первое слово за ребенком, последнее за учителем».
Коллингс
В начальной школе ученик уже должен воспринимать знания как действительно нужные, для этого ему необходимо научится ставить перед собой такие задачи и решать такие проблемы, которые позволят приобрести определенные знания и умения. Так же самостоятельно пошагово разобрать каждое действие. Для того чтобы воспитать в детях такую самостоятельность и вводится в начальной школе проектная деятельность.
В процессе проектной деятельности изменяется роль учителя, из «передатчика» знаний учитель превращается в создателя условий для проявления у детей интереса к деятельности на уроке.[2] Педагог дает только задания и информацию о том, откуда брать материал. Так, у ученика появляется свобода в своих действиях, и он сможет вполне продуктивно развивать или приобретать новые творческие или умственные способности. Ребенок научается работать в группе (если это групповой проект), у него формируется чувство ответственности, т.к. в третьем классе дети уже более осознанно подходят к данному методу обучения.
Актуальность данной темы в развитии патриотических и толерантных качеств у детей младшего школьного возраста. Также проект направлен на формирование у детей ответственности, самостоятельности и активности. Расширяется запас знаний о своей стране, о природе и о героях.
Цели проекта:
воспитывать любовь к Родине, с помощью произведений российских авторов;
формировать интерес к коллективной, познавательной, и творческой деятельности, а так же к чтению;
воспитание патриотических чувств, а так же нравственных качеств.
Задачи проекта:
приобщение к словесному искусству;
развитие художественного восприятия и эстетического вкуса;
знакомство с литературными произведениями, связанными с темой проекта;
пополнение словарного запаса учеников.
Сбор информации.
Ученики должны узнать как можно больше произведений о Родине. Это могут быть: стихотворения о природе России, рассказы, повести, о героях своего времени.
Создание групп: деление на три команды, организационные работы в группе (дети самостоятельно распределяют роли в своей команде, определяют, кто именно за что будет отвечать, продумывание этапа). Сбор детьми информации по проекту: поиск и чтение литературы, рассмотрение иллюстраций. Данный проект рассчитан на один месяц.
Материалы дети представляют в следующем виде:
1 группа: Читательская конференция
Темы выступлений:
Образ Родины в картинах художников.
Образ Родины в произведениях прозаиков и поэтов.
Этапы деятельности:
Работая по первой теме изучить картины художников Васнецова А.М. «Родина», Сурикова В.И. «Покорение Сибири Ермаком», Александрова В.А. «Березовая роща». Подготовить краткий рассказ по картинам и проследить, как именно проявляется образ Родины в представленной картине (картина показывается наглядно)
Чтение произведений Пришвин М.М. «Моя Родина», Иван Шмелев «Русская песня», Тургенев И.С. «Деревня». Изучить данные произведения, подготовить рассказы по ним. Рассказы небольшие, содержащие информацию о том, почему так названо, что автор говорит об этом произведении и выписать отрывки, где раскрывается поставленная тема Родины.
группа: Сборник сочинений о Родине
Этапы деятельности:
Написать сочинения на темы: «Слово о родной земле», «О жестоком отношении людей к природе», «Прошла по земле война». Написать для каждого раздела по 3 сочинения.
Составление сборника: формат, обложка, иллюстрации по желанию команды.
Представление своих работ перед классом на уроке внеклассного чтения.
3 группа: Картинная галерея
Этапы деятельности:
Изучение стихотворений Степанов В. «Золотое кольцо», Рубцов Н.М. «Тихая моя Родина», Жигулин А.В. «Родина».
Нарисовать картину по стихотворению
Оформить каждый рисунок: автор, название работы, к какому произведению сделана иллюстрация.
Выступление перед классом со своей картиной. Рассказать о работе следующее: почему так названа, что изображено и зачитать отрывок (или все стихотворение) который проиллюстрирован на картине.
Сделать выставку готовых картин.
План реализации проекта на уроке.
Подготовительный этап:
мотивация к учебной деятельности
постановка задачи (создание классного уголка о Родине)
Основной этап: самостоятельная работа групп.
поиск и отбор информации
представления проектов (ученики показывают свои выступления классу)
Заключительный этап:
итоговая беседа (которая заключается в том, чтобы выявить полученные знания у детей)
оценка ученических работ (самостоятельная оценка детьми выступавших групп).
Данный проект способствует формированию коммуникативных способностей, позволяющих мыслить и выражать свои чувства через эмоции. Выполняемая учениками самостоятельная работа, позволяет воспитывать у детей самостоятельность и ответственность. Во время работы над проектом ученики не только занимаются поиском и сбором информации в школьной, городской библиотекой или в интернете, но и знакомятся с произведениями изобразительного искусства. Таким образом, работа проводится в разных направлениях (литература и изобразительное искусство), что на наш взгляд очень важно для современного школьника.
Литература
Иванова, Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. /Н.В. Иванова// Начальная школа. – 2004. - №2.
Проектная деятельность в начальной школе. Ресурс: http://www.nachalka.com/book/export/html/326
Проектная деятельность или Цели имеют право на существование. Ресурс. http://sc77.lipetsk.ru/nonovgor/mode/ssilkitext/proektnaja.htm#