МОСКВА КАК МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЦЕНТР ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ: ОСОБЕННОСТИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

МОСКВА КАК МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЦЕНТР ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ: ОСОБЕННОСТИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

С конца XX века неотъемлемой частью и механизмом международной финансовой системы становятся международные финансовые центры (далее - МФЦ). По мере развёртывания и углубления процессов глобализации мировой экономики роль МФЦ, их значимость и влияние в значительной степени возрастают.

При этом деятельность одних МФЦ становится всё более комплексной, они сосредотачивают не только функции международного рынка ссудных капиталов, но и сопутствующую деятельность в области обслуживания международных валютно-финансовых, кредитных отношений, а также страховых, аудиторских и других услуг. Другие демонстрируют тенденции к дифференциации и специализации своей деятельности.

В условиях мировой экономики большинство стран заинтересованы в формировании собственных МФЦ, центров притяжения капиталов из разных стран и регионов мира, управления мировыми денежными потоками и финансовыми активами.

В последние десятилетия активизировалась конкуренция между различными мировыми и региональными финансовыми центрами. Их функционирование способствует значительному притоку капиталов в ту или иную страну, улучшению инвестиционного климата, увеличению налоговых поступлений и обеспечению роста занятости. Тенденции, наблюдаемые сегодня в этой сфере, особенно в связи с политической обстановкой на Украине, требуют от Российской Федерации определить свою позицию в отношении будущего своей финансовой системы.

В последние годы российская экономика продолжает диверсифицировать свою отраслевую структуру, всё меньше полагаясь на сырьевой сектор. Одной из наиболее динамичных отраслей является финансовый сектор, который выигрывает от возросшего спроса на финансовые услуги со стороны реального сектора. В свою очередь, рост финансового сектора позволяет эффективно привлекать инвестиции и способствовать росту экономики страны.

Необходимость качественного рывка в развитии российской финансовой системы обуславливает необходимость превращения Москвы в МФЦ - и для этого у столицы России есть ряд предпосылок. Москва занимает исторически выгодное положение между европейскими и азиатскими финансовыми центрами, а отсутствие языковых барьеров и исторические связи с соседними странами сформировали в столице России важнейший региональный центр деловой активности.

В настоящее время Москва представляет собой крупнейший центр концентрации капитала на постсоветском пространстве, в Центральной и Восточной Европе. На Москву приходится свыше 80% финансовых потоков России и более половины её банковского капитала. Треть банковских сбережений населения России сосредоточены в Москве, что в значительной мере обеспечивает устойчивость банковской системы и создает мощный кредитный капитал. В городе расположено почти 90% штаб-квартир работающих в России зарубежных банков и международных финансовых организаций, сосредоточена практически вся биржевая торговля ценными бумагами. В Москве функционирует почти треть всех страховых организаций России, а суммы страховых премий и страховых выплат составляют около 2/3 от общероссийских.

Важной частью финансовой системы города Москвы является бюджет города, который уступает только федеральному бюджету, составляя при этом 1719,4 млрд руб. в 2014 г. По данному показателю Москва входит в топ-10 ведущих мегаполисов мира.

По уровню ВРП Москва занимает лидирующее положение в России – 10,6 трлн руб. в 2012 г., [16] а в 2013 г. данный показатель превысил отметку в 12 трлн руб., в 2014 году составил 15 трлн руб. По прогнозу PricewaterhouseCoopers, в 2020 году ВРП Москвы составит $0,325 трлн (13,6 трлн руб.).

Таким образом, следует отметить, что превращение Москвы в один из ведущих МФЦ в мире является неотъемлемой составной частью успешного решения, стоящей перед Россией стратегической задачи вхождения в пятерку лидеров мировой экономики. Политическая воля высшего руководства России по этому вопросу выражена однозначно. Именно МФЦ, где сосредотачиваются основные инвестиционные, информационные и интеллектуальные ресурсы, создается концентрация финансовых услуг высшего мирового уровня, обеспечивается доступ к глобальным потокам капитала, становятся локомотивами национального и международного экономического роста в условиях стремительного развития транснациональных экономических связей, увеличения мобильности и повышения степени интеграции финансовых рынков. Наличие МФЦ создает необходимые предпосылки для ускоренного наращивания инвестиционного потенциала экономики и превращения национальной денежной единицы в одну из мировых резервных валют.

Формирование МФЦ в Российской Федерации – постоянно развивающийся процесс, в который вовлечены представители делового сообщества, государственных структур и различных слоев российского общества в целом.

Необходимость развития Москвы как МФЦ была сформулирована в 2008 г., когда глобальный экономический и финансовый кризис указал на острую потребность в диверсификации российской экономики, в том числе за счет развития конкурентоспособной финансовой отрасли и рынка профессиональных финансовых услуг.

Конечные результаты создания МФЦ:

  • институциональные изменения в российской экономике: повышение доли финансового сектора в ВВП и сопутствующее повышение ВВП за счет финансового сектора;

  • устойчивая и современная финансовая система;

  • повышение уровня международного доверия к России;

  • выгоды от интеграции России в мировую экономику.

Для российской экономики:

  • совершенствование законодательной базы в части финансовых рынков;

  • улучшение условий ведения бизнеса;

  • развитие финансовой индустрии;

  • улучшение системы рыночного регулирования;

  • усовершенствование инфраструктуры рынка;

  • повышение ликвидности рынка;

  • оптимизация налогового бремени на инвестиционную деятельность;

Для страны:

  • полномасштабное функционирование МФЦ в Москве также станет важным импульсом для развития российских регионов, в частности, региональной финансовой системы;

  • формирование МФЦ в Москве означает упрощение доступа к капиталу для российских компаний, а это – инвестиции в развитие всей страны.

Для российского общества:

  • появление новых рабочих мест в финансовой сфере;

  • повышение уровня квалификации персонала;

  • развитие образования и науки;

  • новые возможности для предпринимателей;

  • развитие социальной инфраструктуры;

  • выгоды от межкультурного обмена за счёт привлечения в Москву большего количества иностранных специалистов [18].

Следует выделить ряд индикаторов финансовой системы, на основе которых мегаполис можно отнести к разряду МФЦ: показатели рынка ценных бумаг, банковского, страхового рынков, рынка по управлению взаимными фондами, уровень инвестиционной активности, степень освоения новых инвестиционных технологий и новых инструментов управление финансовыми ресурсами, степень вовлечённости региона в глобальные финансовые потоки.

Важной составляющей любого финансового рынка страны является фондовый рынок, позволяющий привлекать краткосрочные и долгосрочные инвестиционные ресурсы, управлять ликвидностью.

Главенствующую роль на фондовом рынке играют фондовые биржи. Крупнейшие из них размещены в основных финансовых центрах мира. По данным Всемирной федерации бирж, в настоящее время безусловным лидером по рыночной капитализации и объему торгов является Нью-Йоркская фондовая биржа (NYSE) – 13 450,7 млрд долл., Лондонская биржа (LSE) – 2 место (1 661,9 млрд долл.). Третье и четвертое места занимают Гонконгская (1 323,4 млрд долл.) и Сингапурская (280,9 млрд долл.) биржи. Московская биржа отстает от мировых лидеров (242 млрд долл.) и пока занимает 80 место среди 83 МФЦ [1].

Проанализируем количественные показатели Москвы и ведущих МФЦ, в соответствии с Индексом глобальных финансовых центров - The Global Financial Centers Index (GFCI, March 15) (см. таблицу 1) [2]:

Таблица 1

Сравнительный анализ МФЦ по количественным показателям.

Показатели

Лондон

Нью-Йорк

Гонконг

Сингапур

Москва

Качество регулирования

         

Индекс верховенства закона, Rule of Law. [3]

81

74

72

73

36

Индекс качества регулирования, Regulatory quality

78

67

74

79

44

Индекс сложности ведения бизнеса, Ease of doing business (место из 189 стран) [12, 13]

10 место

4 место

2 место

1 место

92 место

Избранные составные элементы:

         

Индекс защиты инвесторов

10 место

6 место

3 место

2 место

115 место

Индекс сложностиисполнения контрактов

56 место

11 место

9 место

12 место

10 место

Индекс сложности налогообложения бизнеса

14 место

64 место

4 место

5 место

56 место

Налогообложение

         

Ставки налогообложения [4]

         

на доход физических лиц

10-32.5%

до 35%

17,5%

15 %,

Non-resident (20%)

13%, 30% (нерезиденты)

на прирост стоимости ценных бумаг

20-40%

до 35%

0%

0%

13%

на дивиденды

0%

0-30%

0%

25%

9%, 15%

(нерезиденты)

на проценты

20%

0-30%

0%

15%

7.5%

на роялти

3-15%

0-30%

5.25-15%

10%

7,5%

пошлина на оборот ценных бумаг

0.5%

-

-

-

-

Индекс сложности налогообложения бизнеса, Ease of paying taxes, (место из 189 стран)

14 место

64 место

4 место

5 место

56 место

Рынокакций

         

Капитализация рынка акций в стране (млрд. долл., 2014) (% ВВП* World Development Indicators) [5]

18 279.2

122%

18 778.7

115%

3 145.9

420,9%

778.1

150,8%

580.3

43,4%

Годовой объем торгов биржевого рынка акций

(млрд. долл., 2014) (% ВВП)

16 495

10,9%

12 730

16,5%

1 266 570

28,3%

280 926

45,6%

241 920

29,6%

Доля акций в обращении (free float) (2014) [6]

-

-

-

-

50%

Суммарный объем IPO на биржах страны

(млрд. долл., 2013) [7]

15.4 (13,2%)

20.9

(5,7%)

11.5

(7,9%)

2.2

(3,4%)

5.4

Рынокоблигаций

         

Стоимость выпущенных корпоративных облигаций

(млрд. долл., 2014) [8]

3 267.3

2 107.6

135.3

85.0

116.2

Объем торгов корпоративных облигаций (млрд. долл., 2013)

466.9

337.2

50.8

37.0

16.3

Индекс финансового развития

(рейтинг и место из 144 стран) [9]

5.41

9 место

5.54

3 место

5.46

7 место

5.65

2 место

4.37

53 место

Составные элементы:

         

Институциональная среда

5.49

24 место

5.15

33 место

6.19

3 место

6.34

1 место

4.94

44 место

Бизнес среда

5.07

15 место

5.35

9 место

5.91

1 место

5.84

2 место

3.50

110 место

Финансовая стабильность

5.45

6 место

5.58

4 место

5.13

16 место

5.07

19 место

3.89

86 место

Банки

4.95

89 место

5.4

49 место

6.5

7 место

6.6

4 место

4.0

118 место

Финансовые рынки

4.9

10 место

5.2

6 место

5.7

1 место

5.1

7 место

3.1

86 место

Источник: Составлено авторами по данным Всемирного банка, Всемирной Федерации бирж

Тенденции изменения позиции страны на мировом рынке капитала можно выявить на основе анализа потоков инвестиций, которые приводят к изменению накопленного запаса финансовых вложений и определения места страны в мировой финансовой системе.

В настоящий момент российская экономика не может похвастаться высокими показателями фондового рынка. Среди основных проблем можно назвать “панику рынков” во времена “Великой рецессии” 2008 года и Европейский долговой кризис 2010 года (в меньшей степени для России). Одним из значимых внешних факторов для российской финансовой системы во II–III квартале 2014 года стало введение США и ЕС санкций в отношении крупнейших российских банков и компаний нефтегазового сектора, предполагающих запрет долгового финансирования на срок более 30 дней [10, 8].

Введение санкций привело к усилению оттока частного капитала из России: его величина за январь–сентябрь 2014 года составила 85,2 млрд долл. США – почти вдвое больше, чем за соответствующий период 2013 года (44,1 млрд долл. США) [11, 12]. Отток капитала происходил в основном за счет увеличения иностранных активов российских нефинансовых организаций и сокращения обязательств банков перед нерезидентами.

Однако, по оценкам ЮНКТАД, объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Россию за 2013 год вырос на 84% и составил 94 млрд. долл. Таким образом, в общемировом рейтинге притока ПИИ Россия впервые заняла третье место. Инвестиции в российскую экономику составили около 75% всех ПИИ в страны с так называемой «переходной экономикой». Всего же приток ПИИ в эти страны за 2013 г. составил 126 млрд. долл., рост на 45% в годовом исчислении. Стоит отметить, что еще в 2012 г. Россия была лишь на девятом месте по объему притока ПИИ (51 млрд. долл.). Одной из заметных успехов в росте данного показателя в марте 2013 г. стала сделка по покупке британской BP 18,5% акций «Роснефти» (в рамках договоренности о поглощении «Роснефтью» компании ТНК-BP).

Однако, в 2014 году санкции со стороны Запада стали в большей степени оказывать негативное воздействие на экономику России, что привело к существенному замедлению притока инвестиций в российские компании. Согласно данным Банка России, ПИИ в небанковский сектор РФ составили в третьем квартале 2014 года всего $1 млрд, что в 10 раз меньше, чем в первом и во втором кварталах - $10,2 млрд и $10 млрд соответственно. С начала года объем ПИИ оценивался ЦБ в $21,2 млрд – минимум с 2005 года ($18,4 млрд за три квартала) и в 2,6 раза меньше, чем за аналогичный период 2013-го ($54,3 млрд).

Внутренний финансовый рынок страны в I полугодии 2014 года выглядел весьма неоднозначно. Капитализация внутреннего рынка за первую половину 2014 г. снизилась менее чем на 1% и составила 25,1 трлн руб. В сравнении с декабрем 2013 г. капитализация российского рынка акций в рублевом выражении снизилась на 2,15% (на конец декабря 2013 г. капитализация составляла 25,32 трлн рублей).

На рынке корпоративных облигаций в первом полугодии состоялись размещения новых выпусков на 742 млрд руб. (по номиналу), что на 6,1% меньше, чем за аналогичный период предыдущего года. Объем внутреннего рынка корпоративных облигаций вырос незначительно – до 5,5 трлн руб.

Объем биржевых сделок (по фактической стоимости, без сделок РЕПО и размещений) с корпоративными облигациями за полугодие составил 2,4 трлн руб. – на 29,1% меньше, чем за аналогичный период предыдущего года. В сравнении с декабрем 2013 г. суммарный объем сделок по операциям РЕПО сократился на 32,2%. В январе 2014 г. российские эмитенты не привлекали средства на рынке через первичные и вторичные размещения акций (IPO и SPO).

Объем рынка государственных облигаций стабилизировался на уровне 3,7 трлн руб. Биржевой оборот продемонстрировал падение – объём вторичного рынка за шесть месяцев упал на 41,9% в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года, до 2,0 трлн руб.

Объем биржевых сделок РЕПО на Московской бирже по итогам полугодия снизился – на 5,4% по сравнению с аналогичным периодом 2013 г., и составил 86 трлн руб. В общем объеме сделок прямое РЕПО с Банком России по итогам второго квартала 2014 г. достигло 68%. Суммарный объем сделок со срочными контрактами на фондовые активы по итогам первого полугодия 2014 г. упал на 13,2% и составил 14 817 млрд руб. Доля фьючерсов в этом обороте является преобладающей – 82,2%, хотя и имеет слабую тенденцию к сокращению (годом ранее этот показатель составлял 88,5%) [12, 5].

Подводя итог, можно сказать, что массового ухода иностранных инвесторов из российских активов пока не наблюдается и рынок достаточно стабилен, сохраняет устойчивость и продолжает выполнять свою функцию по перераспределению финансовых ресурсов в национальной экономике. Инвесторы же выжидают стабилизации ситуации, чтобы в дальнейшем сэкономить на вложениях и получить более высокую доходность.

Успехи в финансовой сфере стран с развивающимися рынками подкрепляются ростом реального сектора экономики и активными инвестиционными процессами внутри страны, благодаря чему эти страны становятся центрами притяжения не только отечественных, но иностранных капиталов.

В растущих МФЦ отмечается высокий удельный вес внутренних инвестиций в основной капитал. Однако инвестиционная активность является необходимым, но недостаточным условием развития МФЦ. Российский фондовой рынок уже достаточно давно интегрировался в мировые финансы и много лет является неразрывной частью мировой финансовой системы. Но несмотря на динамичный рост, национальный финансовый рынок по-прежнему значительно отстает по своему уровню развития от ведущих МФЦ.

К основным проблемным точкам, мешающим развитию Москвы как международного центра финансовых услуг можно отнести:

  1. несовершенная законодательная база, мешающая развитию финансового рынка;

  2. сложность обеспечения полноценного функционирования электронного документооборота между регистратором и депозитарием;

  3. высокая налоговая нагрузка на бизнес, негативное влияние коррумпированности и бюрократии, неопределённость экономической ситуации в стране, что затрудняет осуществление инвестиционной деятельности в РФ;

  4. низкая эффективность внутреннего финансового рынка, которая усиливается неблагоприятным для привлечения ПИИ инвестиционным климатом.

Таким образом, проблемы финансового рынка нужно решать не путем накачки рынка бюджетными деньгами, а мерами кредитно-денежной политики. По словам, ректора Российской академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Владимира Мау, «нужно делать это инструментами денежной политики, а не бюджетной. Не надо вовлекать бюджет» [19]. Вместо того, чтобы тратить международные резервы на поддержание переоцененного курса рубля, Мау предлагает властям РФ «пойти на мягкое, плавное ослабление курса рубля». Пока в стране нет необходимых для работы такого центра условий, чтобы догнать главные мировые МФЦ – Лондон или Сингапур.

Устранение вышеизложенных проблем может стать длительным и скрупулёзным процессом, который займет не один месяц, год.

По словам членов рабочей группы по созданию МФЦ в Российской Федерации, в числе первоочередных задач в деле создания МФЦ в Москве в ближайшей перспективе – реализация мер, направленных на формирование внутреннего инвестора и достижение контрольных показателей эффективности единого регулятора финансовых рынков, внедрение эффективного саморегулирования на финансовом рынке, развитие механизмов электронного обмена данными, пруденциальный надзор в НПФ. Кроме того, планируется принять кодекс корпоративного управления, законодательство о финансовых консультантах, совершенствовать налогообложение на финансовом рынке, совершенствовать процедуры на Московской бирже и упростить порядок открытия счетов нерезидентами [14].

В настоящее время уже осуществляются многочисленные перспективные идеи, направления для превращения Москвы в МФЦ. После объединения бирж, создания Центрального депозитария в 2013 году, сейчас может быть рассмотрен вопрос о создании «Единого регистратора». Другой вопрос, принесет ли создание такой структуры пользу рынку. Однако, одним из существенных аргументов «против» - отсутствие конкуренции, неспособной улучшить условия обслуживания. Инфраструктура рынка должна быть удобной для тех, кто ее использует, а критерии, которым должен соответствовать регистратор, определены в лицензионных требованиях, исполнение которых контролирует регулятор.

Введение международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в 2013 году для публичных компаний, кредитных и страховых организаций, повысило информационную прозрачность российских компаний для иностранных инвесторов в нынешнем году. А в ближайшей перспективе, будет в большей степени способствовать совершенствованию налогообложения операций с деривативами.

2014 год обещал нам огромное количество нововведений и интересных проектов, которые должны были запомниться в уходящем году. Одним из таких знаковых событий можно назвать операции Международных расчетных депозитариев Euroclear и Clearstream по сделкам с российскими корпоративными облигациями и акциями через Центральный депозитарий РФ [16].

В июне 2014 г. Московская Биржа начала модернизацию системы котировальных списков ценных бумаг для приведения, упрощения и максимальному приближению к международным стандартам. Результатом должно стать следующее: вместо шести котировальных списков останется три; котировальные списки А1 и А2 будут объединены в единый список высшего уровня; бумаги категорий Б, В, И войдут в список второго уровня, в третий – все остальные бумаги, допущенные к торгам. Будет сформирован стандартный подход к листингу, который принят на всех мировых биржах, удалена многоуровневая модель, дана возможность инвесторам инвестировать так же, как на любой другой бирже.

Планируется реализация промежуточного клиринга T+2 /депонированием средств через 2 дня после проведения операции/, в рамках которого нерезиденты смогут в день получения бумаги передать их своему клиенту через внебиржевую сделку.

В связи с вступлением в силу с 1 октября 2014 г. изменений в ГК РФ, все акционерные общества должны будут передать ведение реестров регистраторам. В настоящий момент на рынке существуют две основные стратегии увеличения клиентской базы: одни делают упор на минимальные цены, другие - на оказание широкого спектра услуг.

С 27 октября 2014 г. ЦБ РФ ввел новый инструмент – сделки РЕПО в иностранной валюте. Данные операции будут направлены на дальнейшее расширение возможностей кредитных организаций по управлению собственной краткосрочной валютной ликвидностью. В качестве обеспечения по сделкам могут быть использованы все ценные бумаги, включенные в ломбардный список Банка России, за исключением акций. По словам главы Банка России Эльвиры Набиуллиной, «это поможет нашим предприятиям и нашим банкам».

К концу 2014 года Россия и Китай планировали создать совместное рейтинговое агентство (Universal Credit Rating Group), которое «по сути будет использовать те же самые инструменты, критерии оценки страновых, региональных, инвестпроектов, что и используются действующими рейтинговыми агентствами». Агентство будет заниматься оценкой проектов и инвестиций в области российско-китайского сотрудничества, а также с участием в ряда азиатских стран, а по мере набора веса и авторитета, оно может выйти на уровень, когда им смогут пользоваться и другие страны, пользующиеся рейтинговыми услугами.

«Газпром» планирует получить возможность листинга ценных бумаг на Гонконгской фондовой бирже и повышение уровня листинга – на Сингапурской. В июне прошлого года глобальные депозитарные расписки ОАО «Газпром» прошли процедуру листинга и были включены в котировальный список Сингапурской фондовой биржи. Как отмечают в компании, «листинг в Азии обеспечивает доступ к новым категориям инвесторов, среди которых – пенсионные фонды, страховые компании, азиатские корпорации, семейные фонды и управляющие компании азиатских банков»[15].

С целью диверсификации источников финансирования компания ведет взаимодействие с азиатскими финансовыми институтами по ряду вопросов, среди которых – возможность размещения еврооблигаций в азиатских валютах. Известно, что Сингапурский государственный инвестиционный фонд (Government Investment Corporation, GIC) занял место второго крупнейшего иностранного инвестора «Газпрома» с пакетом порядка 2%.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что для превращения Москвы в МФЦ необходимы инвесторы, доверяющие сначала российским финансовым институтам, инфраструктуре и инструментам, а также эмитенты, готовые приходить в Москву в поисках капитала и заинтересованные в максимизации собственной рыночной цены. Такими инвесторами в первую очередь могли бы стать российские инвесторы, а эмитентами – российские компании.

Привлечение сбережений населения на фондовый рынок может стать одним из перспективных направлений в 2015 году. На развитых финансовых рынках основным источником длинных денег являются институциональные инвесторы – взаимные фонды, пенсионные фонды и страховые компании, которые на российском рынке стали активно появляться. По данным ФСГГ (Федеральная служба государственной статистики), в 2013 году инвестиции в средства населения составили около 295 млрд руб., против 172,7 млрд руб. в 2011 году. Необходимо повышать привлекательность этих финансовых институтов для населения за счет налоговых стимулов, например, в рамках индивидуальных пенсионных счетов и программ по финансовой грамотности [17].

Таким образом, следует отметить, что мировой финансовый рынок по-прежнему уязвим, и не является гарантом экономической стабильности для любой страны. Благоприятная тенденция экономического роста возможно только для тех стран, которые постоянно улучшают инвестиционные условия и могут привлекать большие объёмы международных инвестиций, однако в связи с меняющейся финансово-экономической ситуацией в мире миграция капитала в этих экономиках сталкивается с проблемой неопределенности.

Тенденции, наблюдаемые на мировом рынке капиталов отчётливо показывает, что сегодня, перед странами с быстроразвивающимися рынками (к которым можно отнести РФ) стоит важная задача – развитие своих финансовых секторов. К сожалению, недостаток инфраструктуры финансового сектора характерен для многих быстрорастущих рынков (БРР), что не позволяет экономике этих стран перейти на новый этап устойчивого экономического развития.

Заявленная в качестве одного из основных проектов экономического развития задача создания в нашей стране полноценного МФЦ, способного конкурировать с крупнейшими развитыми центрами Европы, Америки и Азии не может быть решена без формирования эффективной биржевой инфраструктуры торговли производными, значимость которой особенно увеличивается в условиях усиления кризисных явлений и, как следствие, потребности в инструментах управления возрастающими рисками.

Одной из важных задач, стоящих перед участниками фондового рынка, является поиск оптимального баланса интересов и инвесторов, позволяющий, с одной стороны, защищать инвестора, а с другой – создавать условия для выхода на биржу максимальному количеству компаний.

Государственное регулирование фондового рынка должно, во-первых, защищать интересы инвесторов, во-вторых, содействовать привлечению средств в долгосрочные инвестиционные проекты, в-третьих, обеспечивать прозрачность и снижать риски финансовой системы и, в четвертых, продолжить работу в политической, законодательной и административной среде в России.

В заключении хотелось бы привести слова первых лиц государства, говорящих о том, что «целый ряд отложенных решений, которые мы не хотели принимать – в социальной сфере, более жесткий подход к эффективности работы монополий, поддержка занятости и малого бизнеса, – нужно над ними работать» (А.Силуанов, министр финансов РФ). Премьер-министр Дмитрий Медведев считает, что «нет никаких сомнений, что такая страна, как Россия, выдержит абсолютно любые санкции. В этом нет никаких сомнений: Россия – богатая страна, и мы способны контролировать развитие ситуации» [26].

Таким образом, следует отметить, что страны, не имеющие развитые внутренние финансовые рынки и соответствующие финансовые центры, в будущем в значительной степени будут зависеть от привлекаемого иностранного капитала при одновременном его оттоке из страны. Для обеспечения международного уровня конкурентоспособности национального финансового рынка и удержания позиции в глобальной финансовой системе, стране необходимо ориентироваться на создание МФЦ с той или иной степенью комплексного охвата финансовых операций, либо с упором на их специализацию. Для обеспечения суверенности и динамизма развития российской экономики вопрос создания собственного МФЦ становится крайне актуальным в современных условиях.

ЛИТЕРАТУРА

  1. World Federation of Exchanges - URL: hhttp://www.world-exchange.org

  2. The Global Financial Centres Index 15 // Z/Yen Group Limited, 1 – 2014. p 7-8.

  3. The World Justice Project // Rule of Law Index, 2014.

  4. PKF International Limited (PKFI) //Worldwide Tax Guide, June 2014.

  5. World Development Indicators // International Bank for Reconstruction and Development / The World Bank, 2014.

  6. International Banking and Financial Market Developments, Bank for International Settlements Quarterly Review, June 2014.

  7. EY Global IPO Trend // Ernst & Young Global Limited, 2014.p 3-8.

  8. International Bank for Reconstruction and Development / The World Bank. Capital for the Future: Saving and Investment in an Interdependent World, 2013.

  9. Klays Schwab Global Competitiveness Report 2014–2015 //World Economic Forum, 2014.

  10. ЦБ РФ. Обзор финансовой стабильности за октябрь 2014 года.// Департамент исследований и информации Банка России, 2014, с.8-10. URL: http://www.cbr.ru.

  11. ЦБ РФ. Обзор финансового рынка за I полугодие 2013 года № 75.// Департамент исследований и информации Банка России, 2013. с.12-14. URL: http://www.cbr.ru.

  12. Российский фондовый рынок I полугодие 2014: события и факты // НАУФОР. с.5-6. URL: http://www.naufor.ru.

  13. Доклад “Doing Business, 2014”// Международный банк реконструкции и развития /Всемирный банк.- 2014. с.15

  14. URL:http://fincentermoscow.ru

  15. URL:http://www.finmarket.ru

  16. URL: http://www.rcb.ru

  17. URL: http://www.gks.ru

  18. URL: http://mfc-moscow.com

  19. URL: http://ria.ru

Просмотров работы: 3020