Учитель, образ его мыслей —
вот что самое главное во всяком обучении и воспитании. А. Дистервег
Не доверяй тому, кто не чтит старой одежды.Б. Дизраэли
Тема воспитания актуальна во все времена. Ведь воспитание – это привитие человеку общественных норм и ценностей, а значит, воспитание подрастающего поколения или отдельного индивида выгодно обществу. Академик И. П. Павлов дал следующее определение этому процессу: «Воспитание – это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции».
Считается, что образование и воспитание являют собой параллельный процесс. Но если вдуматься, одно невозможно без другого.
Образование – это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения.Процесс несомненно является общественно значимым благом и осуществляется в интересах не только человекаи семьи, но и общества и государства. Также под образованием понимается совокупность приобретаемых знаний, навыков и умений, ценностных установок, приобретаемых человеком в ходе социализации и обучения, а также совокупность опытапознавательной деятельности и компетенции в целях духовно-нравственного, творческого,интеллектуального, профессионального ифизического развития человека, определения, расширения и удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Воспитание - деятельность, направленная на развитие всесторонне развитой личности, которая способна адаптироваться в различных социальных условиях. Воспитание является сложным педагогическим процессом, связанным с деятельностью субъектов этого процесса, с экстравертивностью личности. Данный процесс предполагает изменение интеллектуальной, физической и эмоциональной сфер личности, обогащение и совершенствование всех граней. Для осуществления данной деятельности требуется создание условий длясоциализации исамоопределения воспитуемого на основе духовно-нравственных, социокультурных ценностей и принятых в социуме норм и правил.
Воспитательный процесс в высшем учебном заведении является частью целостного педагогического процесса, объединяющего обучение и воспитание. Данный процесс призван изменить личность, способствовать ее умственному, духовному и культурному развитию.
Одной из главных задач современного педагогического образования является духовно-нравственное воспитание самих учителей.
Педагог – ведущий по жизни за руку, человек, который раскрывает прекрасное в индивиде. Человек, который воспитывает, обучает, развивает своих подопечных, открывает в них новые начала и способствует раскрытию творческого потенциала. Но и сам педагог как таковой и как личность формируется под влиянием различных установок и условий. Для формирования педагога как хорошего специалиста необходимо снабдить его необходимой информацией, научить навыкам и умениям, необходимым в педагогической деятельности. Для формирования педагога как личности нужно учитывать все составляющие, все стороны жизни человека. Становление личности существенно зависит от совокупности всех условий, характерных для определенной социальной ситуации. Поэтому для становления будущих педагогов необходимо создать благоприятные условия, способствовать развитию в будущих педагогах положительных качеств и творческих способностей. Ведь от качеств педагога зависит его профессиональная деятельность, а следовательно, развитие и обучение учащихся.
Воспитание студентов университета – целенаправленный, организованный педагогический процесс взаимодействия педагогов университета со студентами. Это и организация различной социально значимой деятельности студентов, и формирование у них патриотических, нравственных, эстетических, волевых, физических качеств, и развитие их профессиональных, творческих способностей и положительных качеств, и формирование отношений с социумом и с окружающим миром.
Рост социально-личностных компетентностей субъекта воспитательного процесса определяется его индивидуальными психическими особенностями, основывается на совокупности его личностно-ценностных ориентаций и опирается на его общую эрудицию и культуру, которые субъект избирательно вбирает для освоения и личного освоения из внешнего мира.
Воспитательная среда тем сильнее воздействуют на человека, чем более насыщена она эстетическим и духовным содержанием. Воспитание есть интериоризация внешних норм и установок, интериоризация эстетического содержания и культурного опыта социальной группы. Развитие личности идет от социума к частному миру личности.
Эффективность формирования социальных и личностных компетентностей
студентов педагогического ВУЗа достигается при создании комплексанеобходимых педагогических условий. Данный комплексвключает в себя ориентацию образовательного процесса на актуальный уровень развития компетентностей; социальную и профессиональную направленность образовательного процесса;использование распространенных методов и коллективных форм обучения; усиление межпредметных связей; проведение занятий, направленных на самопознание и саморазвитие личности; создание психологически благоприятного климата для всех субъектов учебного процесса на основе использования развитой социокультурной среды.
На сегодняшний день подготовка специалистов и выбор воспитательной среды ВУЗа для решения проблем профессионального приобщения будущих учителей обусловлен анализом и обобщением теории, а также требованиями практики, представленной в трудах социологов, педагогов, философов и психологов. Проблема изучения среды с педагогической точки зрения раскрывалась в публикациях различных ученых (Ю.С. Мануйлов, C.JI. Рубинштейн, В.Я. Нечаев и др).
Среда рассматривается как важнейшее условие формирования индивидуальных, социально значимых, профессиональных качеств, как средство усвоения личного опыта формирования отношения к базовым ценностям и приобретениянеобходимых для жизни качеств, способ метаморфозности внешних отношений во внутреннюю структуру личности, способ распространения неокультурных ценностей, и др.
Нельзя недооценивать значимость развития личности. Особенно в наше время и на постсоветском пространстве, когда рухнули все идеалы и через 20 лет только начали создаваться новые. Конечно же, огромную роль играет воспитание педагога и его становления как личности, развития его как транслятора знаний и социального опыта и культурного наследия.
На сегодняшний день в педагогических ВУЗах не устранена проблема профессионального воспитания. Для устранения данной проблемы педагогический ВУЗ ставит следующие задачи:
- осмысление педагогических ценностей и педагогического опыта;
- способность к педагогическому восприятию и переживанию, стремление быть прекрасным во всем: в мыслях, в делах,в поступках, во внешнем виде;
- формирование системы педагогических представлений, взглядов, суждений, воспитание педагогической культуры, включение в педагогическую творческую деятельность;
- стремление к креативности, потребность в творческой деятельности и развитии эстетического вкуса; - формирование профессионального сознания личности, педагогического поведения, духовно-нравственных взглядов и убеждений. Для осуществления всего вышеобозначенного, то есть для реализации данных задач следует проводить следующие мероприятия:
- организация художественно-творческих конкурсов по актуальным проблемам современности;
- проведение научно-практических конференций;
- презентации о великих педагогах, ученых, деятелях искусства и культуры;- студенческие мероприятия педагогической направленности;- посещение театра, музеев, филармонии, выставок;
- конкурсы стихов, рекламных роликов, фотографий;- походы на природу. Проведение вешеперечисленных мероприятий будет способствовать не только расширению кругозора и профессиональному, эстетическому воспитанию будущих учителей, но и их приобщению к профессиональной деятельности и личностному саморазвитию.
Личностное саморазвитие студента, тем более, будущего педагога, и связанное с ним саморазвитие педагога являются одним из важных, возможно, даже важнейшим фактором, условием, критерием, средством гуманизации педагогического процесса в образовательном учреждении.
Саморазвитие и личностный рост студента выступают критерием организации воспитательной среды и развитости педагогического ВУЗа как образовательного учреждения. Однако, следует заметить, что важен не только личностный рост, но и профессиональное саморазвитие. Эти понятия нередко отождествляются, что является ошибочным. Профессиональное саморазвитие будущего (или состоявшегося) педагога представляет собой осознанный, многокомпонентный, целенаправленный процесс профессионального роста педагога, его трансформирования и осмысления педагогического опыта и собственной профессиональной деятельности. Данный процесс способствует самопознанию и самосовершенствованию будущего педагога.
Для подготовки субъектов образовательного процесса к профессиональному саморазвитию и личностному росту требуется создание определенных условий. Первым и главным (внешним) условием является наличие определенной программы организации воспитательного процесса. Программа включает в себя цели, организацию, структуру, содержание, реализацию, диагностику воспитательного процесса в ВУЗе. Внутренним условием является готовность участников воспитательного процесса к саморазвитию.
Способность студента педагогического ВУЗа проектировать и осуществлять свое самосовершенствование, потребность в профессиональном саморазвитии, умение оценивать собственные действия в процессе саморазвития и в случае надобности корректировать профессиональное саморазвитие, профессиональная и общая эрудированность, объем знаний и умений в сфере профессионального саморазвития выступают показателями готовности будущего педагога к профессиональному саморазвитию.
Первым звеном в процессе саморазвития личности педагога является познание тех специфических требований, которые предъявляет педагогу его деятельность, определение степени соответствия профессиональным требованиям и взысканиям, оценка собственных знаний, умений и качеств, определение соответствия или несоответствия требованиям профессии.
Второе звено – принятие изменений, которые необходимы в своей личности, и разработка программы действий для этого.
Третье звено – организованный процесс саморазвития и самоизменения, сознательные, преднамеренные действия педагога, рассчитанные на самотрансформацию. При этом главное - освоение способов самовоздействия.
Для получения результата в ходе процесса обучающийся должен выполнять такие действия, как целеполагание, планирование, пошаговое действие в соответствии с планом, рефлексия, самооценка и самоконтроль.
Также будущий педагог должен совершенствовать свои способности: познавательные, когнитивные, коммуникативные, организаторские.
Педагогические способности представляют собой организационные и гностические способности.Эти способности могут быть также в отдельности. Например, некоторые ученые не имеют способноститранслировать другим свои знания; даже объяснить то, что им самим хорошо понятно, для них затруднительно. Педагогические способности, требующиеся профессору, который читает курс лекций студентам и для того же ученого, порой сильно разнятся. Ф. Н. Гоноболин дает следующие составляющие компетенции педагога, структура которых и составляет собственно педагогическоемастерство:
- способность делать учебный материал доступным;
- креатив работе;
- педагогическое влияние на учащихся и авторитет в их глазах;
- способность организовывать коллектив учащихся;
- интерес к педагогической деятельности и любовь к детям;
- содержательность и ясность речи, ее образность и убедительность;
- педагогическое мастерство и педагогический такт;
- умение связать учебный предмет с реальной жизнью;
- умение наблюдать;
- педагогическая дисциплина и педагогическая требовательность;
К сопутствующим свойствам личности педагога относятся: организованность, трудоспособность, любознательность, самообладание, активность, настойчивость, сосредоточенность и распределение внимания.
При развитии всех этих качеств совершенствуется педагогическое мастерство.
Таким образом, мы выяснили, что для профессионального становления и профессионального роста педагог должен постоянно меняться, идти в ногу со временем, приобретать необходимые умения и навыки, а также сохранять весь педагогический и культурный опыт, переданный ему в ходе обучения и воспитания в стенах высшего учебного заведения. Воспитательная среда ВУЗа является условием профессионального становления и саморазвития будущих педагогов.
Список литературы:
1 . Берестнева О. Критерии качества обучения в высшей школе / О. Берестнева, О. Марухина// Стандарты и качество. - 2004. - №8. - С. 83-85.
2 . Аронов Д.В. Эстетическое воспитание в системе высшего образования России как средство оптимизации кросс-культурного академического взаимодействия преподавателей и студентов в ходе болонского процесса // «Образование и общество». 2013. Т. 2. № 79. С. 83
3. Шиян О. М. Аутопедагогическая компетентность учителя // Педагогика. 1999. N 1.
4. Ефремова Н.В., Гененко О.Н. Специфика педагогической технологии подготовки специалиста культуры и искусств // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. Т. 110. № 6. С. 121-127. 5. Курдюмова И. М., Калиниченко Н. И. Профессиональное развитие педагогов: опыт московской школы // Педагогика. 1998. N 3.
6. Шиян О. М. Аутопедагогическая компетентность учителя // Педагогика. 1999. N 1.
7. Макаренко А. С. О воспитании // Пед. соч.: В 8 т. М., 1983. Т. 5.