В последнее время администрации предприятий и кадровые службы пришли к выводу, что аттестация персонала — является составной частью программы улучшения использования трудовых ресурсов на предприятии.
Целью аттестации является оценка эффективности выполнения руководителями и специалистами своих должностных обязанностей.
Аттестация проводится последовательно, в несколько этапов. Накопленный опыт подсказывает следующую схему работы.
На каждого работника, подлежащего аттестации, его непосредственный руководитель составляет служебную аттестационную характеристику. Характеристика должна отражать: исполнение работником своих обязанностей согласно должностной инструкции; качество и результативность его труда; вклад работника в решение главной задачи предприятия, указанной в уставе; развитие работника через расширение и углубление профессиональных знаний, совершенствование навыков и умений; профессионально-деловые и личностные качества.
Обучение работников происходит в школе, профессионально-техническом училище, техникуме, вузе. Важно целенаправленно поднимать престижность профессий, чтобы будущий работник, осознанно выбирая свою профессию или в случае необходимости, менял вид своей деятельности.
Организация системы образования и производственно-технического обучения на базе служб по трудоустройству предусматривает обучение с учетом всех зарегистрированных вакансий. Получают развитие подготовка по новейшим специальностям, в том числе путем переподготовки лиц с устаревшими специальностями; обучение работников, впервые приступивших к трудовой деятельности, работников, меняющих место работы.
Подготовка и переподготовка кадров осуществляется также на базе предприятий. Кроме вышеперечисленных видов обучения организуются курсы по усовершенствованию специалистов, периодические стажировки в целях избежания деквалификации работников.
ООО «Нива» расположено в Русско–Полянском районе в степной зоне и находится на расстоянии в 180 км. от города Омска и 35 км. от районного центра – ПГТ Русская –Поляна, в селе Добровольск..
Сельскохозяйственное производство входит в число наиболее трудоемких отраслей народного хозяйства. Поэтому обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов продукции и повышения эффективности производства.
Рассмотрим в таблице 1 изменение среднесписочной численности работников и текучести кадров. Мы видим, что происходит выбытие кадров. Причиной того, является выбытие по собственному желанию или же нарушение трудовых дисциплин, а также модернизация производственного процесса. Что касается среднесписочной численности работников, то здесь происходит увеличение числа физических лиц, занятых в сельском хозяйстве.
Таблица 1 - Обеспеченность ООО «Нива» трудовыми ресурсами.
Показатель |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2013 г в % к 2011г |
Рабочие по с.-х. предприятию всего, чел. |
332 |
333 |
330 |
99,4 |
Рабочие, занятые в с.-х. производстве всего, чел |
288 |
285 |
294 |
102,1 |
Из них постоянные |
240 |
222 |
233 |
97,1 |
В том числе Трактористы-машин. |
41 |
34 |
49 |
119,5 |
Работники сезонные и временные |
11 |
26 |
24 |
218,2 |
Служащие |
37 |
37 |
37 |
100 |
Руководители |
11 |
12 |
12 |
109 |
Специалисты |
24 |
17 |
16 |
66,7 |
Работники ЖКХ и культурно-быт. учреждений |
4 |
6 |
6 |
150 |
Работники торговли и общественного питания |
16 |
15 |
13 |
81,3 |
В настоящее время в ООО «Нива» идет сокращение общей численности работников, это говорит о повышении их производительности, за счет внедрения новых технологий, позволяющих уменьшить использование трудовых ресурсов. Происходит повышение численности трактористов-машинистов (19,5%), это обуславливается увеличением площади пашни. Наблюдается рост сезонных работников (118,2) и снижение численности постоянных работников на 2,9%. Численность работников, занятых на хозподсобном строительстве увеличилось на 50%, это связанно с увеличением ремонтных работ в 2011 г.
Квалифицированный уровень рабочих кадров во многом зависит от их возраста и образования. Поэтому в процессе количественного анализа состава рабочих кадров рассмотрим изменение в составе рабочих кадров по возрасту и образованию. Представим возрастную структуру ООО «Нива» путем группировки.
Таблица 2 - Возрастная структура рабочих кадров ООО «Нива», (в % к общей численности)
Возраст, лет |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
До 24 лет 25-45 46-55 56-60 60 и старше |
4,9 47,8 34,3 1,9 1,4 |
8,3 49,8 33,7 1,7 1,2 |
8,1 56,8 32,5 1,3 1 |
На предприятии наибольшая процентная доля приходится на возраст от 25 до 45 лет, и она продолжает расти за счет снижения доли группы 46-55 летних рабочих кадров. Это говорит о том, что на предприятии не возникает проблемы старения кадров. По моему мнению, в дальнейшем это, конечно, же положительно скажется на эффективности работы предприятия, так как 25-45 летние рабочие – это люди с достаточно высокой степенью квалификации и с продолжительным стажем и опытом работы.
Далее проанализируем состав рабочей силы по уровню полученного образования. Высокий образовательный уровень рабочих способствует скорейшему освоению новых видов работ. Существует определенная зависимость между уровнем образования и квалификацией работника. Уровень и продолжительность общего и профессионального образования и обучения, стаж практической работы и накопленный производственный опыт являются основными моментами, определяющими квалификацию работника.
Рабочие со средним образованием проходят «квалификационную лестницу» за 8 лет, с образованием до 8 классов – 11 лет. Рассмотрим образовательную структуру рабочих кадров исследуемого предприятия.
Таблица 3 Образовательная структура рабочих кадров
ООО «Нива», (в % к общей численности)
Уровень образования |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Высшее образование |
19,0 |
19,7 |
22,6 |
Среднее специальное |
32,0 |
29,0 |
30,3 |
Среднее и неполное среднее |
53,0 |
51,4 |
49,7 |
Количество работников с высшим образованием за последние 3 года увеличивается, а с средним и неполным средним снижается в динамике. Увеличение специалистов с высшим образованием свидетельствует об изменении в кооперативе в сторону увеличения более технически сложенной и наукоемкой деятельности. Увеличение общего числа подготовленных, высококвалифицированных кадров позволяет предприятию быть подготовленным к возможным угрозами из-за отсутствия стабильности на рынке. А так же добиться лучших результатов в производственной деятельности.
Рассчитаем средний разряд рабочих и работ по основному производству.Средний разряд рабочих может быть определен как средневзвешенное по численности значение разряда рабочих:
Ч – число рабочих с одинаковым разрядом; Н – номер разряда рабочего.
2013 год: = (3*29+4*34+5*59+6*9)/131=4,36
2012 год: = (3*28+4*28+5*48+6*5)/109=4,24
2011 год: = (3*42+4*34+5*52+6*6)/134=4,11
Средний разряд работ:
Тi – трудоемкость работ i-го разряда;
Рi - разряд работ.
Рработы11=(3*2004+4*1920+5*1848+6*1656)/7428=4,42 Рработы10=(3*1980+4*1908+5*1836+6*1620)/7344=4,41
Рработы09=(3*1956+4*1872+5*1812+6*1656)/7296=4,43
Проанализируем средний разряд работ по основному производству ООО «Нива».
Таблица 4. Средний разряд рабочих основного производства
ООО «Нива»
Наименование |
2011г. |
2012г. |
2013г. |
2013г. к 2011г. % |
Средний разряд рабочих на начало года |
3,98 |
4,11 |
4,24 |
106,5 |
Средний разряд рабочих на конец года |
4,11 |
4,24 |
4,36 |
106,1 |
Средний разряд рабочих |
4,05 |
4,18 |
4,3 |
106,2 |
Средний разряд работ по основному производству |
4,43 |
4,41 |
4,42 |
99,77 |
На протяжении последних трех лет наблюдается рост среднего разряда рабочих (6,2%), это говорит о том, что в кооперативе проводится повышение квалификации рабочих.
Средний разряд работ по основному производству выше среднего разряда. Но в тоже время хоть разность между средним разрядом работ и средним разрядом рабочих сокращается к 2013 году необходимость в повышении квалификации рабочих кадров остается.
Средний разряд работ определяется по трудоемкости фактически выполненных работ, т. е. исходя из норм времени на этот объем работ и начисленной заработной платы за эти работы по расценкам (без премиальных доплат).
Отношение суммы заработной платы к нормативному времени определит среднечасовую тарифную ставку, по которой и определяется средний разряд работ.
Рассчитаем число рабочих, которым следует повысить квалификацию:
Чр.к.=(Рработ – Ррабочих) х Чр.о.п., (1)
где Чр.к. – численность рабочих, которым необходимо повысить квалификацию;
Чр.о.п. – общая численность рабочих по основному производству;
Рработ – средний разряд работ;
Ррабочих – средний разряд рабочих.
Чр.к.2009=(4,43-4,05)х134= 47 человек
Чр.к.2010=(4,41-4,18)х109=25 человек
Чр.к.2011=(4,42-4,3)х131=16 человек
ОУП рассчитывает смету затрат на подготовку по повышению квалификации работников предприятия. Следующим этапом является определение затрат на обучение. В начале отчетного периода составляется смета расходов на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров. Предельный размер расходов на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, включаемый в себестоимость продукции, не должен превышать 4% фонда оплаты труда (основание: приказ Министерства финансов РФ от 15.03.2004г. №26Н).
Таблица 5
. Затраты на повышение квалификации персонала
Годы |
2011 г |
2013 г. |
2013г к 2011гг, в % |
Затраты на подготовку и квалификацию кадров, тыс. руб. |
45,9 |
69,6 |
151,63 |
Затраты в 2013 г на повышение квалификации персонала возросли на 23,7 тыс. руб. или 51,63% по сравнению с 2011 г. Это свидетельствует о том, что руководство предприятия уделяет большое внимание подготовке кадров в современных условиях. Это окажет положительный результат на деятельность предприятия, так как существует взаимосвязь роста производительности труда рабочих за счет повышения квалификации. Рост производительности труда приведет к увеличению объемов выпускаемой продукции, уменьшению затрат на ее изготовление. С повышением квалификации рабочих кадров улучшается качество продукции.
Используя методику, предложенную НИИ труда, определим влияние повышения квалификации рабочих в ООО «Нива» на рост их производительности труда.
На предприятии используется формула позволяющая рассчитать рост производительности труда вследствие повышения квалификации рабочих.
Пр=(Рск-Рси) х И хУ х100; (2)
где Пр- рост производительности труда вследствие повышения квалификации рабочих;
Рск, Рси – средний разряд рабочих соответственно на начало и конец года (см. таблицу 3.2.1);
И – разность между тарифными коэффициентами в том интервале, в котором происходит повышение тарифного разряда;
У – удельный вес рабочих, повысивших квалификацию, в общей численности персонала.
У=Чр / Чппп х 100 (3)
где Чр – численность рабочих повысивших квалификацию,
Чппп – общая численность персонала,
У=(4:131)х100=3,05 %
Пр2011=(4,36-4,24)х0,2х3,05х100=7,32%.
Рассчитаем сумму снижения себестоимости по формуле:
Эс=Сисхх((Псз-Ппт):(100+Ппт))хdзп; (4)
где Сисх – сумма исходной себестоимости .
В 2013 году объем товарной продукции по себестоимости составил 180052 тыс. руб.;
Псз и Ппт – прирост средней заработной платы и производительности труда вследствие осуществления мероприятий по обучению персонала;
Dзп – удельный вес зарплаты в себестоимости продукции.
В 2011 году производительность труда вследствие повышения уровня квалификации выросла на 7,32%, а средняя зарплата – на 4,6%; удельный вес зарплаты в себестоимости продукции d=25%
Используя эти данные рассчитаем сумму снижения себестоимости:
Эс=180052х((4,6-7,32):(100+7,32))х0,25=-1125,33тыс. руб.
Годовой экономический эффект рассчитывается путем вычитания из общей суммы снижения себестоимости расходов на осуществление мероприятий по повышению квалификации по следующей формуле:
Ээф=Эс-Зтек-ЗедхЕп; (5)
где Эс – сумма снижения себестоимости;
Зтек и Зед – текущие (повторяющиеся) затраты, их увеличение, и единовременные капитальные затраты.
В 2011 году затраты на обучение составили 45,9 тыс. руб., в 2013 году затраты на подготовку и переподготовку кадров возросли на 23,7 тыс. руб., и составили 69,6 тыс. руб.
Еп – коэффициент сравнительной экономической эффективности, принятому в настоящее время в среднем на уровне 0,15, что соответствует нормативному сроку окупаемости затрат в 6,7 года;
Ээф=180052-45,9-23,7х0,15=180002,5 тыс. руб.
Рассчитываем срок окупаемости затрат по следующей формуле:
Сок=((Зед:(Эс-Зтек)) (6)
Сок=23,7:(1125,33-45,9)=0,02 года
Выполненные расчеты показывают, что затраты, вкладываемые в повышение квалификации рабочих окупятся за 0,02 года.
Проблемы подготовки, переподготовки и повышение квалификации рабочих кадров, способных конкурировать в условиях рыночных отношений, по ряду важных причин приобретает особую актуальность.
Сказываются неблагоприятные тенденции на рынке рабочей силы. Современное производство предъявляет все более жесткие требования к профессиональным качествам рабочих кадров. Идет сокращение численности рабочих мест.
Обостряется конкуренция за рабочие места внутри трудовых коллективов. Идет объективный процесс отторжения рабочих кадров с низкими профессиональными качествами.
Профессиональное образование и квалификация в личностном плане не просто выступают характеристиками того или иного рабочего, но и становятся для него гарантией социального благополучия, условиям его конкурентоспособности на рынке труда.
Проведенное исследование организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров в ООО «Нива» позволило разработать основные направления по их совершенствованию, а именно:
Анализ подготовки, переподготовки и повышения квалификации по их формам показывает, что удельный вес работников повысивших квалификацию, к общему числу работников возрос. Это окажет положительное воздействие на деятельность предприятия, так как существует взаимосвязь роста производительности труда рабочих за счет повышения квалификации.
Увеличение штата бюро по подготовке кадров в ООО «Нива» позволит проводить более детальный анализ количественного и качественного состава персонала, выявить их наклонности и желания учитывать мнение самих рабочих об уровне и динамике их профессиональных знаний.
Внедрение и использование автоматизированной системы управления, создание базы данных по определению потребностей в профессиональном обучении рабочих.
В ООО «Нива» следует использовать опыт зарубежных фирм по организации кружков качества, применение двойной системы обучения. Эти примеры выгодны для предприятия, так как они не требуют больших материальных затрат, а также у молодых специалистов вырабатывается способность приспосабливаться, знания и навыки к требованиям производства, привычка хорошо работать и ощущать себя мастером.
Список использованной литературы.
Боровик В.С., Ермакова Е.Е., Похвощев В.А. Занятость населения. Уч. пособие/ Ростов-на-Дону: Феникс, 2010 – 386с.
Годовые отчеты СПК «Большевик» за 2011-2013 гг.
Пястолов С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Учебник/ М.: Мастерство, 2011-359с.
Шкатула В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. -М.: НОРМА ИНФРА-М, 2009 – 349с.