СОЦИАЛИЗАЦИЯ В ПРОЦЕССЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СОЦИАЛИЗАЦИЯ В ПРОЦЕССЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Магомедова Х.М. 1
1ФГБОУ ВПО «ДГПУ»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На процесс формирования нравственных представлений и понятий, на воспитание нравственных чувств, процесс формирования умений и навыков нравственного поведения свое влияние оказывает целый ряд социально ­педагогических факторов, которые воздействуют на сознание и поведение личности.

Современная педагогика считает, что становление личности человека зависит не только от воспитания, но и от многочисленных обстоятельств его жизни, от того, какие люди встречаются на его пути и как сложатся отношения с ними, от того, в какой социальной среде он будет расти, как будет с ней взаимодействовать, от того насколько активно сам человек будет строить свое взаимодействие с окружающим миром. Вот этот процесс развития человека во взаимодействии с окружающим его миром называется социализацией. Социализацию определяют как двусторонний процесс. С одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, входя в социальную среду, в систему социальных связей, а с другой - в процессе социализации он активно воспроизводит систему социальных явлений, связей, за счет активного вхождения в среду.

На процесс формирования и развития современного человека свое влияние оказывает и то, что происходит в мире, в стране и обществе (макрофакторы), и то, в каком населенном пункте живет и в какой национально-культурной среде растет человек (мезофакторы). Также непосредственное и каждодневное влияние на процесс формирования и

развития личности оказывают те явления и процессы, которые происходят в микросреде. Особенно велико их влияние на процесс формирования нравственных качеств личности.

Первым из этих факторов является семья. В настоящее время, когда другие факторы среды значительно ослабили свое влияние на процесс нравственного становления личности, роль семьи в этом деле возрастает.

Проблемами, связанными с ролью семьи в нравственном воспитании детей и подростков, интересовались многие выдающиеся педагоги и мыслители прошлого. Великий швейцарский педагог И.Г. Песталоцци еще в начале прошлого века пришел к выводу, что для нормального нравственного развития ребенка важно своевременное и умеренное удовлетворение потребностей. Выдающийся немецкий педагог И.Ф. Гербарт считал, что нравственное воспитание непосредственно воздействует на душу ребенка, направляя его чувства, желания, поступки. Все методы нравственного воспитания должны иметь опору в том хорошем, что уже имеется у воспитанника, что это хорошее возникает и развивается именно в семье .

Великий русский педагог К.Д. Ушинский считал, что именно нравственное воспитание является главным в становлении и развитии человеческой личности. Он писал: "Мы смело высказываем убеждения, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями". Ушинский считал, что "необходимым условием правильного развития человека является труд. Правильно организованный труд в семье не только способствует нравственному воспитанию, но и укрепляет семейную жизнь. Воспитание, если желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни .

Большое внимание роли семьи в нравственном воспитании детей и подростков уделял А.С. Макаренко. Главным принципом его воспитательной его системы было: как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему.

Нравственное воспитание в семье начинается с пробуждения в ребенке добрых чувств. Забота о людях, уважение к ним, внимание к их нуждам и самочувствию зреют у детей с младенческого возраста как ответ на родительскую любовь и заботу. Но любовь родителей к детям должна проявляться в меру. Любить ребенка - значит учить его преодолевать препятствия, вести его к честной трудовой жизни, развивать в нем честные и благородные чувства.

В задачу родителей по нравственному воспитанию своих детей входят прежде всего организация деятельности ребенка, в процессе которой вырабатываются необходимые качества.

В семье начинают формироваться простые нравственные качества, которые потом могут перерастать в очень сложные и очень важные. Одним из таких качеств является "послушание. Когда дети послушны, легко поддерживать порядок дома. Послушного ребенка легче научить доступным его возрасту хорошим делам, внушить ему нравственные идеи и выработать у него привычки нравственного поведения. Послушание надо воспитывать в самом раннем возрасте, уже в первые годы жизни. Оно есть первая и

необходимая ступень в развитии воли. Оно включает готовность и умение отказаться от непосредственного влечения во имя должного. Если в своем поведении ребенок не находит опоры в разуме и воле старших, он вырастет не волевым, а своевольным человеком. Послушание приучает выполнять требования как более важное, чем его желания, А ребенок слушается тех людей, которым доверяет, в справедливости требований которых не сомневается. Послушание основано на сердечности и интимности отношений, на чувстве любви и уважения. А основываясь на послушании легче формировать волю и сознательную дисциплину. Послушание может стать основой дисциплинированности.

В семье закладываются основы формирования и таких нравственныхкачеств, как приличия и манеры. Ребенок вступает в общение с людьми раньше

чем он узнает, поймет и усвоит моральные нормы человеческих отношений. Семья вырабатывает у ребенка привычки культуры поведения, которые закреплены в правилах приличия.

Соблюдая правила приличия, люди делают общение друг с другом приятным, создают условия для хороших отношений между людьми. Такое же значение имеют и хорошие манеры. Чтобы у ребенка выработать хорошие манеры и привычки соблюдать правила приличия, со стороны родителей не требуются пространные разъяснения. Важным фактором их выработки является пример самих родителей, других старших членов семьи. Большую роль в этом деле могут играть дедушки и бабушки.

Семья играет важную роль в выработке таких нравственных качества как вежливость, скромность. Любая семья может сформировать у детей терпение, настойчивость, упорство. Терпение необходимо и в труде, и в учебе, и в общении с людьми. Оно предполагает способность воздержаться от чего - либо ради сознательно принятой цели и мобилизовать силы для ее достижения. Воспитание терпения у детей является непременным условием формирования воли и характера.

Для формирования терпения, настойчивости и упорства очень важно, чтобы преодолевать трудности захотел сам ребенок. Их роль в жизни особенно возрастает в подростковом и старшем школьном возрасте. Но все начинается с семьи. Большую роль в этом деле играет пример родителей.

Особенно сложной и ответственной функцией родителей в нравственном воспитании своих детей является воспитание правдивости, честности, чести. Эта задача стала особенно важной и сложной для практического решения в современных условиях, когда в жизни стало столько лжи и несправедливости.

В семье начинается и решение такой нравственной проблемы, какой является воспитание верности данному слову. Чтобы сдержать слово, необходимо всесторонне осмыслить реальность его выполнения, учесть свои силы и возможности для преодоления препятствий, которые могут возникнуть.

С воспитанием правдивости и верности данному слову тесно связано воспитание честности. Быть честным значит быть порядочным, чистоплотным, добросовестным.

Анализируя роль семьи в нравственном воспитании, нельзя хотя бы кратко не коснуться той части данной проблемы, которая касается трудового воспитания. При этом нельзя забывать о том, что труд - источник достатка, первое основное условие человеческой жизни. На это обращали внимание многие педагоги прошлого. Еще К.Д. Ушинский считал, что человек формируется и развивается в трудовой деятельности, что труд - основной фактор и средство воспитания. Более 160 лет назад он выдвинул положение; «Воспитание не только должно внушить воспитаннику любовь и уважение к труду - оно еще должно дать ему и привычку к труду». Примечательным и очень важным в современных условиях является и та мысль великого русского педагога, что под трудом, имеющим огромное воспитательное значение, он понимал не только физический, но и учебный труд.

О роли семьи в трудовом воспитании детей и роли труда в нравственном воспитании хорошо сказано в педагогических сочинениях А. С. Макаренко. Обращаясь к родителям, он писал, что труд всегда был основанием для человеческой жизни, что значение человека в обществе, ценность его как гражданина зависит исключительно от того, насколько он будет подготовлен к труду. Особое внимание он обращал на то, что "трудовая подготовка, воспитание трудового качества человека - это подготовка и воспитание не только будущего хорошего или плохого гражданина, но и воспитание его будущего жизненного уровня, его благосостояния". Он считал, что трудовое участие детей в жизни семьи должно начинаться очень рано. В раннем детстве оно начинается в игре. С возрастом трудовые поручения должны усложняться. Выполнение трудовых обязанностей дома, в семье, должно продолжаться и тогда, когда дети учатся в школе.

Весьма существенную роль семья может играть в воспитании характера. Характер - это целостная система устойчивых отношений человека к миру, к себе, которая формируется и закрепляется в общении, отношениях, поведении и деятельности. Характер развивается, изменяется в процессе воспитания в течение всей жизни человека, но его основа закладывается в детстве, еще в дошкольном возрасте. В процессе воспитания качеств характера важно формировать единство мотивов ребенка и закрепленных привычных способов поведения. Для воспитания сильного, устойчивого характера наибольшее значение имеет устойчивость, организованность семьи, образ поведения самих родителей, особенно отца. Немаловажную роль в развитии у ребенка устойчивых черт характера играет также единство требований взрослых к ребенку. Сильный, самостоятельный, стойкий характер развивается только в процессе самостоятельного поведения. Его психологическая основа состоит в единстве знаний, установок, чувств, мотивов и действий.

Особенно трудным в развитии ребенка, как для родителей, так и для педагогов, как уже выше отмечалось, считается подростковый период, что объясняется тем, что для этого возраста характерны активизация умственной деятельности, изменения ценностных ориентации личности, взглядов на взаимоотношения с окружающими. Важнейшей психологической особенностью подросткового возраста является более интенсивное, по сравнению с предыдущими возрастными периодами нравственное становление личности, формирование нравственного сознания, овладение морально-этическими нормами поведения. Подросток хочет быть хорошим, стремится к идеалу и в то же время не любит, чтобы его постоянно воспитывали. Для него характерны желание самоутвердится, и неумение это сделать, богатство желаний и ограниченность сил, опыта, возможности для их осуществления.

Еще более осложняется роль родителей на этапе, когда их дети становятся старшеклассниками, когда они становятся юношами и девушками. В это время для них характерны активное развитие личности, они проявляют большой интерес к проблемам долга, чести, справедливости. Ранний юношеский возраст наиболее благоприятен для формирования социальных потребностей, особенно в общественной необходимости, доверии, уважении к себе. Неуважение к личности юноши и его "Я"' может привести не только к конфликтам, но и к отклонениям в нравственном поведении. В то же время надо заботиться о том, чтобы не развивалась характерная для них переоценка своего "Я".

При внимательном изучении оказывается, что в том возрасте, когда дети учатся в старших классах, для них также характерны противоречия, как подросткам. Ведущим противоречием в процессе психического развития юношей и девушек оказываются противоречия между новыми условиями жизнедеятельности, в которые попадает подросток, новыми общественными требованиями, предъявляемыми ему и его нравственной готовностью выполнять эти требования и пока еще не соответствующим данным требованиям уровнем развития. Преодоление этого противоречия, стремление быть на уровне новых требований ведет к новому этапу формирования самосознания, которое приобретает качественно новый характер по сравнению с подростковым периодом.

Список литературы

  1. Гербарт И.Ф. Общая педагогика, выведенная из цели воспитания. Избр. пед. соч., т. I, М., 1940, с. 168.

  2. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. Собр. соч., т.Н, 1948, с. 340.

  3. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., 1972, с. 72.

  4. Макаренко А.С. О воспитании. М., 1990, с. 223.

  5. Мудрик А.В. Социализация и «смутное время». М., №3, 1991, с. 5-6.

  6. Песталоцци И.Г. Избр. пед. произведения. М., 1965, т III, с. 339

  7. Свадковский П.Ф. Нравственное воспитание. М., 1972, с. 48-49.

  8. Семья. Социально-психологические и проблемы. Справочник. Киев, 1990, с. 155-156.

  9. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. Собр. соч. т. II, с. 242

Просмотров работы: 2172