ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ МЕТОДАМИ КИНЕЗИОЛОГИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ МЕТОДАМИ КИНЕЗИОЛОГИИ

Максимкина Н.П. 1
1ФГБОУ ВПО "Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Анализ условий массовой практики в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях показал, что в них недостаточно учитываются возможности современных технологий (игровых, психогимнастических и др.), а также взаимосвязь физического и интеллектуального оснований развития детей данной категории. Наряду с недостаточной разработанностью программно-методического обеспечения дошкольного образования детей, существует проблема поиска эффективных методов и приемов физического воспитания. На наш взгляд, разрешить эту проблему может разработка комплексной программы направленной на коррекцию нарушений мыслительных и психомоторных функций у детей с интеллектуальной недостаточностью с использованием специально разработанных средств физической культуры (спортивных и подвижных игр, психогимнастики и др.), направленных не только развитие психомоторных и мыслительных способностей детей, но и коррекцию их нарушений.

В современных исследованиях (Н.Л. Белопольская, С.Г. Шевченко, Д.В. Григорьев и др.) показано, что уровень развития психомоторных способностей детей зависит от состояния их сенсомоторных функций, от сформированности представлений об окружающем мире, пространственно-временных представлений, речевого развития и т. д. Кроме того, среди характеристик сенсорно-перцептивной сферы детей с умственной отсталостью выделяются моторная неловкость, недостаточная координация движений, слабая переключаемость с одного движения на другое. В процессе изучения детей с ЗПР выявлено, что у них значительно позже возрастной нормы и с большим трудом формируются серии движений, которые необходимы для образования двигательных навыков, способствующих пространственной ориентировке детей (в окружающем пространстве, в собственном теле, на плоскости листа, в схеме противоположного тела и т. п.). В исследованиях отмечается, что у данной категории детей существенно страдает координация движений обеих рук, нарушен зрительный контроль (зрительно-двигательная координация), снижена двигательная память и т. п. (М.Ш. Адилова, Н.П. Вайзман, Г.А. Бутко, В.М. Мозговой и др.). Темпы овладения движениями детьми значительно снижены по сравнению с другими категориями детей, что объясняется замедленностью образования у них сложных условных связей в процессе координации движений, слабостью замыкательной функции коры головного мозга. Наиболее сложными для них являются упражнения, требующие координации движений четырех конечностей по перекрестному типу (И.Ю. Горская, В.М. Мозговой). Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Разви­тие межполушарного взаимодействия является основой раз­вития интеллекта.. Межполушарное взаимодействие, возможно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений. Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение. Учитывая функциональную специализацию полушарий (правое — гуманитарное, образное; левое — математиче­ское, знаковое), а также роль совместной деятельности в осуществлении высших психических функций, можно по­лагать, что нарушение межполушарной передачи информа­ции искажает познавательную деятельность детей. Для стимуляции интеллектуального развития возможно применение кинезиологических упражнений. Развивая мо­торику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Работы В.М. Бехтерева, А.Н. Леон­тьева, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтеса, П.Н. Анохина, И.М. Сече­нова доказали влияние манипуляций рук на функции выс­шей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Под влиянием кинезиологических тренировок в организ­ме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка (в допустимых преде­лах), тем значительнее эти изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществ­ляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук, перекрестных координированных движений рук и ног, активизации работы мышц глаз, дыхательных упражнений являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Занятия устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизи­руют работу головного мозга.

В процессе психолого-педагогической работы по коррекции интеллектуальной недостаточности целесообразно использовать следующие кинезиологические упражнения:

1. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия (пальчиковая гимнастика).

2. Упражнения для развития творческого (наглядно-образного) мышления (правое полушарие).

3. Упражнения для улучшения абстрактно-логического мышления (левое полушарие).

4. Упражнения для профилактики нарушения зрения и активизации работы мышц глаз.

5. Упражнения на дыхание.

Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость). Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Однонаправленные и разнонаправленные глазодвигательные упражнения развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.

Экспериментальная работа, проведенная нами, показала, что у детей активизируется межполушарное взаимодействие, происходит синхронизация работы полушарий, развивается мелкая моторика, наблюдаются изменения в развитии памяти, внимания, мышления, частичном устранении дислексии.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Физкультурная деятельность в структуре здорового образа жизни дошкольников : сборник материалов II городского научно-практического семинара / под ред. Г.В. Тугулевой, Н.М. Чугуновой. – Магнитогорск : МаГУ, 2009. – с. 95. С. 53-55

Просмотров работы: 1390