Поликультурная педагогика сравнительно молодая отрасль научного знания. В мировой педагогике поликультурность стала предметом особого исследования с 60х годов 20 века. Зарубежными педагогами накоплен солидный материал по поликультурализму. Российская поликультурная педагогика находится на стадии становления. Российские ученые к разработке поликультурной педагогики приступили сравнительно недавно – в 90х годах 20 века. Опубликованы работы, в которых обсуждаются отдельные вопросы о субъектах, функциях, содержании и целях поликультурного воспитания.
Концепции поликультурного воспитания разрабатываются на базе общих педагогических принципов: воспитание человеческого достоинства и высоких нравственных качеств; воспитание для сосуществования с социальными группами разных рас, религий, этносов и пр.; воспитание готовности к взаимному сотрудничеству; признание взаимной ответственности за положительный характер межэтнического и межкультурного общения. В России такие принципы могут быть приобщены к малым, русской, общенациональной (российской) и мировой культурам во имя духовного обогащения, развития планетарного сознания, формирования готовности жить в многокультурной среде.
Образование и обучение представителей разных национальностей организуется не только в национальных республиках, но и в местах их компактного проживания.
Необходимость в подготовке будущего учителя, готового осуществлять свою профессиональную деятельность в поликультурной среде, закреплена в Федеральном государственном стандарте высшего профессионального образования ( от 17 января 2011 года №46) по направлению подготовки бакалавров по специальности «Педагогическое образование». «Выпускник должен обладать способностью - понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества, готовностью к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным различиям» [3] .
Очень важно дать обоснование пониманию системы развития высшего образования в регионах, которое возможно осуществить лишь с учетом географических, исторических, языковедческих, этнокультурных условий территории страны.
Высшее образование – это главный фактор социального и экономического прогресса. Образование выступает в роли главного условия вхождения человека в коммуникативное пространство культуры социума. Российское образование стремится интегрироваться в европейское и мировое образовательное пространство, ориентируясь на создание современной системы непрерывного образования. В условиях последовательно развивающейся системы педагогического образования (бакалавриат, магистратура) в России возникла потребность в изучении западно-европейского опыта: создание новых типов образовательных учреждений, учебных планов и программ и т.д.
19 сентября 2003 года в Берлине на совещании министров Европы к Болонской декларации о формировании единого европейского пространства высшего образования присоединилась и Россия. Общие цели программы действий, начало которой положила Болонская декларация, должны были быть выполнены до2010 года. Россия, как участник процесса формирования общеевропейского пространства высшего образования, разделяет цели повышения доступности высшего профессионального образования, внедрения системы образования в течение всей жизни, повышения качества образования на основе компетентностного подхода и объединения науки и образования, повышения мобильности усиления интернационализации, совершенствования системы выявления наилучших практик и взаимного обучения.
Повсеместно в мире в последней четверти ХХ века начинается реформирование педагогического образования. Необходимость реформ были обусловлены задачей подготовки педагогических кадров готовых работать в современных условиях, способных реагировать на общественные запросы, адаптироваться в педагогических ситуациях.
Курс обучения в педагогическом вузе включает три компонента: общеобразовательный, специальный и практический. В большинстве стран определение соотношения между этими тремя компонентами является правом вуза. В большинстве случаев национальные Министерства образования и науки рекомендуют соблюдать определенное соотношение между этими компонентами.
Увеличивая количество поступающих в учебные заведения, ВУЗы способствуют снижению уровня социальной напряженности в обществе и уменьшению безработицы среди молодежи. Это положительный фактор.Молодые люди, которые обучаются в школах, училищах, техникумах, вузах и других учебных заведениях – перестали интересоваться учебой как таковой. Причиной такого отношения послужило получение не объективных знаний, а дипломов о высшем образовании. « Имея диплом о высшем образовании человеку гарантировано устройство в этом мире», «без высшего образования никуда» - подобные заявления часто можно услышать в нашем российском обществе. Нередко, общество само стимулирует подобное стремление.
Тогда, когда высшее образование становится полностью доступным для всех без разбору, когда студентов тянут до последнего, высшее образование перестает быть высшим.
Одной из главных причин тормозящих образование в России, является проблема квалифицированности преподавательского состава. Многие выпускники педагогических вузов совершенно не заинтересованы в преподавании, у них вообще нет желания заниматься преподавательской деятельностью, нет терпенья и сил работать с учениками. Сложившуюся ситуацию в системе образования спасает «старая гвардия» преподавателей и буквально мизерное количество молодых преподавателей – альтруистов. Пожалуй, низкий уровень оплаты труда преподавателей является самой главной проблемой современной системы образования. Многие преподаватели вынуждены в свободное от работы время заниматься репетиторством.
Огромное значение в процессе высшего образования имеет проведение различных тренингов, игр, открытых дебатов на актуальные педагогические проблемы. Подобные мероприятия будут только способствовать закреплению получаемых знаний, формированию самостоятельного мышления и повышению заинтересованности предметом.Учебные заведения недостаточно оснащены необходимым учебным материалом, имеются в виду не только книги и учебники, но и карты, таблицы, словари и другой необходимый материал, способствующий лучшему пониманию и усвоению материала. Студенты реже стали пользоваться библиотекой, в основном пользуются интернетом. Недостаточное оснащение учебных заведений учебным материалом рождает одну из глобальных проблем – отсутствие условий для преподавания объемного образования, для передачи детям полных, основательных знаний.
Все эти вышеуказанные проблемы относились к проблемам высшего образования России. Можно также рассмотреть проблемы высшего образования других стран.
К проблемам высшего образования Белоруссии относятся:- несоответствие «рыночным» законам спроса специалистов - процесс образования в Белоруссии проходит через односторонние лекции: преподаватели рассказывают -студенты записывают. Выпускники вузов не обладают в достаточной мере критическим мышлением, методом ситуационного анализа. ВУЗы зачастую выпускают специалистов, которые не нужны рынку, их и так хватает;
- жесткая регламентация со стороны министерства образования -белорусские университеты напрямую зависят от министерства образования, они лишены каких-то академических свобод;
- игнорирование международного опыта. Беларусь – единственная европейская страна, которая не присоединилась к Европейскому пространству высшей школы (хотя первые шаги были сделаны еще в 1993году). В этом году Беларуси отказали во вступлении в Болонский процесс, и этот вопрос будет рассмотрен только через 3 года. Болонский процесс дает автономию университетов, повышенную мобильность студентов, двухуровневую систему «бакалавриат плюс магистратура», участие студентов в управлении образованием, признание дипломов университетами разных странпридерживающихся Болонского процесса. Все это могло послужить серьезной мотивацией для студентов, но пока Беларусь очень медленно движется навстречу необходимым стандартам;
- низкая оплата труда и низкий статус профессии педагога;
- высокая стоимость высшего образования. Возможность получения высшего образования связана с высокой оплатой.
- ограниченная методология и субъективные системы оценки. Очень часто двоечники преуспевают в жизни. Тогда как многие отличники ждут поощрений за свой красный диплом, но не всегда они этого добиваются.Личность педагога должна быть индивидуальной. В процессе образования, воспитания и обучения можно развить качества, присущие педагогу в ходе дискуссий, при преодолении определенных трудностей в их понимании. В ходе получения педагогического образования студенты должны анализировать различные педагогические ситуации, искать оптимальные пути решения проблемы.
Главной задачей системы образования ХХI века является применение новых информационных технологий. Эти технологии позволяют распространить знания при помощи технологии дистанционного образования, тем самым образование становится доступным для всех людей, независимо от места их проживания.
Поликультурные аспекты высшего профессионального образования, возможность формирования у будущих педагогов поликультурной компетентности не подвергались специальному глубокому изучению, что предстоит восполнить в дальнейших фундаментальных исследованиях.
Литература:1. Джуринский А.Н. Педагогика в многонациональном мире. М.Владос.2010.
2. Талызина Н.Ф., Буткин Г.А. Педагогическая психология.-М.,2008.3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100. Педагогическое образование – квалификация «бакалавр» (утв.приказом Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011г.№46).