ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

Амирасланова Р.А. 1
1ФГБОУ ВПО «ДГПУ»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Преподавательская деятельность – это, в первую очередь, общение, и поэтому будущий преподаватель обязательно должен обладать коммуникативными качествами. С точки зрения психологии такой тип людей относятся к экстравертам, но это не означает, что интроверт не может быть преподавателем. Ведь преподавание – деловое общение, подобного уровня может достичь абсолютно каждый человек, который считает своим долгом донести свои мысли до других. Порой замкнутый в повседневной жизни человек может лучше разъяснить что - либо, нежели коммуникативный человек.

Наравне с исследователем, преподаватель должен ориентироваться на поиск и выявление истины. Данный поиск чаще всего осуществляется не в собственных исследованиях, а в сравнении литературных источников, которые отражают противоречие в концепциях разных авторов.

Чтобы преподаватель умел выделить главное в разных источниках и находить логическую связь между рассматриваемыми объектами , он должен обладать развитым логическим мышлением.

Преподаватель не должен быть диктором, "озвучивателем" чужих текстов или бесстрастным обозревателем точек зрения разных авторов - содержание преподаваемых учебных дисциплин преподаватель должен пропустить через себя, через свое сознание, формулируя свою точку зрения на преподаваемое, он должен оставаться объективным, давая студентам стимул понять общее положение дел и уяснить причины выбора излагаемой авторской концепции или выработанных им доработок взглядов иных авторов.

Так как высшая школа предполагает становление у студентов не только профессиональных качеств, но и социально одобряемых нравственных ценностей, поэтому преподаватель автоматически становится носителем и выразителем социально одобряемых ценностей, иметь активную социальную позицию, выделять социальную значимость изучаемого.

Любовь и преданность к своему призванию, аккуратность – отличают истинного преподавателя, который понимает личную ответственность за проведение вверенных ему занятий и студентов. Все эти качества немаловажны еще и потому, что их тиражирование среди студентов социально необходимо.

Преподаватель должен обладать такими качествами как доброжелательность, уважение к студентам и к их усилиям по освоению сути образования, одобрение и поощрение их инициативы, интеллигентность в общении. Реализуя подобные перспективные взаимоотношения в обществе, преподаватель вносит свой вклад в общество и науку.

Каждому преподавателю необходима последовательная требовательность и объективность оценивания успехов студентов, ибо она организует их учебную деятельность, помогая ориентироваться на достижения их определённого результата усвоения учебного материала и требуемой профессиональной деятельности, это и способствует реалистичным самооценкам студентами своих способностей и возможностей.

Обладая свободной разносторонней эрудицией, выражая заинтересованность к литературе, искусству, наблюдая за новинками в профессиональной сфере, преподаватель сознательно и подсознательно отмечает и отбирает все, что полезно для улучшения его преподавательской деятельности: порой это возможность провести историческую аналогию, привести поучительный и достаточно яркий пример, ввести в лекцию новизну или даже парадоксальную оценку, акцентирующую интерес студентов на связанном с ними объекте изучения.

Многие считают, что педагог должен владеть беспредельным терпением, но терпение терпению рознь. Безусловно, необходимо терпеть заблуждения хорошего студента и помогать ему избавиться от прочих заблуждений. Но это не значит, что нужно терпеть проявления наглости и бескультурья. Дело в том, что культура живет и развивается в поступках людей; она умирает при попустительстве антикультуре.[1]

Энгельгардт Е. А. (директор Петербургского педагогического института, а затем второй директор Царскосельского лицея), на вопрос, почему он считает преподавательскую деятельность самой продуктивной для социума, хорошо ответил: "Потому, что всякая другая деятельность, как бы она ни была усердна, остается деятельностью единичною, между тем как педагог, воспитав и образовав хотя только десять юношей, этим удесятерил свою деятельность на пользу обществу. Я полагаю, что нет полезнее и выше призвания педагога, посвятившего себя всецело на образование отличных граждан для своего Отечества".[4]

Немаловажным является и качество преподавания в вузе, которое в основном зависит от ряда факторов. В первую очередь это статус вуза как учебного и научного центра, его готовности к саморазвитию в плане науки; следующий фактор - сплоченность педагогического коллектива на основе современных концепций образования, и педагогического потенциала организации и лиц, входящих в вуз; и последний немало важный фактор - овладения преподавательским составом новыми вузовскими технологиями, уровня профессиональной культуры преподавателей.

Все эти факторы являются системообразующим и, в то же время, выдвигаются в качестве показателя развития и саморазвития вуза.

В данный период росту профессионального мастерства преподавателя придается большое значение, поскольку в нем обнаруживаются главные стимулы активности студенчества, и он выступает возможностью роста вуза.

Несмотря на это, углубленных научных исследований по диагностике, анализу и оценке качества преподавательской деятельности в вузе пока еще нет. Только лишь в психологии есть ряд работ по педагогической рефлексии деятельности преподавателя вуза, где рассматриваются всеобщие показатели педагогической культуры преподавателя вуза, запросы к личности преподавателя и его профессиональной компетентности. Личность преподавателя складывается не только во взаимодействии со студентами, а и во взаимоотношениях с коллегами. В этой связи педагог вуза совершенствуется в двух направлениях: «Я и студенты» и «Я и наука».

Слияние убеждений преподавателя как работника науки и как воспитателя будущих профессионалов совершается по следующим направлениям:

  • преподаватель ставит целевую установку на свой предмет, который постепенно заменяется ориентацией на воспитание личности будущего специалиста-профессионала;

  • меняются принципы преподавателя « Не я должен передавать студенту максимально нужную информацию, а он сам должен сказать себе: «Это я обязан учиться тому делу, которым хочу заниматься профессионально, это надо для меня»»;

  • необходимо извлекать из вузовской жизни все полезное и нужное для самотворчества и самосозидания;

  • настали времена открытости духовного мира преподавателя: студенты должны увидеть все ценные качества преподавателя и все его минусы, оценка студентами преподавателя должна совпасть с его самооценкой.

Перспективы нового качества вузовского образования сходятся с критериями качества преподавательской деятельности, что подает надежду на серьезное реформирование нынешней высшей школы.

Немаловажным всегда остается профессиональное саморазвитие педагогов вуза, так как преподаватель должен уметь принимать инновационные решения, реорганизовывать педагогическую действительность в реалиях педагогической деятельности и, конечно, уметь определять содержание профессиональной деятельности преподавателя. Также можно отметить, что профессиональное саморазвитие преподавателя вуза учитывает ряд профессионально значимых качеств и свойств личности, к которым относятся личностные качества, ценностные ориентации, профессиональные способности и профессиональные знания .[2]

Преподаватель, как правило, патриот собственного предмета, но ему нужно перейти на следующий этап – стать патриотом собственного вуза, а потом и служителем культуры и духовности, педагогом в высочайшем смысле этого слова.

Литература

1. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2002. С 14-16.

2. Подповетная Ю.В. Концепция развития научно-методической культуры преподавателя вуза : монография / Ю.В. Подповетная, И.В. Резанович. – М. : ВЛАДОС, 2012. – 258 с.

3.Калнинш Л.М. Теоретическая модель саморазвития учителя в профессионально-динамической системе // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 3 (22). – С. 248–251.

4.Равкин З.И. Педагогика Царскосельского Лицея Пушкинской поры(1811 – 1817гг.): Историко – педагогический очерк. – М., 1999.

6

Просмотров работы: 6182