В конце 60-ых гг. ХХ века на Уильямсбургской конференции впервые была озвучена идея «мирового кризиса образования». Её автором был директор Международного института планирования образования Ф. Г. Кумбс. Вскоре после конференции в свет вышла монография Ф. Г. Кумбса «Кризис образования в современном мире: системный анализ». Автор монографии представляет проблему кризиса в том, что современная система не успевает адаптироваться к быстрым темпам развития научно-технического прогресса. К тому же меняется социально-политический строй, в обществе появляются новые приоритеты. Всё это приводит к понижению значимости ценностей образовательной системы. Спустя десятилетие о кризисе в образовании заговорили и главы ряда прогрессивных держав. К тому времени уже пришло осознание того, что экономический строй страны во многом зависит от уровня культуры и умственного развития человека. Именно это и послужило основной причиной образовательных реформ во многих передовых странах мира.
«В начале 80-ых гг. ХХ века вопросу по повышению качества образования был посвящён ряд международных и национальных конференций. На государственном уровне многими странами принимались правительственные документы, раскрывающие глубину и остроту проблемы: «Нация в опасности» (США, 1983), «Лучшие школы» (Великобритания, 1985), «Качество в образовании» (Швеция, 1984). Лейтмотив всех документов – мысль о том, что современное образование должно не только отражать тенденции развития науки, техники, производства, но и соответствовать уровню научно-технического развития началаXXI в.”
Проблемой изучения кризиса в образовании занимались не только на «высшем» уровне. Её также исследовали и видные учёные деятели. Такие, как профессора американских университетов Д. Л. Кларк и Т. А. Эстното; исследователь в сфере сравнительного образования Б. Л. Вульфсон, который отмечал особенности национального своеобразия в образовательных системах разных стран. Проблемами российского кризиса в своих работах занимались В. Турченко и Л. Колесников.
Учёные выделили несколько основных причин появления кризиса. Одной из таких причин стало постоянное обновление и изменение, а также резкий рост научно-технического процесса. Информации стало настолько много, что учащиеся просто не в силах её усвоить. Так называемое «традиционное» обучение теряет свою значимость, его методы и правила, которые годами были неизменными в своей основе, полностью исчерпали возможности к преобразованию. В связи с этим педагогами-новаторами всё чаще употребляется термин «инновационное обучение», которое направлено на воспитание и развитие самостоятельной и творческой личности в условиях быстрого темпа развития научных технологий. «Чтобы снять остроту данной проблемы, одни государства пошли по пути введения интегрированных курсов, факультативов, разноуровневых программ, профилей обучения в средней школе, другие сокращали количество часов в учебных планах школ».
Ещё одной из причин является – «информатизация общества», которая произошла от того, что за последние два десятилетия стали набирать темпы средств массовой информации и компьютеризации. И чаще всего, информация, которую человек получал из них, противоречила друг другу. Каждая информационная система трактовала её в угоду своих идей. Подобное противоречие поставило перед образованием проблему необходимости согласованности знаний, которую получают дети в школе с информацией, что была взята ими из средств массовой информации. На сегодняшний день в самой системе образования разные формы получения знания не столько дополняют друг друга, сколько противоречат. Этим пользуются информационные средства в адрес критики системы образования, как противовес тому, что учебные заведения видят в телевидении и интернет-сетях угрозу ценностям, которые пытаются привить детям учителя в ходе обучения.
Очень важной проблемой в образовании является и появление «функциональной неграмотности», что также связано с быстрым темпом развития научно-технического прогресса. Человечество, по современной статистике, накопило богатейшую базу дополнительных новых знаний, объёмы которых увеличиваются каждые пять лет. Суть проблемы заключается в том, что знания, получаемые в высших учебных заведениях, становятся уже устаревшими к моменту получения диплома. Когда дипломированный специалист приходит на работу ему приходиться заново знакомиться с содержанием своей профессии только, чтобы не потерять своё место.
В причинах кризиса образования следует также отметить и проблему «дефицита специалистов». Во многих странах мира специальные и высшие учебные заведения каждый год выпускают более миллиона специалистов. Только степень их знаний недостаточно не отвечает современным запросам, так как они являются специалистами в «узком» смысле, поэтому не могут ставить и решать проблемы организаций в полном объёме.Чтобы как-то справиться с решением этой задачи, в некоторых странах стали открываться не отраслевые университеты, а по отдельно выбранной проблеме, с тем, чтобы хотя бы в некоторой степени устранить недочёты планирования.
С приведённым выше решением согласны и власти Японии. Японской нации присуще стремление к достижению более высокого статуса в мире, а добиться этого можно, лишь обеспечив соответствующий уровень образования. С самого появления ребёнка на свет решается вопрос выбора университета, диплом которого он получит. Главными недостатками высших учебных заведений Японии являются череда вступительных экзаменов и проблема дисциплины, которая возникла под влиянием международных взаимоотношений. В результате этого начинают прослеживаться определённые отступления от исторически сложившихся морально-этических норм, которые в японских семьях закладываются в ребёнка с самого его рождения, что и представляет собой проблему распада традиционных социальных отношений. Для того чтобы хотя бы как-то исправить сложившееся положение, японские эксперты посчитали важным создать систему технического образования, которая будет воспитывать у студентов способности к постоянным поискам нового, а не просто копировать технический опыт, заимствованный у других стран. Для выполнения этой цели в системе образования особое место стала занимать самостоятельная работа, ввели методы по быстрому овладению материалом, в учебном плане высших заведений основной учебной формой стал семинар, активно применялось тестирование. Отдельное внимание отводится компьютеризации, разноуровневости и многообразию характеров образования, а также развитию так называемой системы «открытого» образования. Очень важным в Японии считается общее образование, именно оно позволяет раскрыться значимым профессиональным способностям у студентов, которые так необходимы в рабочей деятельности организаций.
В системе школьного образования также существуют свои минусы. Один из них японцы называют «югами» (искажение в развитии детей). Факторами этого являются массовость культуры и всё большее загрязнение и уничтожение окружающей среды. Программы японских школ стали хуже усваиваться учащимися, так как дети физически и умственно перегружены, поэтому многие из них страдают психогенными расстройствами. В связи с этим специалисты в области образования настаивают на большей степени свободы в школьных программах и на пересмотре системы оценок знаний. Также о проблемах в школьной сфере свидетельствует тот факт, что в японских школах участились случаи детской преступности и насилия. «Идзимэ» - так называют насилие японцы, в некоторых случаях доводит детей, подвергшихся ему, до самоубийства. Следует отметить, что в Японии сама реформа образования находится в «подвешенном» состоянии, какие-либо изменения в ней происходят в очень медленном темпе.
Ситуация в российском кризисе образования выглядит несколько иначе. Многие исследователи выделяют две основные причины этого кризиса: первая причина заключается в отголосках мирового кризиса образования в целом; вторая – в изменившемся социально-политическом строе. До начала 90-ых гг. XX века в советском государстве преобладал коллективизм, как основная форма организации. Именно поэтому в конце 60-ых годов, когда стали проявляться первые признаки мирового кризиса, его негативные тенденции не коснулись образовательной системы СССР, хотя проблема назревала. А с приходом политического и культурного застоя стал выявляться кризис и в системе образования. Общая проблематика у мирового и российского кризиса одна, с той лишь разницей, что в России она ещё и обусловлена кризисом в общественном строе.
В российском образовании наиболее серьёзными проблемами считаются ухудшение качества научно-методического и материального фонда, которое не соответствует современным требованиям к профильным специалистам в стране; практическое исчезновение в университетах приоритета исследовательской работы; выпуск вузами «средних» специалистов; невостребованность образованных и талантливых людей, профессионалов в своей сфере привело общество к деградации духовных ориентиров и к падению статуса высокоинтеллектуального человека; низкая заработная плата преподавателей, что вызвало снижение педагогической ответственности за уровень знаний учащихся.
Многие отраслевые предприятия работают по принципу зарубежных коллег, закупают импортные товары и технику, ставя под сомнение качество отечественной продукции. Это привело страну к снижению экономического роста, что вызвало резкое сокращение финансирования системы образования. Началось падение престижа знаний, снизился профессиональный уровень подготовленности педагогов и их интереса к качеству образования студентов, что и привело к реальному упадку качества выпускаемых специалистов.
Существует мнение, что российское образование просто оказалось в «тупике» и выход из него вполне осуществим. Они предлагают ввести нововведения в блок общественных дисциплин, чтобы система образования встала на один уровень с современным мировым течением жизни.
С точки зрения экономического кризиса рассматривают кризис в образовании и в таких прогрессивных странах, как Франция, Швеция и США. После мирового экономического кризиса денежные инвестиции в сферу образования значительно снизились. Постепенно стал падать и уровень успеваемости в учебных заведениях.
Во Франции стали закрываться многие школы и началось массовое увольнение учителей. При этом, хотя французское образование считалось бесплатным, в реале на школьные затраты уходила половина бюджета среднестатистической семьи.
В Швеции с проблемой снижения уровня успеваемости, так же как и в США, пытались бороться путём увеличения финансирования школ. Результаты оказались просто поразительными. С ростом затрат на обучение уровень успеваемости ещё больше снизился, стали учащаться случаи асоциального поведения школьников, вплоть до их исключения из учебных заведений. После проведённых исследований по этой проблеме выявили истинную причину подобной неуспеваемости. Заключалась она в социально-экономических проблемах: нарастающей безработице, разделением общества по социальному статусу, приростом численности иммигрантов. Поэтому исследователи признают, что без преобразований в социально-политической и экономической сферах невозможно улучшение в системе образования.
В связи с обострившейся проблемой кризиса в образовании многие прогрессивные страны мира подписали Болонскую декларацию для унификации национальных стандартов образования и улучшения технологий обучения. Также «в решении проблем образования большое значение имеют крупные международные образовательные проекты и программы. В 1987 году была утверждена программа ЭРАЗМУС, цель которой – повышение мобильности студентов Европейского Союза (около 10% студентов должны пройти обучение в зарубежных вузах)… С 197 г. в Северной Европе действует программа ВИСБИ, цель которой – расширение международного сотрудничества в образовании Швеции и пяти стран Балтии (Эстония, Литва, Латвия, Польша, северо-запад России).
Из всего вышесказанного можно однозначно сделать вывод о том, что невозможно достичь каких-либо важных изменений без усовершенствованной системы образования, которая отвечала бы всем требованиям общества. Ведь именно высокий уровень образовательной системы среднего и высшего образования позволил многим странам выйти на передовые места в мировом сообществе. И только образование может дать человеку те знания, которые пригодятся ему в освоении более сложных видов деятельности и к пониманию новых идей и ценностей. В конце концов, именно образование было той плодородной почвой, на которой вырастали целые государства и нации.
Литература:
Капранова В.А. «Сравнительная педагогика». Школа и образование за рубежом. [Текст]: Учеб. пособие. Доп. МО РБ/Капранова В.А. - Минск: Новое знание, 2004. – 222с.
Кумбс Ф.Г. Кризис образования в современном мире (системный анализ) – М.: 1970
Магомедова З.М. Прогрессивные традиции народов Дагестана как средство нравственного воспитания. Махачкала, Дагучпедгиз, 1980.
Тихоцкая И.С. Структурный кризис в системе образования Японии// Япония 90-х: кризис системы или временные сбои. М., 1998. – 210с.
5