АКТУАЛЬНОСТЬ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

АКТУАЛЬНОСТЬ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Чон О.В. 1, Пименова И.Б. 2
1Челябинский государственные педагогический университет
2Челябинский государственный педагогический университет, факультет коррекционной педагогики, старший преподаватель кафедры СППиПМ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

В настоящее время формирование у детей фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, является одной из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в образовательных учреждениях и в семье.

Исследования последних лет свидетельствуют о том, что чисто возрастные своеобразия звукопроизношения, являющиеся нормой его становления наблюдаются теперь лишь в 22,4 % всех случаев, тогда как все остальное приходится на его патологические формы, которые не могут пройти с возрастом. И именно по этой причине в первые классы школ теперь поступают свыше 52% детей с дефектами звукопроизношения [1, 5].

Актуальность проблемы формирования звукопроизношения у детей с нарушениями речи определяется тем значением, какую играет правильная речь в психическом развитии ребенка и готовности его к обучению в школе. Многочисленными исследованиями отечественных исследователей в области дефектологии и логопедии А.Н. Гвоздевым, Н.И. Жинкиным, Г.А. Каше, P.E. Левиной, О.В. Правдиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, М.Ф. Фомичевой, Г.В. Чиркиной, С.Н. Шаховской подробно изучена и освещена проблема воспитания правильной речи, в особенности, формирования произношения звуков.

Формирование правильного произношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определенного уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Необходимо учесть, что сложное нарушение звукопроизношения может повлечь за собой целый ряд серьезных осложнений и вызвать другие дефекты устной и письменной речи ребенка. Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию и сходные по артикуляции звуки речи.

Среди наиболее часто встречающихся нарушений речи, можно назвать фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН), которое Р.Е. Левиной трактуется как нарушение процесса формировании произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Отставание в развитии фонематического слуха и фонематического восприятия создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова, которые у ребёнка с нормальным речевым развитием вырабатываются задолго до обучения в школе.

Фонематические дефекты сами собой не исчезают. Своевременно не выявленные и не устранённые нарушения закрепляются, становятся стойкими. Это приводит к тому, что ребёнок испытывает значительные затруднения не только в процессе овладения произносительной стороной речи, но и в процессе овладения грамотой, письмом и чтением и как следствие программой начального обучения в целом.

Фонетико-фонематическое недоразвитие может также спровоцировать возникновение психологических особенностей (стеснительность, замкнутость, нерешительность, замедленная включаемость в ситуацию общения, нежелание поддерживать беседу, неумение вслушиваться в звучащую речь). Такие дети стараются меньше говорить, замыкаются, нарушается коммуникативная функция речи.

Таким образом, вопросы коррекции нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ФФН приобрели на сегодняшний день особую актуальность.

Уже в дошкольном возрасте можно выявить и предупредить возникновение специфических фонетико-фонематических процессов недоразвития речи. Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.

Поскольку в дошкольном возрасте у детей игровая деятельность является ведущей, при коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста использование дидактических игр пособствует более быстрому и эффективному преодолению речевых расстройств. Игровые приемы освобождают детей от утомления, длительной неподвижности на логопедических занятиях, помогают чередовать виды речевой работы и повышают эффективность коррекционной работы.

Для повышения эффективности коррекционной работы с детьми, старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, необходимо включать игры и игровые упражнения, так как игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Дидактические игры повышают умственную активность, совершенствуют звуковую культуру, формируют просодические элементы, активизируют и обогащают словарный запас, повышают эмоциональную активность. Игровые приёмы освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста длительной неподвижности на логопедическом занятии и помогают чередовать виды речевой деятельности. В процессе дидактических игр у детей воспитывается неторопливый темп речи, ее звучность и выразительность; совершенствуется звукопроизношение, слово и фразообразование, увеличивается словарный запас.

Игра является не только главной сферой самовыражения для ребёнка, но и базой для развития речи. Усвоение и закрепление сложнейшего логопедического материала происходит легче и прочнее в условиях различных игровых ситуаций.

Отечественный практический опыт показывает, что усвоение знаний, речевых умений и навыков происходит более легко и прочно в условиях включения специалистами различных видов игр и игровых ситуаций в процесс обучения.

Таким образом, актуальность использования дидактических игр в коррекции звукопроизношения у дошкольников с ФФН не оставляет сомнений. В настоящее время практика логопедической работы требует наиболее эффективных и оптимальных путей коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, теоретического и экспериментального обоснования целей, принципов, содержания, методов системы коррекции этих нарушений с учетом структуры речевого дефекта и индивидуально-типологических особенностей детей.

Список литературы:

  1. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей [Текст] / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 254, [2] с.: ил. – (Высшая школа).

  2. Букатов, В.М. Секреты дидактических игр: Психология. Методика. Дисциплина [Текст]/ В.М. Букатов. – СПб.: Речь, 2010. – 253 с.

  3. Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды [Текст] / ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. – М.: АРКТИ, 2005. – 224 с.

Просмотров работы: 5192