ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ОСНОВЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ОСНОВЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА

Махаева Н.А. 1
1ФГБОУ ВПО «ДГПУ»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В начале ХХ века в условиях экономической и политической нестабильности Российского общества, обострение межнациональных отношений, кризисных ситуаций в отдельных регионах, особенно на Кавказе всё большую значимость приобретает проблема нравственного воспитания личности. Это связано с рядом фактором, в частности интенсивного поиска путей регулирования взаимоотношений между народами, духовного обнищания личностей и общества в целом, отсутствия четко выраженного педагогического сопротивления чуждого нам иноземной культуры, усердно пропагандируемой средствами массовой информации. Неопределенности в целях, задачах, принципах и других ориентирах в школьном воспитании, в котором вот уже несколько лет образовался вакуум, быстро заполняется безнравственностью и жесткостью.

В этой связи становится очень актуальным поиск эффективных средств нравственного воспитания подрастающего поколения. Одним из таких средств на наш взгляд может стать обращение к народной педагогической культуре, доказавшей свою эффективность на протяжении тысячелетия. Ещё К. Д. Ушинский в своих трудах подчёркивал что: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа» (3).

История развития человечества и каждого народа подтверждает истину о том, что воспитание является вечной и наиболее устойчивой социальной категорией, без которого немыслима сохранение народом исторической памяти. В накопленном опыте народов знания являются эффективными средствами воспитательного воздействия на подрастающее поколение. В исторической памяти реализуется универсальная педагогическая идея преемственности, связывающее прошлое с настоящим и будущим. Подтверждение этой идеи является «Золотое правило» этнопедагогики, сформулированной Г. Н. Воланияковым: без исторической памяти – нет традиции, без традиции – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической личности (2).

Духовно – нравственная культура человечества выражает наиболее общие свойства, характерные культуре всех народов. Особенности содержания духовно - нравственного воспитания каждого этноса формируются под влиянием природно-климатических, социально – экономических, хозяйственно – бытовых условий его жизни и деятельности, его психологических свойств.

В Дагестане всегда огромное значение придавалось нравственному воспитанию молодежи. Под влиянием особенностей горного края и духовно-нравственных ценностей, которыми руководствовались в процессе воспитания старшие поколения, в этнокультуре Дагестана установились определенные закономерности воспитания, основные из которых следующие:

  1. Воспитание осуществляется в процессе включение личности в различные виды деятельности:

- игровая деятельность, которая является ведущей в раннем детском и подростковом возрастах;

- трудовая деятельность, которая начинается с малых лет и предполагает раннее включение детей в общественно-полезный и производительный труд;

- деятельность по формированию духовно- нравственных качеств (моральная чистота, целомудрие, миролюбие, милосердие, уважение к старшим, забота о родителях и д.р.);

- художественно - эстетическая деятельность, способствующая формированию любви к прекрасному, традиционным видам дагестанского декоративно- прикладного искусства;

- Физкультурно - спортивная деятельность направленная на физическое развитие, на воспитание интереса к национальным видам спорта;

- хозяйственно – бытовая деятельность, нацеленная на вовлечение детей в различные виды хозяйственных работ в самообслуживание, в различные формы коллективного труда.

2. Воспитание в коллективе и через коллектив. Это закономерность своим возникновением восходит к истокам появления человека, действовала во всех предшествующих общественно- экономических формациях, активно функционирует у народов Дагестана в различных формах (взаимопомощь, годекан, помочи, посиделки и др.), которые играют важную роль в формировании личности.

3. Зависимость воспитания от природно-климатических, естественно-географических, социально-экономических и хозяйственно-бытовых особенностей народов Дагестана.

4. Зависимость воспитания о культуры, традиции обычаев, исторических и этнографических особенностей, сложившихся веками.

5. Единство воспитательных усилий семьи, тухума (рода) и джамаата. Эти три звена в единой цепочке воспитания ориентируют на подготовку личности в интересах семьи и тухума (генетическое родство по мужской линии) и всего джамаата (сообщества аула). «Чем крепче тухум, тем сильнее джамаат», - гласит пословица. Воспитанная семья и нравственно-зрелый тухум способствуют формированию здорового джамаата, - считают горцы.

6. Гуманистический характер воспитания как проявления уважения к личности ребенка и высокой требовательности к нему.

7. Строгое следование общепринятым в обществе и ставшим традиционными нормами и правилами поведения, которые концентрированно выражены в нравственном кодексе горцев, обозначаемом понятием «намус». «Не теряй, горец, чести! Не сберег ее – беда», «Потерял намус – потерял все», учат пословицы.

8. Воспитание юных поколений на основе традиций и духовных ценностей ислама – одна из закономерностей воспитания горцев. Особенно эта закономерность действовала при воспитании девушек-горцев.

9. Этнопедагогической культуре Дагестана свойственно руководствоваться в воспитании наиболее общими для всех дагестанцами формами и методами, строго ориентируясь при этом на самобытные традиции (адаты) своего народа. Это тоже одна из закономерностей воспитания горцев (3).

В процессе воспитательной деятельности отмеченные выше закономерности взаимодействуют и работают одновременно. Отсюда и следующая закономерность воспитания – взаимосвязь и синтетическое единство в функционировании всех закономерностей воспитания. Отмеченные выше закономерности в этнопедагогической культуре дагестанцев выступают как основополагающие принципы или требования, которые предъявляются к процессу воспитания

Весьма существенным противоречием в современной воспитательной практике выступает стремление дагестанцев дорожить опытом старших поколений, формировать личность дагестанца(аварца, даргинца, кумыка и т. д.) и в то же время проявление пренебрежения к традициям предков при воспитании детей, особенно в городах и плоскостных сельских районах, что происходит под влиянием телевидения и СМИ, которое слабо ориентируют своих зрителей и читателей на духовно-нравственные ценности народной педагогики.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Вопросы дагестанской культурологи и религиоведения. – сборник научных статей. – Махачкала, 2006.

  2. Магомедов А.М. Золотые правила народной педагогики Дагестана. – Махачкала, Дагкнигоиздат, 2010.

  3. Магомедов А.М. Этнопедагогическая культура Дагестана. – Махачкала, Издательский дом «Народы Дагестана», 2005.

  4. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т.1/ Под ҏед. А.И. Пискунова. - М., 1974 г.

Просмотров работы: 1292