ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ.

Магомедова А.Д. 1
1ФГБОУ ВПО «ДГПУ»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Для того чтобы рассматривать ценностные ориентации современной студенческой молодежи, необходимо представлять себе, что же такое молодежь, и чем она отличается от других общественных групп.

Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано в 1968 г. В. Т. Лисовский: "Молодежь — поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивают, а в более зрелом возрасте уже усвоили, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции , в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до тридцати лет ". Позднее более полное определение было дано И. Коном: "Молодежь — социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. [1]

Студенчество – это социальная группа, состоящая из молодежи, обучающейся в высших учебных заведениях. Существенная социальная черта студенчества – его близость по характеру деятельности, интересам, ориентациям к социальной группе интеллигенции, специалистов. Этим же определяется и внутренняя неоднородность студенчества не только по социальному происхождению, национальности, демографическим признакам, но, прежде всего, по чертам профессионального облика, близким к чертам соответствующих отрядов специалистов. Общей мировой тенденцией в условиях научно-технической революции является быстрый рост студенчества, главным образом в индустриально развитых странах. С этим связаны демократизация высшего образования, расширение социальных источников пополнения студенчества. [2].

Студенческая молодежь, как правило, оказывается в эпицентре всего того, что происходит в социуме. Поэтому изучение ее социальных проблем вносит свой вклад в приращение социологических знаний об актуальных проблемах общества, обогащает информированность общества о своем состоянии. Поэтому они имеют возможность создавать заделы для формирования государственной политики при решении проблем экономического роста, сглаживания социального неравенства, развития демократии, наследования культуры. Молодые поколения сегодня испытывают на себе кардинальные трансформации в социально-политической и экономической жизни, которые происходят очень быстро. Социализация сегодняшних выпускников школ, техникумов, колледжей, профтехучилищ происходила на фоне падения тоталитарной государственной системы. В своем непосредственном окружении юноши и девушки сталкиваются с элементами разрушения и разложения прежних общественных структур и с проявлениями сложных форм, которые принимают новые структуры, в частности сегодняшний рынок. На их глазах происходит значительное нарастание социальной дифференциации общества и поляризация доходов населения. Существенны многообразные трансформации системы образования. Наряду с увеличением свободы выбора, связанной с дифференциацией содержания обучения, наряду с демократизацией строя школьной жизни отчетливо проявляются новые социальные ограничения. Возникновение негосударственных учебных заведений, появление платных образовательных услуг в средней и высшей школе, а также элитных учебных заведений, плюрализация обучения в общеобразовательной школе, фактическое снижение срока обязательного обучения до уровня 9-летней школы, отсев из школы по ходу обучения ведут к росту неравенства шансов различных социальных групп молодежи в возможности доступа к разным видам обучения и ступеням образования. С возникновением рынка труда кардинально изменились условия трудоустройства молодежи. В связи с тем, что были отменены государственные гарантии получения рабочего места, отныне молодой человек сам ответственен за поиски работы и свое трудоустройство. В условиях появления безработицы и в связи со структурными переменами и перспективами ее дальнейшего роста трудоустройство молодежи вырастает в небывалую доныне проблему. [3]

В условиях сложных процессов, происходящих в современном обществе, необходимо определить ценностные ориентиры студенческой молодежи, поскольку ценности составляют основу нравственных принципов личности.Ценностные ориентиры современной студенческой молодежи убеждают, что в сознании молодого поколения формируется тип личности, характерный для западного общества. Личность, которая в первую очередь превозносит и ценит себя и считает, что успех в жизни зависит именно от нее. С одной стороны, есть положительный смысл в ориентации на собственные силы, ум, необходимости работы над собой для достижения целей, настойчивом желании овладения знаниями и т.п. Однако при осуществлении этих задач присутствует опасность становления эгоистичной личности, которая возможно переступит через все ради достижения необходимой для себя цели.

В современном мире формирование ценностных представлений личности происходит, в первую очередь, под целенаправленным воздействием семьи, школы, средств массовой информации, высших учебных заведений, трудовых коллективов и т.п. Общество под воздействием своих социальных институтов усердно «прививает» молодежи традиционные социальные ценности. Ценностные ориентиры молодежи формируются под воздействием, прежде всего сложившегося целевых установок окружающего общества, взаимообусловленных процессами происходящими в экономике.Определенные ориентации студентов на общение, учебу, на индивидуальное потребление культурных ценностей, на физическое развитие и укрепление здоровья являются разными по содержанию, но принадлежат одному типу ориентаций- на ценности свободного времени, ибо реальная активность согласна этим ориентациям может выявлять именно только в сфере свободного времени. Следовательно, ориентации свободного времени у современного студенчества могут быть сопоставимы с похожими ориентациями в сфере других групп молодежи. Аналогичное можно сказать об упорядочении и возможностях сопоставимости ориентации на ценности трудовой и общественно-политической деятельности, образования, трудоустройства и семьи.

В широком смысле слова ценностная ориентация студента представляет собой более мотивирующий фактор, который объясняет определенную направленность, мировоззрение и социальную активность.Ценностная иерархия студентов по результатам моих исследований выглядит следующим образом: 1. Здоровье, 2. Любовь (взаимная), 3. Счастливая семейная жизнь, 4. Работа как творчество, 5. Дети, 6. Красота(природы, искусства человека), 7. Общение, 8. Духовная свобода(возможность свободно высказывать свои мнения, публиковать их в печати), 9. Материальная свобода(возможность реализации своих разумных потребностей исходя только из своих ресурсов, независимость от денежных поступлений родителей), 10. Общественное призвание, 11. Работа как средство делать добро людям, 12. Работа как средство заработка и т.п. На сегодняшний день сохраняется проблема вступления молодежи в самостоятельную жизнь и она непосредственно связана с состоянием рынка труда, поскольку оно предполагает ее трудоустройство. Возникший в стране рынок труда привел к тому, что уменьшилась доля занятого населения, а безработица существенно выросла, и наиболее сильно оказались затронуты безработицей именно молодые люди, вступающие на рынок труда впервые. Нынешний рынок труда кардинальным образом поменял приоритетность секторов экономики, отраслей, предприятий, профессий. Поменялись и модели получения доходов, увеличилось текучесть кадров в западные страны. Все это существенно влияет на формирование выбора профессиональных ориентаций нынешней молодежи и на их конкретные решения о выборе профессии.

Многие года система ценностных ориентаций остается динамичным , с подвижным характером. В нынешней теории ценностных ориентаций всю систему можно разделить на три большие группы. Они, в соответствии с триадой «вечных ценностей» - Истина, Добро, Красота, -можно подразделить на рациональные, духовно-гуманитарные, материально-экономические.

Главным мировоззренческим комплексом современного студента является индивидуализм. Обычный студент – молодой человек в возрасте до 25 лет : зациклен на себе, занят самопознанием, одинок психологически и отчужден от опеки родителей, озабочен выбором полового самоопределения , переживает неопределенность будущего в сочетании с современностью настоящего, испытывает боязнь выделиться и страх раствориться. Последующем в результате чего увеличивается количество студентов, которым необходима психологическая поддержка. Характерно, что в системе образования, особенно в высших коммерческих вузах, почти испарились вне учебные формы занятий со студентами, которые направлены на создание студенческой субкультуры, корпоративной культуры, которая определяема образом и традициями учебного заведения. В то время как именно студенческая молодежь на западе является главной движущей силой социальных движений, наши студенты разобщены и не борются за свои права, не пробуют объединиться с преподавательским коллективом и согласны на забастовки, митинги, демонстрации и другие формы протеста только при уверенном гарантии отсутствия для своей личности негативных последствий.

На фоне мировоззренческой неопределенности экспансия массовой коммерческой культуры, преднамеренно подавляя психологию потребительства и выгоды, приводит к нравственной деградации личности и уменьшению ценности человеческой жизни, подталкивает на асоциальные и противоправные формы самореализации в виде преступности, алкоголизма, наркомании, проституции и стимулирует массовое распространение мистических учений, нетрадиционных культов и движений, которая существенно представляет угрозу для нравственного здоровья молодежи. В результате подобного в оценке базовых нравственных ценностей современная студенческая молодежь существенно расходиться с подавляющим большинством общества.

На сегодняшний день важно уделять необходимое внимание формированию у студенческой молодежи духовности, ценностных ориентиров, гражданственности, поскольку именно от этого зависит будущее нашего государства и его нравственное здоровье.

Литература

  1. http://plook.ru/index/cennostnye-orientacii/. Ценностные ориентации.

  2. Российская социологическая энциклопедия. Под ред. Г.В. Осипова. – М., 1998. с. 544

  3. http://knowledge.allbest.ru/sociology/3c0a65635a3bd68b5c53b88421316c37_0.html

  4. Гаврилюк В.В. Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход). // Социологические исследования. 2000. № 12. С.96 — 114

  5. Ваторопин А.С. Политические ориентации студенчества. // Социологические исследования. № 6. 2000. С. 39 — 43

  6. Константиновский Д. Л., Череднигенко Г. А., Вознесенская Е. Д. Российский студент сегодня: учеба плюс работа. М., 2002.

  7. Константиновский Д.Л., Шубкин В.Н. Молодежь и образование. М.: Наука, 1999.

Просмотров работы: 2090