ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНОЙ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНОЙ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ

Мержиевский Е.И. 1
1Шуйский филиал Ивановского государственного университета Шуя, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Физическая культура является одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач.

Современный учебный процесс своей технологией, объемом информации, построением, спецификой занятий, условиями их проведения предъявляет к студентам большие психологические и физиологические требования. Исследования, проведенные в разных странах, показывают, что довольно значительная часть населения, в том числе детей и молодежи, остается не приобщенной к активным занятиям физкультурой и спортом. Особенно острой эта проблема является в нашей стране. Сохранение психофизиологического здоровья студентов учебных заведений во многом зависит от форм и методов учебного процесса.

В настоящее время имеется ряд проблем, влияющих на формирование здорового образа жизни молодежи, требующих неотложного решения, в том числе:

  • недостаточная мотивация студентов на регулярные занятия спортом;

  • утрата спортивных традиций;

  • отсутствие пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей части здорового образа жизни.

Большая часть студентов не могут определить уровень своего физического здоровья. В последние годы наметилась тенденция к снижению уровня физического развития и повышению заболеваемости студентов. В среднем у 40% студентов имеются признаки различных хронических заболеваний, в основном нервно-психических, сердечнососудистых, органов дыхания, у 25% наблюдается снижение остроты зрения. По данным комплексной оценки состояния здоровья только 30% студентов признаны здоровыми. Среди заболеваний, приводящих к временной утрате трудоспособности, на первом месте находятся ОРЗ и грипп. По данным медицинских исследований, от I к IV курсу число студентов с заболеваниями нервной системы возрастает в 4-6 раз [1].

В ходе социологических опросов подавляющее большинство респондентов в нашем вузе в качестве основных причин своей физкультурно-спортивной пассивности указывают отсутствие свободного времени и условий для занятий. На основе этого многие исследователи делают вывод о том, что именно эти причины являются основными барьерами на пути включения населения в активные занятия физкультурой и спортом. Само собой разумеется, и это вряд ли нужно доказывать, что для занятий физкультурой и спортом в свободное время нужно иметь это свободное время. Те лица, которые ссылаются на нехватку времени для занятий физкультурой и спортом, находят время для того, чтобы в свое свободное время заниматься другими видами деятельности, например, "сидеть" в Интернете, слушать музыку, ходить в кино, в клуб и т.д.Но вместе с тем не следует и преувеличивать роль указанных факторов[2].И дело даже не в том, что определенное свободное время имеют практически все люди и что для занятия некоторыми видами физкультурно-спортивной деятельности не нужны какие-то особые условия (например, нужны ли какие-то особые условия для того, чтобы ежедневно делать зарядку?!).

Но вместе с тем необходимо учитывать и особенности сложившейся системы физкультурно-спортивной работы с населением. До сих пор господствует односторонняя, «одномерная» система физкультурно-спортивной работы, ориентированная на решение довольно узкого круга задач и использование небольшого набора средств для их решения. Однобокость этой системы проявляется прежде всего в том, что на уроках физкультуры, на спортивных тренировках основное внимание обычно уделяется лишь физическому воспитанию занимающихся. Занятия физкультурой и спортом редко используются для формирования и совершенствования творческих, эстетических и других духовных способностей человека, его нравственной, коммуникативной, экологической культуры. У детей и молодежи, активно занимающейся спортом, не развивается интерес к различным видам интеллектуальной и художественной деятельности, в том числе к отображению спорта средствами искусства (музыки, живописи, фотографии и т.д.), физкультурно-спортивные мероприятия недостаточно полно и эффективно используются их организаторами для пробуждения у участников интереса к искусству, к эстетическим и художественным ценностям, к духовной, творческой деятельности во всех ее разновидностях. Многие специалисты вообще не ставят перед собой такие задачи в ходе физкультурно-спортивной работы с населением [3].

ЛИТЕРАТУРА

1. Столяров В.И. Физкультурно-спортивная работа с населением на пороге XXI столетия: проблемы и пути их решения / Столяров В.И., Кудрявцева Н.В. // Спорт, духовные ценности, культура. - М., 1997. - Вып. 9. - С. 94-216.

2. Столяров В.И. Проблема гуманизации современного спорта и комплексная спартианская программа ее решения: российский опыт // Спорт, духовные ценности, культура. - М., 1997. - Вып. 3. - С. 54-263.

3. Столяров В.И. Физкультурно-спортивная работа с населением на пороге XXI столетия: проблемы и пути их решения / Столяров В.И., Кудрявцева Н.В. // Спорт, духовные ценности, культура. - М., 1997. - Вып. 9. - С. 94-216.

Просмотров работы: 1354