В конце 2009г. Росстат проводил исследование по проблеме занятости выпускников учреждений профессионального образования в 7 субъектах федерации (Республика Татарстан, Краснодарский край, Красноярский край, Архангельская, Брянская, Тульская, Челябинская области). Опросив 615 выпускников моложе 35 лет получивших образование в период с 2005-2009гг, выяснили, что:
только 15% выпускников имеют постоянную работу;
у 10% работа носит временный, периодический характер;
у порядка 55% выпускников, трудившихся во время учебы, работа была связана с профилем получаемого образования.
Сразу после окончания учебного заведения трудоустроиться смогли около 80% выпускников, причем 14% получили предложение о трудоустройстве от работодателя или продолжили трудиться на том же месте, что и во время обучения. Около 9% не смогли трудоустроиться сразу после окончания учебы, а 5% не предпринимали попыток в поиске работы. И 6% были призваны в вооруженные силы РФ.
Опрос выявил проблемы, с которыми столкнулись выпускники при трудоустройстве после окончания учебы. Главной проблемой явилось отсутствие необходимого опыта, с ней столкнулось (53-56%) опрошенных. В 23-34% случаев не хватило рабочих мест, а 25-31% выпускников не устраивала низкая оплата труда.
Рис.1. Результаты опроса Росстата 2009 года
Из выше приведенного исследования видно, что существенная часть выпускников 20% – то есть лиц, получивших профессиональное образование и относящихся к трудоспособному населению, не могут трудоустроиться в большей мере из-за системных факторов. А именно как показоло исследование «разрыв» между требованиями работодателя и учебной программой учебных заведений. Отсутствие опыта – главный аргумент отказа работодателем выпускнику при собеседовании на вакантную должность.
Однако если экстраполировать данную ситуацию, то в обозримом будущем может сложиться ситуация когда большинство выпускников профессиональных учреждений не сможет устроиться на работу по причине «оторванности» образования от реалий современных производственных процессов. Выходом из сложившейся ситуации может стать инициатива со стороны работодателей, которые сами активно будут привлекать студентов на старших курсах на производство, организовывая рабочие практики и стажировки.
Принятие такого решения может положительно сказаться на показателях предприятия проявившего такую инициативу. Потому как на выходе выпускник учебного заведения имеет практический опыт работы на данном предприятии, и может сразу включиться в производственный процесс не проходя долгий путь обучения специфики и адаптации на новом месте. Так же организация производственной стажировки студентов позволит перекрывать сезонные потребности в рабочих руках на производстве, не затрачивая существенные фонды заработной платы. Но все же главным преимуществом такой инициативы является экономия времени и средств на поиск и переобучение сотрудников, что в свою очередь высвобождает ресурсы, которые можно пустить на увеличение фонда заработной платы, что решает третью проблему с низкой заработной платой.
В заключении хочется добавить, проблема трудоустройства выпускников должна решаться не только со стороны конечных потребителей – работодателей. Этой проблемой в большей степени должны быть заинтересованы учебные заведения, которые по факту выпускают не качественный продукт – не востребованного специалиста. Поэтому, хочется надеяться, что выявленная проблема будет решаться реализацией инициатив с обеих сторон, и быть может тогда безработица станет лишь статистической погрешностью в массиве экономических показателей страны.
Одним словом мы как управленцы должны создать привлекательные условия для работников. Только тогда мы добьемся снижения до минимума уровня безработицы и повышения до максимума уровня занятости населения нашей страны. Судьба страны в наших с вами руках.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:
1. Федеральня служба государственной статистики, Труд и занятость в России [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1139916801766
2. Федеральня служба государственной статистики, Тенденции на рынке труда [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.gks.ru/bgd/regl/B11_04/IssWWW.exe/Stg/d03/2-rin-trud.htm