В соответствии с действующим законодательством учреждения и организации обязаны уплачивать налоги и сборы в бюджеты разных уровней. В российской налоговой системе предусмотрено три вида налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.
К федеральным налогам и сборам относятся налоги и сборы, которые согласно Налогового кодекса РФ, обязательно должны уплачиваться на территории РФ [2]. К таким налогам и сборам относятся: налог на прибыль, НДС, НДФЛ, платежи на обязательное медицинское и пенсионное страхование, платежи в фонд социального страхования, акцизы, водный налог, налог на добычу полезных ископаемых, государственная пошлина и другие. Порядок их исчисления и уплаты регулируется нормами Налогового кодекса РФ.
В отличие от федеральных налогов региональные и местные налоги и сборы устанавливаются не только Налоговым кодексом РФ, но и законами субъектов РФ или нормативно - правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Данные налоги и сборы обязательны к уплате только на территории субъектов РФ или муниципальных образований.
Региональные власти регулируют:
Конкретные налоговые ставки;
Порядок и сроки уплаты налога;
Налоговые льготы.
К региональным налогам согласно ст.14 Налогового кодекса РФ относятся три вида налогов: налог на имущество организаций, транспортный налог и налог на игорный бизнес. В рамках данной статьи мы рассмотрели два из них: налог на имущество организации и транспортный налог. Налоговая ставка налога на имущество составляет 2,2% от среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения [4]. Налоговые ставки по транспортному налогу зависят от мощности двигателя, категории транспортных средств, единицы транспортного средства и других[3].
Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территории субъекта РФ в соответствии со ст.12 части I НК РФ и законами субъекта РФ о налогах. Нормативно – правовое регулирование региональных налогов представлено на рисунке 1 [7] .
Рис.1. Нормативно – правовое регулирование региональных налогов и сборов.
Региональная налоговая система является составной частью общегосударственной налоговой системы, они неразрывно связаны между собой.
Региональные налоги непосредственно влияют как на построение всей налоговой политики государства, так и на финансовое состояние граждан и играют важную роль в формировании доходной части бюджетов.
В Бюджетном кодексе РФ четко установлено, что региональные налоги (налог на имущество организаций, транспортный налог и налог на игорный бизнес) зачисляются в бюджет субъекта РФ в полном объеме [1].
Суммы региональных налогов, уплачиваемых в бюджет Омской области, а также динамика изменений поступлений исследуемых налогов в региональный бюджет в 2011-2013 гг.[6] представлена в таблице 1.
Таблица 1 – Сумма региональных налогов, перечисленных в бюджет
Омской области, за 2011 – 2013 гг.
Налог |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
|||
Сумма, тыс. руб. |
Уд.вес,% |
Сумма, тыс. руб. |
Уд.вес,% |
Сумма, тыс. руб. |
Уд.вес,% |
|
Налог на имущество организаций |
3972748 |
5,8023 |
4805741 |
5,7992 |
5161663 |
6,2144 |
Транспортный налог |
687231 |
1,0037 |
784216 |
0,9463 |
1010135 |
1,2162 |
Налог на игорный бизнес |
73 |
0,0001 |
2387 |
0,0029 |
3234 |
0,0039 |
Итого: |
68468814 |
100 |
82869699 |
100 |
83059623 |
100 |
По данным, представленным в таблице, можно наблюдать положительную тенденцию, то есть сумма, перечисляемая в бюджет Омской области, ежегодно увеличивается.
На рисунке 2 представлена динамика уплаченного и исчисленного налога:
Рис. 2. – Динамика исчисленного и уплаченного налога в бюджет Омской области за 2011 – 2013 гг.
По данным изображенным на рисунке видно, что налог, уплаченный в бюджет Омской области несколько меньше налога исчисленного, но уже в 2013 году можно наблюдать незначительную их разницу.
Региональные налоги (налог на имущество организации, транспортный налог) являются стабильным источником доходов регионального бюджета. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в его состав образуют консолидированный бюджет субъекта РФ, в котором определенную долю доходов составляют региональные налоги [5]. Рассмотрим эту долю на примере консолидированного бюджета Омской области за 2012 – 2013 гг. (рис. 3 и рис. 4).
Рис.3. Удельный вес региональных налогов в общей сумме доходов бюджета Омской области за 2012г.
Рис.4. Удельный вес региональных налогов в общей сумме доходов Омской области за2013г.
На основании приведенных данных, можно сделать вывод, что доля региональных налогов в бюджете Омской области за 2012-2013гг. существенно не изменилась. Также можно отметить, что удельный вес суммы налога на имущество организаций существенно превышает удельный вес транспортного налога в общей сумме доходов.
Порядок исчисления и уплаты региональных налогов рассмотрим на примере ООО «НТК «Криогенная техника»» г. Омска.
ООО «НТК «Криогенная техника»» уплачивает транспортный налог, земельный налог, налог на имущество организации и другие налоги и сборы, предусмотренные НК РФ и законами Омской области (таблица 2).
Таблица 2 – Анализ состава, структуры и динамики налоговых платежей в
бюджет и внебюджетные фонды в ООО «НТК «Криогенная
техника» за 2011– 2013 года.
Показатель |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Темп роста 2013 от 2011, % |
|||
сумма, тыс. руб. |
Уд. вес, % |
сумма, тыс. руб. |
Уд. вес, % |
сумма, тыс. руб. |
Уд. вес, % |
||
НДФЛ |
25393 |
17,61 |
28588 |
16,22 |
34131 |
19,78 |
134,41 |
НДС |
55996 |
38,84 |
71110 |
40,35 |
55685 |
32,26 |
99,44 |
Налог на прибыль |
632 |
0,44 |
602 |
0,34 |
3799 |
2,20 |
601,11 |
Транспортный налог |
55 |
0,04 |
55 |
0,03 |
55 |
0,03 |
100,00 |
Налог на имущество организации |
2032 |
1,41 |
2568 |
1,46 |
2602 |
1,51 |
128,05 |
Земельный налог |
9189 |
6,37 |
13210 |
7,50 |
969 |
0,56 |
10,55 |
Социальное страхование |
391 |
0,27 |
1749 |
0,99 |
1522 |
0,88 |
389,26 |
Страхование от несчастных случаев |
183 |
0,13 |
336 |
0,19 |
433 |
0,25 |
236,61 |
Пенсионный Фонд (страховая часть) |
42543 |
29,51 |
44854 |
25,45 |
54309 |
31,47 |
127,66 |
Пенсионный фонд (накопительная часть) |
2860 |
1,98 |
3755 |
2,13 |
5298 |
0,07 |
185,24 |
ФФОМС |
4909 |
3,40 |
9396 |
5,33 |
13790 |
7,99 |
280,91 |
Итого: |
144183 |
100,00 |
176223 |
100,00 |
172593 |
100,00 |
119,70 |
Из данных, представленных в таблице, видно, что отчисления в бюджет и внебюджетные фонды в ООО НТК «Криогенная техника» увеличились на 19,7%. Наибольший удельный вес имеет среди налогов – НДС (в 2011 году – 38,84%: в 2012 году – 40,35%; в 2013 году – 32,26%), но, не смотря на это, по налогу на добавочную стоимость наблюдается уменьшение на 0,56% в 2013 году по сравнению с 2011 годом. Наименьший удельный вес имеет транспортный налог (в 2011 году – 0,04%; в 2012 - 2013 году – 0,03%). Значительные увеличения в 2013 году по сравнению с 2011 годом наблюдается по налогам:
Налог на прибыль – на 501,11%;
Социальное страхование – на 289,26%;
Страхование от несчастных случаев – на 136,61%;
ФФОМС – на 180,91%.
Анализ налоговой нагрузки предприятия за 2011-2013гг. представлен в таблице 3.
Таблица 3 – Расчет налоговой нагрузки в ООО НТК «Криогенная техника» за
2011 – 2013 года.
Показатель |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Отклонение (+,-) |
|
2012 г. от 2011 г. |
2013 г. от 2011 г. |
||||
Выручка от реализации товаров (работ, услуг), тыс. руб. |
627539 |
807718 |
911752 |
180179 |
284213 |
Чистая прибыль (убыток), тыс. руб. |
27556 |
4586 |
4953 |
-22970 |
-22603 |
Налоговые платежи, тыс. руб. |
144183 |
176223 |
172593 |
32040 |
28410 |
Доля налоговых платежей, %: а) в доходе от реализации продукции |
22,98 |
21,82 |
18,93 |
-1,16 |
-4,05 |
б) в чистой прибыли |
523,24 |
3842,63 |
3484,62 |
3319,39 |
2961,38 |
Анализируя данные, можно сказать, что сумма налоговых платежей в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличилась на 32040 тыс. руб., а в 2013 году по сравнению с 2011 годом – на 28410 тыс. руб. Налоговая нагрузка по отношению к доходу от реализации продукции в 2012 году по сравнению с 2011 годом уменьшилась на 1,16%, а в 2013 году по сравнению с 2011 годом – на 4,05%. Налоговая нагрузка по отношению к чистой прибыли значительно увеличилась (в 2012 году – на 3319,39%; в 2013 году – 2961,38%).
Информацию по расчету налога на имущества представлена в таблице 4. Исходные данные в таблицу заносятся на основании налоговых расчетов авансовых платежей по налогу на имущество организации и налоговой декларации.
Таблица 4 – Исходные данные по налогу на имущество организации за 2013г.
Вид налога |
Вид платежа |
Дата |
Средняя ст-то им-ва за отч. пер., руб. |
Налоговая ставка, % |
Сумма к уплате, руб. |
Налог на имущество организации |
Авансовый платеж (квартал) |
30.04.2013 |
119675439 |
2,2 |
658215 |
Авансовый платеж (полугодие) |
30.07.2013 |
118277390 |
2,2 |
620526 |
|
Авансовый платеж (9 месяцев) |
30.10.2013 |
117231051 |
2,2 |
644771 |
|
Налог (календарный год) |
31.03.2014 |
116139360 |
2,2 |
601554 |
Из данных представленных в таблице видно, что предприятие уплачивало авансовые платежи по окончанию отчетного периода в размере:
- за квартал – 658215 руб.,
- за полугодие – 620526 руб.,
- за 9 месяцев – 644771 руб.
Сумма исчисленного налога за налоговый период = 116139360 * 2,2% = 2555066 руб., так как предприятием были уплачены авансовые платежи по истечению каждого отчетного периода, то оно имеет право исчисленный налог уменьшить на все авансовые платежи, уплаченные в бюджет. Следовательно, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет = 2555066 – 658215 – 620526 - 644771 = 601554 руб.
Транспортный налог на предприятии рассчитывается следующим образом:
Расчеты авансовых платежей по транспортному налогу представлены в таблицах за каждый отчетный период.
За I квартал предприятие должно уплатить 13823 руб., расчеты представлены в таблице 5.
Таблица 5 – Расчет авансовых платежей по транспортному налогу за
I квартал 2013 г.
Марка транспортного средства |
Коэф-т Кв |
НБ, л/с |
НС, руб. |
АП (I кв.), руб. |
Тойота HI ACE |
1,0 |
92 |
20 |
460 |
ГАЗ 2705 |
1,0 |
140 |
30 |
1050 |
ЗИЛ 130 |
1,0 |
150 |
30 |
1125 |
ГАЗ 2705 |
1,0 |
100 |
20 |
500 |
ЗИЛ 5301 АО |
1,0 |
105 |
30 |
788 |
УРАЛ 4320 |
1,0 |
210 |
50 |
2625 |
КРАЗ 250 |
1,0 |
240 |
50 |
3000 |
КРАЗ 250 |
1,0 |
240 |
50 |
3000 |
МАЗ 5337 |
1,0 |
180 |
12 |
540 |
Т – 150К |
1,0 |
165 |
12 |
495 |
ЭО – 3322И |
1,0 |
80 |
12 |
240 |
Итого: |
Х |
Х |
Х |
13823 |
Расчет производится по каждому транспортному средству, затем полученные значения суммируем.
За II квартал предприятия должно уплатить 13823 руб., расчеты производятся аналогично, как и за I квартал, данные представлены в таблице 6.
Таблица 6 – Расчет авансовых платежей по транспортному налогу за
II квартал 2013 г.
Марка транспортного средства |
Коэф-т Кв |
НБ, л/с |
НС, руб. |
АП (II кв.), руб. |
Тойота HI ACE |
1,0 |
92 |
20 |
460 |
ГАЗ 2705 |
1,0 |
140 |
30 |
1050 |
ЗИЛ 130 |
1,0 |
150 |
30 |
1125 |
ГАЗ 2705 |
1,0 |
100 |
20 |
500 |
ЗИЛ 5301 АО |
1,0 |
105 |
30 |
788 |
УРАЛ 4320 |
1,0 |
210 |
50 |
2625 |
КРАЗ 250 |
1,0 |
240 |
50 |
3000 |
КРАЗ 250 |
1,0 |
240 |
50 |
3000 |
МАЗ 5337 |
1,0 |
180 |
12 |
540 |
Т – 150К |
1,0 |
165 |
12 |
495 |
ЭО – 3322И |
1,0 |
80 |
12 |
240 |
Итого: |
Х |
Х |
Х |
13823 |
За III квартал предприятие должно заплатит авансовый платеж в размере 13283 руб., сумма в данном квартале уменьшилась, так как по транспортному средству МАЗ 5337 не уплачивают авансовый платеж, в связи с завершением эксплуатации автомобиля на данном предприятии. Расчеты представлены в таблице 7:
Таблица 7 – Расчет авансовых платежей по транспортному налогу за
III квартал 2013 г.
Марка транспортного средства |
Коэф-т Кв |
НБ, л/с |
НС, руб. |
АП (III кв.), руб. |
Тойота HI ACE |
1,0 |
92 |
20 |
460 |
ГАЗ 2705 |
1,0 |
140 |
30 |
1050 |
ЗИЛ 130 |
1,0 |
150 |
30 |
1125 |
ГАЗ 2705 |
1,0 |
100 |
20 |
500 |
ЗИЛ 5301 АО |
1,0 |
105 |
30 |
788 |
УРАЛ 4320 |
1,0 |
210 |
50 |
2625 |
КРАЗ 250 |
1,0 |
240 |
50 |
3000 |
КРАЗ 250 |
1,0 |
240 |
50 |
3000 |
Т – 150К |
1,0 |
165 |
12 |
495 |
ЭО – 3322И |
1,0 |
80 |
12 |
240 |
Итого: |
Х |
Х |
Х |
13283 |
Исчисленный транспортный налог и налог к уплате представлен в таблице 8.
Таблица 8 – Расчет транспортного налога за 2013г.
Марка транспортного средства |
Коэф-т Кв |
НБ, л/с |
НС, руб. |
АП (I кв.), руб. |
АП (II кв.), руб. |
АП (III кв.), руб. |
Сумма исч-го налога, руб. |
Сумма налога к уплате в бюджет, руб. |
Тойота HI ACE |
1,0 |
92 |
20 |
460 |
460 |
460 |
1840 |
460 |
ГАЗ 2705 |
1,0 |
140 |
30 |
1050 |
1050 |
1050 |
4200 |
1050 |
ЗИЛ 130 |
1,0 |
150 |
30 |
1125 |
1125 |
1125 |
4500 |
1125 |
ГАЗ 2705 |
1,0 |
100 |
20 |
500 |
500 |
500 |
2000 |
500 |
ЗИЛ 5301 АО |
1,0 |
105 |
30 |
788 |
788 |
788 |
3150 |
786 |
УРАЛ 4320 |
1,0 |
210 |
50 |
2625 |
2625 |
2625 |
10500 |
2625 |
КРАЗ 250 |
1,0 |
240 |
50 |
3000 |
3000 |
3000 |
12000 |
3000 |
КРАЗ 250 |
1,0 |
240 |
50 |
3000 |
3000 |
3000 |
12000 |
3000 |
МАЗ 5337 |
0,5 |
180 |
12 |
540 |
540 |
0 |
1080 |
0 |
Т – 150К |
1,0 |
165 |
12 |
495 |
495 |
495 |
1980 |
495 |
ЭО – 3322И |
1,0 |
80 |
12 |
240 |
240 |
240 |
960 |
240 |
Итого: |
Х |
Х |
Х |
13823 |
13823 |
13283 |
54210 |
13281 |
Для наглядного примера порядка исчисления транспортного налога взяли автомобиль МАЗ 5337:
Налоговая база = 180 л/с.
Коэффициент вариации (Кв) = 6/12 = 0,5
Сумма исчисленного налога = 180 * 0,5 * 12 = 1080 руб.
Аналогичные расчеты делаются по каждому транспортному средству. Расчетные значения представлены в таблице 8. Для определения исчисленной суммы налога, подлежащей уплате в бюджет за налоговый период необходимо суммировать все суммы исчисленных налогов по каждому транспортному средству и из общей суммы вычесть уплаченные авансовые платежи. Следовательно, в конце налогового периода предприятие должно уплатить 13281 руб.
ООО НТК «Криогенная техника» авансовые платежи в бюджет не уплачивает. Предприятие по окончанию налогового периода уплачивает полную сумму налога. Следовательно, транспортный налог, подлежащий уплате в бюджет за 2013 год, составит 54210 руб.
На основании выше представленной информации можно сделать вывод, что на предприятии ООО НТК «Криогенная техника» ежегодно наблюдается увеличение по выплате налогов. В 2013 году по сравнению с 2011 годом на 19,7 % увеличились выплаты по все видам налогов. Сумма выплат по транспортному налогу не изменилась, а сумма налога на имущество организации ежегодно увеличивается, в 2013 году по сравнению с 2011 годом на 28,05% были увеличены выплаты в бюджет.
Таким образом, роль региональных бюджетов с каждым годом увеличивается. С помощью региональных бюджетов государство проводит экономическую политику, выравнивая уровни экономического и социального развития территорий, которые в силу исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Разрабатываются региональные программы, которые финансируются из региональных бюджетов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изм. и доп. от 22 октября, 24 ноября 2014г.) [Электронный ресурс] – М.,[2014].- Режим доступа: информационно-правовая система Гарант (дата обращения 15.11.14)
Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изм. и доп. от 22 октября, 24 ноября 2014г.) [Электронный ресурс] – М.,[2014].- Режим доступа: информационно-правовая система Гарант (дата обращения 15.11.14)
Закон Омской области «О транспортном налоге» от 18.11.2002г. № 220
(в ред. Законов Омской области от 07.06.2012 N 1449-ОЗ, от 31.01.2014 N 1606-ОЗ, от 28.08.2014 N 1652-ОЗ) [Электронный ресурс] – М.,[2014].- Режим доступа: информационно-правовая система Консультант Плюс (дата обращения 17.11.14)
Закон Омской области «О налоге на имущество» от 21 ноября 2003 года N 478-ОЗ (в ред. Законов Омской области от от 03.02.2014 N 1609-ОЗ) [Электронный ресурс] – М.,[2014].-Режим доступа: http://www.nalog.ru/rn55/about_fts/docs/4293784/ (дата обращения 25.11.14)
Осипова Е. С. Роль и значение региональных налогов в экономическом обеспечении регионов [Текст] / Е. С. Осипова // Актуальные вопросы экономических наук: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 64-68.
Официальный сайт Министерства Финансов Омской области [Электронный ресурс] – М.,[2014].- Режим доступа: http://mf.omskportal.ru (дата обращения 16.11.2014)
Сапрыкина Т. В. Нормативно-правовое регулирование региональных налогов [Текст] / Т. В. Сапрыкина, Б. Е. Андреев // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 527-529.
Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебник для бакалавров / В.Г.Пансков. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство Юрайт; /ИД Юрайт, 2012. – 747с. – Серия: Бакалавр. Углубленный курс.
Гончаренко Л. И. Налоги и налоговая система Российской Федерации: Учеб. пособие для бакалавров / Л.И. Гончаренко, А.В. Варнавский, Н.С. Горбова. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 318 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=164466.