ПРОБЛЕМЫ АРХИВНОГО ДЕЛА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОБЛЕМЫ АРХИВНОГО ДЕЛА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Потаскаева Ю.И. 1, Ганцен Н.Ф. 1
1ФГБОУ ВПО Магнитогорский государственный технический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Архивное дело представляет собой отрасль деятельности, охватывающую все теоретические, правовые и практические аспекты, являющиеся частью исторической памяти о прошлом, хранилищами опыта цивилизации, накопленного на протяжении веков. Они делают этот опыт для всех и, в том числе обеспечивают базу исторических исследований. Через доступ к архивной информации историки, краеведы получают возможность освещать факты прошлого и развить интерес к истории и традициям стран и всего человечества.

Беречь и сохранить для истории документальные богатства нашей страны является основной задачей государственных и негосударственных архивов, Архивной службы России всех уровней.

Архивный Фонд Российской Федерации, находящийся в ведении Федеральной архивной службы России, представляет совокупность документов, отражающих материальную и духовную жизнь ее народов, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое, культурное значение, являющихся важнейшей составной частью государственных информационных ресурсов страны. Архивный фонд Российской Федерации делится на две части: 1) государственную; 2) негосударственную.

Государственную часть Архивного фонда Российской Федерации составляют архивные фонды и архивные документы, являющиеся федеральной собственностью, государственной собственностью республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальной собственностью. Архивные документы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не подлежат приватизации, не могут быть объектом продажи, мены, дарения, а также иных сделок, могущих привести к их отчуждению, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральными законами.

Негосударственную часть Архивного фонда Российской Федерации составляют архивные фонды и архивные документы, находящиеся в собственности общественных объединений и организаций, а также с момента отделения церкви от государства – в собственности религиозных объединений и организаций, действующих на территории Российской Федерации, или в частной собственности и представляющие собой историческую, научную, социальную, экономическую, политическую или культурную ценность.

Документы архивного фонда Российской Федерации, находящиеся в частной собственности, могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке правопреемства или иным способом. Включение документов, находящихся в частной собственности, в состав Архивного фонда Российской Федерации осуществляется на основании экспертизы ценности документов и оформляется договором между собственником или владельцем архивных документов и государственным или муниципальным архивом музеем, библиотекой либо организацией Российской академии наук.

В последнее время все острее ощущается необходимость привлечения новых информационных технологий на службу документационного обеспечения управления. Особенно это актуально для тех организаций, которые вынуждены работать с огромными массивами документов. Перед ними неизбежно встает задача тщательной систематизации, хранения и контроля внушительного по размеру объема данных, что невозможно как без знания основных норм и правил, регламентирующих работу с документами и учитывающих специфику документооборота в рамках определенной сферы деятельности, так и без использования современных электронных технологий. В настоящее время существует обширный перечень различных электронных программ, применяемых теми или иными архивными учреждениями. Работа по внедрению системы автоматизированного государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации ведется. Ее задача связана с расширением охвата автоматизированным учетом всех хранилищ документов Архивного фонда Российской Федерации, укреплением нормативной, технической, технологической и кадровой базы функционирования системы [2].

Архивное дело, как и любая другая сфера жизни общества, имеет свою правовую форму – общественные отношения, которые регулируются архивным законодательством. В 2004 г. был принят Федеральный Закон «Об архивном деле в Российской Федерации», который сегодня регулирует отношения в сфере организации, хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других документов независимо от их форм собственности. Закон регулирует и отношения управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства.

Принципиально важными положениями Закона являются: его широкая сфера применения; отсутствие деления на государственную и негосударственную часть Архивного фонда Российской Федерации; внимание к муниципальному архивному звену; разработка понятийного аппарата современной архивной сферы; четкое разграничение полномочий Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в области архивного дела; четкое определение состава Архивного Фонда Российской Федерации; обозначение особенности правового положения архивных документов, находящихся в собственности Российской Федерации; указание особенности гражданского оборота документов Архивного Фонда Российской Федерации, находящихся в частной собственности; провозглашение принципов, связанных с комплектованием, хранением, учетом и организацией использования документов Архивного Фонда Российской Федерации; полная регламентация всего управления архивным делом. В отдельных главах Закона прописаны вопросы доступа к архивным документам и их использованию, а также вопросы международного сотрудничества.

С принятием нового закона единый Архивный фонд Российской Федерации был разделен на три части: федеральные архивные документы, региональные архивные документы и муниципальные архивные документы. Разделяя собственность на документы, не предусмотрели изменение системы комплектования и хранения документов, существовавшей еще с советского времени. Напротив, в статье 21 закона было введено положение, которое сохраняло существующий порядок: «Документы Архивного фонда Российской Федерации, образовавшиеся в процессе деятельности территориальных органов, федеральных органов государственной власти и федеральных организаций, иных государственных органов Российской Федерации, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, могут передаваться в государственные архивы субъекта Российской Федерации на основании договора между органом или организацией, передающими указанные документы, и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области архивного дела» [1]..

В результате встал вопрос о судьбе документов территориальных подразделений федеральных органов власти, таких, как суды, прокуратуры, налоговые органы, органы службы безопасности, таможенные органы, комиссариаты, органы статистики, управления федерального казначейства, контрольные и надзорные службы, службы занятости населения, отделения Пенсионного фонда, федеральные государственные учреждения и унитарные предприятия, учреждения культуры и образования и т.д. Согласно новому закону вся их документация является федеральной собственностью и должна быть принята на хранение в федеральные архивы, возможности которых ограничены [3].

Сохранение Архивного фонда Российской Федерации, как одного из символов российской государственности, важнейшей части историко-культурного наследия народов России и части государственных информационных ресурсов является главнейшей задачей архивной службы, приоритетным направлением работы всех архивных учреждений. Проблемы обеспечения сохранности документов Архивного фонда РФ занимают ведущее место в деятельности государственных и муниципальных архивов, органов управления архивным делом. На современном этапе осуществляются такие меры по обеспечению сохранности документов Архивного фонда РФ как: обеспечение необходимого финансирования и развития архивной службы в регионах; строительство и реконструкция архивных объектов на федеральном и региональном уровнях; принимаются меры по ремонту и оснащению архивов металлическими стеллажами, системами охранно-пожарной сигнализации, противопожарным инвентарем, оборудованием и средствами оргтехники, выделяются новые помещения, отвечающие нормативным требованиям [4].

Литература

1. Федеральный закон Российской Федерации от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ Об архивном деле в Российской Федерации. [Электронный ресурс] – Режим доступа, URL: http://www.rusarchives.ru

2. Алексеева, Е. В. Архивный Фонд Российской Федерации: организация документов в архивах / Е. В. Алексеева, Л. П. Афанасьева, Е. М. Бурова, Г. А. Осичкина // Делопроизводство. – 2002. – № 2. – С. 3-9

3. Алексеева, Е.В. Архивы и право: современное состояние и перспективы развития/ Е. В. Алексеева // Делопроизводство. – 2003. – №2. – С. – 77-84.

4. Попова, Е. Н. «Современное состояние и проблемы обеспечения сохранности документов в государственных и муниципальных архивах». [Электронный ресурс] – Режим доступа, URL: http://www.rusarchives.ru/news/nms140605_p.shtml#vv

Просмотров работы: 8198