Основным видом деятельности СПК «Большевик» является разведение крупного рогатого скота.
Вся система животноводства на предприятии состоит из взаимосвязанных технических, технологических и организационно – экономических элементов.
На конец 2012г. поголовье крупного рогатого скота в хозяйстве составляло 3425 голов. Из них:
коров молочного направления – 955 гол.;
нетелей – 248 гол;
-молодняк на выращивании и откорме 2222 гл.
Рассмотрим основные производственные показатели по скотоводству в СПК «Большевик» за 2010-2012 гг.
В период с 2010-2012 гг. наблюдается уменьшение в поголовье мясного молодняка на 47 голов (2,22%), что привело к снижению валового прироста мяса и количеству реализованной продукции на 54 ц (0,97%) и 236 ц (4,57%) соответственно. Сокращение поголовья мясного скота связанно с увеличением их забоя и снижением приплода.
Увеличение цены реализации на 50,57% произошло от роста себестоимости производства 1 ц мяса на 14,39%. Рост себестоимости связан с увеличением расходов кормов (1,98%), производственных затрат (29,73%) и затрат по зоотехническому и ветеринарному обслуживанию в 2012 году.
Среднесуточный прирост мясного молодняка за анализируемые года увеличился на 1,28% и в 2012 г. составил 727,81 гр. Данные изменения произошли благодаря оптимизации кормовой базы и увеличением расхода кормов на 1 ц прироста (2,99%).
Рентабельность возросла 190,71% за счет значительного роста прибыли.
Одним из мероприятий по повышению экономической эффективности отрасли животноводства в СПК «Большевик» будет создание цеха, производящего высококачественную продукцию из охлажденного мяса в удобной современной упаковке.
Продукция будет поставляться в супермаркеты и магазины розничной торговли, поселков, расположенных на ближней территории.
По результатам проведенного опроса было выявлено, что мясные полуфабрикаты пользуются заслуженным признанием, и их потребление с каждым годом растет. Основные причины потребления полуфабрикатов - это удобство их приготовления, ассортимент и вкусовые качества.
Исходя из предпочтений потребителей, выявленных проведенным опросом, ассортимент выпускаемой продукции включает:
охлажденные порционные полуфабрикаты. Сюда включаются бифштекс натуральный, антрекот;
охлажденные мелкокусковые полуфабрикаты. В эту группу входят азу, гуляш.
фарш натуральный охлажденный.
котлетное мясо замороженное.
В дальнейшем возможно расширение производства и включение в ассортимент новых продуктов.
Следующие мероприятие которое мы предлагаем, чтобы сохранять конкурентоспособное молочное животноводство в связи с вхождением России в ВТО, введение в рацион кормления пробиотик (живые дрожжи) БиоСпринт.
В результате проделанной работы были определенны следующие направления повышения экономической эффективности отрасли животноводства СПК «Большевик»:
1.Введение в рацион кормления рогатого скота бактериального препарата (пробиотика) БиоСпринт, для увеличения его продуктивности. В результате его использования валовой надой молочного стада увеличиться на 6957 ц, а валовой прирост мясного- 495 ц. Сумма общей дополнительной прибыли составит 13092 тыс. руб., при общих затратах в 153,51 тыс. руб., рентабельность производства молока и мяса повыситься на 16,09% и 13,55 % соответственно.
2.Открытие цеха по производству охлажденных и замороженных полуфабрикатов, для повышения экономической эффективности производства в результате переработке продукции. При открытии цеха объем прибыли составит 5213,31 тыс. руб., сумма дополнительного дохода равна 2205,73 тыс. руб. в год. Затраты на приобретение и установку оборудования равны 12191,85 тыс. руб.
Общая прибыль от реализации предложенных мероприятий составит не менее 18305 тыс. руб.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Взаимодействие участников агропродовольственного рынка в условиях ВТО / С.В. Лобова / / Экономика сельского хозяйства. – 2012. - №3. – с.79 – 85.
Особенности развития животноводства в Западной Сибири и Омской области / Л.И. Кузьменко / / С.- х. Омской области. – 2010. - №2.- с. 140- 141.
Планирование развития животноводческой отрасли АПК Омской области/ Т.В. Мартынова // Экономика сельского хозяйства. – 2010. - №14. – с. 239 – 242
Повышение конкурентно способности отечественных производителей мяса и мясной продукции / Г. И. Панаедова [и др.] // Экономика с. – х. и перерабатывающих предприятий. – 2009. - №7. – с. 34 – 36.