ИНСТРУМЕНТАРИЙ КОМПЛЕКСНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ К ФАКТОРАМ СТРЕССА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИНСТРУМЕНТАРИЙ КОМПЛЕКСНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ К ФАКТОРАМ СТРЕССА

Корягина Н.А. 1, Иванова С.В. 2
1Корягина Н.А.Иванова С.В
2Ивановская государственная медицинскаыя академия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Эмоциональное состояния студента и способность адаптироваться к окружающей среде определяют и работоспособность, и степень усвоения материала, и в конечном итоге формирование хорошего конкурентоспособного специалиста в определенной области.

В наше время студенты, испытывая высокие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки в процессе учебы, часто не справляются в полной мере с учебной деятельностью. Главной причиной этого является снижение уровня стрессоустойчивости и проявляется, как нарушение познавательных процессов личности (восприятие информации, памяти, мыслительных операций), так и нарушение в эмоциональной сфере, снижение мотивации.

Стрессоустойчивость представляет собой совокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.

Проблему стрессоустойчивости студентов и студентов медиков в частности рассматривали с разных позиций и применением разнообразных методик.

К примеру наши коллеги из Арзамасского медицинского колледжа использовали в анализе уровня стрессоустойчивости студентов начальных курсов тест-опросник Айзенка для изучения темперамента и характера, тест оценки уровня общительности ( В.Ф. Ряховского) и определение индекса групповой сплоченности Сишора . И в результате по тест-опроснику Айзенка установлено, что 30% эмоционально неустойчивы, 30% эмоционально стабильны, 40% имеют средний показатель нейротизма ( что зависит от соотношения типов темперамента) А согласно индексу групповой сплоченности Сишора студенты набрали минимальные значения (8 баллов) т.к. для студентов первого курса адаптация друг к другу находится еще в стадии формирования. Оценка уровня общительности показал, что 40% имеют нормальную коммуникабельность, 10% замкнутые предпочитающие одиночество, 10% некоммуникабельные, 20% весьма общительные, 20% сверхобщительные. Результаты проведенной работы показали, что есть необходимость в коррекционных мероприятиях.

Андреева А,А. в своей диссертации на тему «Стрессоустойчивость как фактор развития позитивного отношения к учебной деятельности у студентов» рассматривает эту проблему с точки зрения психолого-педагогическое исследования. В своей работе она использовала следующие методики: методика многофакторного исследования личности опросник Р.Б. Кэттелла, опросник нервно-психического напряжения (Т.А. Немчин), методика диагностики самооценки психических состояний (Г. Айзенк), методика САН, методика диагностики самооценки (Ч.Д. Спилбергер и Ю.Л. Ханин), методика «Куда ты идешь: к стрессу или от него?», методика «Стрессоры», авторская методика «Стрессоустойчивость в учебной деятельности»; «Изучение системы отношений студенческой молодежи» (М.И. Старов), анализ результатов успеваемости студентов в учебной деятельности.

На основании результатов своего исследования автор пришла к выводам что:

1. Стрессоустойчивость студентов в учебной деятельности является комплексным свойством личности, включающим такие личностные компоненты, как низкая личностная и ситуативная тревожность, низкий уровень нервно-психического напряжения, адекватная самооценка, высокая работоспособность, эмоциональная устойчивость, которое обеспечивает успешное достижение цели деятельности и реализуется в когнитивной, эмоциональной, мотивационной и поведенческой сферах деятельности личности.

2. Позитивное отношение студентов к учебной деятельности определяется как сознательная, избирательная, активная позиция студента, характеризующаяся с эмоциональной стороны ее принятием, с содержательной стороны - гармонией мотивов в процессе развития стрессоустойчивости через положительные результаты учебной деятельности.

3. Факторами, влияющими на развитие стрессоустойчивости и позитивного отношения к учебной деятельности, являются такие внешние факторы, как «педагогическое воздействие», «межличностное взаимодействие», «система деятельностей в вузе», «стимулирование»; и внутренние - психофизиологические, социально-психологические, психолого-педагогические особенности личности;

4. Психолого-педагогическая технология повышения уровня стрессоустойчивости студентов, представляющая собой совокупность психолого-педагогических методов, техник, приемов, средств, влияет на развитие позитивного отношения студентов к учебной деятельности.

С точки зрения общественного здоровья эту тему осветил в своей диссертации Миронов С.В. «Состояние здоровья российских и иностранных студентов медицинского вуза и пути улучшения их медицинского обслуживания» Обучение медицинским специальностям связано с повышенным уровнем стресса. Это приводит к более высокому уровню заболеваемости болезнями желудочно-кишечного тракта, чем в среднем по популяции. 65% будущих медицинских работников отмечают более 1 типичного симптома заболевания желудочно-кишечного тракта. При этом наиболее значимым этиологическим фактором является стресс, обусловленный особенностями получаемого медицинского образования.

В качестве инструментария при оценке уровней стресса студентов-медиков

наиболее часто используются шкалы Perceived Stress Scale (PSS) (шкала

27 восприятия стресса) и the Depression, Anxiety and Stress Scale (DASS) (шкала депрессии, беспокойства и стресса). Исследователи (S.M. Willcock [et al.], 2004; E. Warnecke [et al.], 2011) отмечают, что заболеваемость студентов-медиков психическими расстройствами стремительно возрастает на старших курсах додипломного обучения вследствие выраженного психологического стресса.

Эта тенденция сохраняется и при прохождении последипломного обучения. E. Warnecke на основе оригинальных исследованийпредлагают внедрение программ тренировки памяти, которые позволят развивать стрессоустойчивость среди студентов-медиков. Это необходимо, так как уровни стресса, депрессии и страха среди студентов-медиков являются высокими.

Особенно это актуально, по данным исследования, для студентов-медиков старших курсов. При этом обучение студентов практикам психологической релаксации помогает существенно снизить уровень стресса (на 2,78-3,41 балл по шкале DASS) (D. Oman, 2008; E. Warnecke, 2011)

В итоге можно сказать, что в разных областях наук рассматривают данную тему, актуальность которой вряд ли возможно переоценить. Студент рассматривается, как одна из важнейших ступеней формирования здоровой и целостной личности и если в некоторых случаях не помочь,возможно не совсем стрессоустойчивым, то это может привести к формированию преждевременных проблем у человека в частности, и у человечества в глобальном рассмотрении проблемы.

В нашем исследовании мы планируем создать комплексную систему оценки устойчивости студентов-медиков к факторам стресса. Использование комплексной методики позволит вобрать все лучшее, что уже применяли исследователи, создать емкий и адекватный инструментарий для практического внедрения в нашем ВУЗе.

Литература

  1. Андреева А.А. Стрессоустойчивость как фактор развития позитивного отношения к учебной деятельности у студентов Дисс. на соиск…. канд. психол. наук, Тамбов, 2009 – 219с. Электронный ресурс Режим доступа: http://www.dissercat.com /content/stressoustoichivost-kak-faktor-razvitiya-pozitivnogo-otnosheniya-k-uchebnoi-deyatelnosti-u-s#ixzz3PIXxYlUw (дата обращения 18.01.15)

  2. Белова Е.А. Социально-перцептивная обусловленность структурно-динамических проявдений стресса в юношеских группах. Дисс. на соиск…. канд. психол. наук, Кострома, 2014 – 192с. Электронный ресурс Режим доступа: http://ksu.edu.ru/attachments/article /722/dissertacia_belovaEA.pdf (дата обращения 18.01.15)

3.Миронов С.В. Состояние здоровья российских и иностранных студентов медицинского вуза и пути улучшения их медицинского обслуживания. Дисс. на соиск…. канд. мед. наук, Москва, 2014 – 150с. Электронный ресурс Режим доступа: etess.ru/3meditsina/467580-1-sostoyanie-zdorovya-rossiyskih-inostrannih-studentov-medicinskogo-vuza-puti-uluchsheniya-medicinskogo-obsluzhivaniya.php (дата обращения 18.01.15)

4. Прохоров, А.О. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие для вузов (под ред. Прохорова А.О.) / А.О., Г.Ш. Габдреева . — СПб: Речь, 2004.-480 с.

5. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. М.: УРАО, 1997. - 304 с.

Просмотров работы: 1261