный с точки зрения будущей доходности объект.

Цены на гостиничную недвижимость зависят от многих факторов: расположения, оформления интерьеров, качества ремонта, состава и состояния номерного фонда, наличия инфраструктуры, численности персонала, площади гостиничной территории и т.п.

Важнейшими категориями рынка являются спрос и предложение.

Достижение сбалансированности между спросом и предложением обеспечивается действием рыночного механизма. Особенность гостиничного маркетинга вытекает из особенностей гостиничного продукта, его фиксированности во времени и пространстве. Невозможно значительно поменять количество номеров за короткий период времени, сохранить их для будущей продажи или следовать с ними за потребителями.

Спрос на гостиничные услуги непостоянный, зависит от времени года, подвержен сезонным колебаниям. Производство гостиничного продукта требует высоких материальных затрат при существенно меньших переменных затратах. Постоянные затраты не зависят от количества обслуживаемых клиентов (гостей), а переменные зависят. Это требует привлечения в сезон большого дополнительного персонала, который зачастую не может быть патриотом гостиницы. Он не заинтересован в нужной степени в своевременном и качественном обслуживании. Кроме того, нехватка средств на постоянные затраты снижает качество гостиничного продукта.

На сегодняшний день гостиничный бизнес является главным направлением развития предпринимательства на Кубани. Во время прошедшей олимпиады Сочи-2014 число гостиниц от Туапсе до Адлера сильно увеличилось. Соответственно и цены на этот вид недвижимости возросли.

Между тем, несмотря на общероссийские тенденции в гостиничном хозяйстве, стоит индивидуально подходить к каждому региону при проведении анализа гостиничного сектора, поскольку необходимо учитывать противоречия между текущими возможностями и потенциалом региона.

Ивановская область в развитии своего туристического сектора несколько отстает от ведущих регионов, где подавляющее большинство собственников – коммерческие организации. Множество гостиниц, особенно в районных центрах, продолжают оставаться под государственным или муниципаль-

ным управлением.

Подобное управление в этой области отличается низкой эффективностью. Однако нельзя забывать о том, что при запуске всех механизмов регуляции рынка одномоментно с этим может быть потеряна значительная часть гостиничной инфраструктуры, а прихода новых частных инвесторов районы

будут ожидать долгое время. В таком случае, ситуация с развитием туризма в области станет еще более сложной.

На данный момент можно отметить устойчивое развитие и постоянную конкуренцию на рынке Ивановской агломерации, куда приходят основные инвестиции, и где располагается наиболее емкий рынок. Однако, отсутствие туристической привлекательности, общая неблагоприятная экономическая

ситуация в регионе, сокращающийся демографический потенциал не создают предпосылок для роста и повышения доходности рынка.

Список литературы

1. А. Н. Асаул, С. Н. Иванов, М. К. Старовойтов Экономика недвижимостиУчебник для вузов. - 3-е изд., исправл. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2009.

2. www.business-realty.com

3.Дипломная работа «Гостиничная недвижимость: проектирование маркетинговой концепции и комплекса маркетинга по ее реализации»

4. Хруцкий В. Е., Корнеева Н. В. Настольная книга по исследованию рынка: Учебное пособие - 2-изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2001.

5.Кеворков В.В., Леонтьев С.В. Политика и практика маркетинга на предприятии. - М.: ОАО «Издательство Экономика», ТОО «КоМаркет Лтд», 2002

6. Бородко Т.Л., Беляцкий Н.П. Мониторинг товарных рынков //Маркетинг в России и за рубежом -№5 - 2003. .

7.Маркетинг/ Под. ред. А.Н.Романова - М.: ЮНИТИ, 2003.

8.Дусенко С.В.Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для индустрии туризма. Статья. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы подготовки профессионалов 21 века в условиях гуманизации образования». Ханты-Мансийск, 2010.

9. Дусенко С.В., Коткова Е.Л. Международный опыт как основа для разработки единых критериев и методик оценки гостиниц и других средств размещения. Статья. Материалы IV межрегиональной научно-практической конференции 26-27 ноября 2009 года «Проблемы развития внутреннего туризма в Центральной России: образование, менеджмент, планирование». Ярославль, 2010. С.

10.http://www.dda-consult.ru/home/hotel

11.http://scientificstar.ru

12.Большой сервер недвижимости http://www.bsn.ru/analytics/commercial_real_estate/russia/16804/

1 Классификация гостиниц по Межгосударственному стандарту ГОСТ 28681.4-95 «Туристско-экскурсионное обслуживание: Классификация гостиниц» от 01.01.1997 г.

2 www.business-realty.com

3 А. Н. Асаул, С. Н. Иванов, М. К. СтаровойтовЭкономика недвижимости

Учебник для вузов. - 3-е изд., исправл. - СПб.: АНО «ИПЭВ»

4Хруцкий В. Е., Корнеева Н. В. Настольная книга по исследованию рынка: Учебное пособие - 2-изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2001.

Кеворков В.В., Леонтьев С.В. Политика и практика маркетинга на предприятии. - М.: ОАО «Издательство Экономика», ТОО «КоМаркет Лтд», 2002

Бородко Т.Л., Беляцкий Н.П. Мониторинг товарных рынков /Маркетинг в России и за рубежом -№5 - 2003.

Маркетинг/ Под. ред. А.Н.Романова - М.: ЮНИТИ, 2003.

5 Дусенко С.В.Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для индустрии туризма. Статья. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы подготовки профессионалов 21 века в условиях гуманизации образования». Ханты-Мансийск, 2010.

Дусенко С.В., Коткова Е.Л. Международный опыт, как основа для разработки единых критериев и методик оценки гостиниц и других средств размещения. Статья. Материалы IV межрегиональной научно-практической конференции 26-27 ноября 2009 года «Проблемы развития внутреннего туризма в Центральной России: образование, менеджмент, планирование». Ярославль, 2010.

6 http://www.dda-consult.ru/home/hotel

7 Большой сервер недвижимости http://www.bsn.ru/analytics/commercial_real_estate/russia/16804/

Просмотров работы: 8217