«РУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ НА ПРИМЕРЕ ПОВЕСТИ В. А. ЗАКРУТКИНА «МАТЕРЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ»» - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

«РУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ НА ПРИМЕРЕ ПОВЕСТИ В. А. ЗАКРУТКИНА «МАТЕРЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ»»

Иванченко И.С. 1, Зуб М.А. 1, Демченко О.П. 1
1ГБОУ СПО Краснодарский краевой базовый медицинский колледж
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цели работы:

  • формирование у молодого поколения представления о Великой Отечественной Войне;

  • воспитание чувства сострадания, милосердия, человечности;

Введение.

Год 2015 – знаменательный для нашей истории. Исполнится 70 лет со дня Великой Победы в Великой Отечественной войне. Это событие – тяжелейшее из всех испытаний, какие когда-либо выпадали на долю нашего народа.

На всевозможных мероприятиях мы говорим о войне, читаем стихи, с замиранием сердца произносим строки писем с фронта, чтобы хотя бы так увековечить имена героев, и не дать уйти в прошлое подвигам наших прадедов.

Конечно, слово война ассоциируется у нас с ужасом, страхом, смертью. Но книга Виталия Закруткина «Матерь человеческая», открыла мне войну с другой стороны. В своей книге автор воссоздал образ простой русской женщины, преодолевшей страшные удары судьбы.

После прочтения повести можно задуматься о том, что не только солдаты могут сражаться за мир, но и маленькая хрупкая женщина.

Основная часть.

Очень много произведений написано о войне, боевых сражениях, работе в тылу, вообще о том времени. После прочтения повести Виталия Закруткина «Матерь человеческая», можно задуматься о том, что не только солдаты могут сражаться за мир, но и маленькая хрупкая женщина.

В сентябре 1941 года гитлеровские войска далеко продвинулись вглубь советской территории. Остался на занятой немцами территории и затерянный в степях хуторок, где счастливо жили молодая женщина Мария, ее муж Иван и их сын Васятка. Но, к сожалению, война не щадит никого. Захвати ранее мирную территорию, фашисты все разорили, спалили хутор, жителей угнали в Германию, а Ивана и Васятку повесили.

Мария, главная героиня повести, пережила смерть мужа и сына, видела, как немцы угоняют в Германию хуторян, как сам хутор сожгли дотла. Не каждый может вынести такие испытания, найти в себе силы жить, не потерять самое главное в жизни – человечность. Вернувшись на родное пепелище, в погребе Мария находит раненого немецкого солдата – Вернера Брахта. Совсем еще молодого, с нетронутым пушком на щеках. Злоба и чувство мести захлестнули Марию. Она готова была убить его за ту боль, которую причинили ей и хуторянам, за то, что в один миг у нее не осталось ничего. Короткое жалостливое: «Мама!» - слово спасшее солдату жизнь, слово, заставившее сердце Марии содрогнуться от нестерпимой боли. Она с ужасом поняла, что этот молодой мальчишка, возможно, был выдернут из привычной жизни, помещен в самую гущу событий, что у него тоже есть семья, которая, наверняка, ждет, что он вернется домой живым и невредимым. «Не жилец ты на белом свете, - с болью и жалостью думала Мария, - и протянешь ты недолго». Но, не смотря на это, она помогала ему, чем могла, ухаживала, кормила, поила, не потеряла человечности, милосердия и душевного тепла. В таких условиях героиня смогла сохранить в себе «человека». Гуманность, готовность прийти на помощь, защитить, простить, понять – это лишь малая часть тех качеств, которые героиня проявляла на протяжении всей повести.

Мария - человек сильный; в труде она находит смысл своего существования. Женщина в одиночку собрала урожай на брошенных полях, сберегла колхозный скот. Чувство исполняемого долга поддерживало ее в тяжелые и одинокие дни. Все это для живых, во имя жизни.

И хотя она перенесла смерть дорогих и любимых людей, ее сердце не очерствело, и Мария смогла принять под свой кров семерых ленинградских сирот, волею судеб занесенных на ее хутор.

Самым волнующим и надрывным был эпизод с рыдающей Марией над останками своих родных, которые обнаружили дети в сгоревшем поселковом домике. «Долго убивалась Мария, стоя на коленях перед грудой обгоревших костей, долго целовала черные от копоти черепа, исступленно царапала землю, замирала в беспамятстве. Она выкрикивала слова любви и материнского горя, и эти бессвязные слова переходили в истошный звериный вой…» Самым большим терзанием для Марии было то, что по возвращении в сгоревшее село она так и не нашла их останки на сгоревшем тополе, немцы перенесли их куда-то. Однажды посещая хуторское кладбище, Мария горевала, что даже не может поплакать на могилах мужа и сыночка, мечтала о том, как бы она ухаживала за их могилками. Теперь она похоронила их рядом со своими родственниками.

Так и встретила эта мужественная женщина советские войска с детьми. И когда в сожженный хутор вошли первые советские солдаты, Марии показалось, что она родила на свет не только своего сына, но и всех обездоленных войной детей мира

Заключение.

Произведение начинается с изображения молящихся перед статуей Богоматери старичков и заканчивается сценой, когда командир полка «опустился перед Марией на колени и молча, прижался к ее безвольно опущенной маленькой жесткой руке». В.Закруткин смог создать обобщенный характер Матери человеческой. Ее прообразом стала обыкновенная женщина с маленького донского хутора, женщина, которая смогла преодолеть испытания, возложенные на ее хрупкие плечи. Нет таких темных, злых сил, которые могли бы сломить народную волю, народную душу, победить добрые начала в человеке, убить жизнь.

В.А. Закруткин показывает, что война ставит лишь временные, условные преграды между людьми. Фашисты надеялись кровью и смертями установить свою власть. Они возомнили себя выше бога, выше природы. Но жизнь расставляет все на свои места. Их кровавое торжество было недолгим. Потому что их поведение противоречит законам жизни.

В начале повести автор говорит: « …я вспомнил женщину, которую не смел, не имел права забыть». Думаю, многие согласятся, что мы не должны забывать наших матерей, тех, кто дал нам жизнь, тех, кто дает нам веру, надежду и любовь.

Список литературы:

  1. В. А. Закруткин «Матерь человеческая», Молодая гвардия, 1979

  2. Е. Н. Кожевин « Рецензия к повести В. Закруткина «Матерь человеческая»», Военлит, 1986

Просмотров работы: 2450