УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

Струкова Ю.Д. 1
1Институт экономики, управления и права (филиал) ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Малый бизнес на сегодняшний день является важным социальным, политическим и экономическим фактором, определяющим общее развитие всей экономики. Малое предпринимательство значимо не только из-за своей первостепенной задачи – повышения благосостояния отдельно взятых граждан, но и выполнения определенных функций в масштабах государства[10].

Роль малого бизнеса в экономике определяется целым рядом факторов:

Во-первых, малое предпринимательство, являясь основанием для формирования «среднего класса», способствует ослаблению социальной дифференциации, которая свойственна рыночной экономике. Во-вторых, как свидетельствует статистика, ежегодно 2/3 рабочих мест создаётся за счёт мелкого предпринимательства. В-третьих, малый бизнес отличается высокой эффективностью капиталовложений. К примеру, в американском малом бизнесе она почти в 9 раз выше, чем в сфере крупного предпринимательства. Можно учесть и то, что в последнее время в США почти 55% всех инноваций были созданы именно в малом бизнесе. В малых фирмах внедряется в 17 раз больше нововведений и разработок, чем в крупных предприятиях. В целом, на Западе на технологический сектор приходится до 60% от общего объёма малого бизнеса[1]. В-четвёртых, известно, что малый бизнес зарабатывает больше крупного, с каждого вложенного доллара или евро его инвесторы получают больше доходов, чем инвесторы крупных производителей. Даже в условиях экономического кризиса в Германии малое предпринимательство оказалось прибыльным (в 2009 году рост составил 1%). Причём, как писала Deutsche Welle, наиболее успешными были фирмы с числом сотрудников не более 10 человек[3]. В-пятых, способность малых предприятий к изменениям. Ведя бесконечную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и быстро откликаться на изменение рыночной конъюнктуры. В-шестых, глубокая специализация и востребованность услуг малого бизнеса, без чего сегодня немыслима высокая эффективность. Малый бизнес обладает способностью производить востребованные товары, удовлетворять потребности в дефицитных услугах, изготавливать штучную продукцию по требованиям заказчика. Кроме того, такой бизнес сравнительно быстро окупается, даёт возможность начать бизнес с малым стартовым капиталом. Самым ярким примером может послужить компания «Макдональдс», выросшая из дешёвой закусочной братьев Макдональдс, позволившей клиенту перекусить, не выходя из машины. Или, например, история создания Apple, Hewlett Packard, Microsoft, Dell, Google и т. п.

Ссылаясь на данные и статистику Федеральной налоговой службы России, можно отметить, что с 2005 года число зарегистрированных индивидуальных предпринимателей и фермеров в России начинает расти и достигает своего пика в 2011 году[12]. С 2005 по 2012-2013 гг. зарегистрированных ИП увеличилось в 1,9 раз, а число фермеров за период 2005-2011 – в 3,3 раза. (Рис. 1)

Рис. 1. Динамика изменения зарегистрированных ИП и фермеров в России с 2005 по 2013 гг.

Далее началось резкое сокращение ИП и фермеров. Всего, за период с 1 ноября 2012 года по 1 октября 2013 года прекратили свою деятельность 943 457 ранее зарегистрированных индивидуальных предпринимателей и 36 305 фермеров. Так же сократилось число желающих стать предпринимателями. За 9 месяцев 2013 года решились начать свой бизнес на 141 762 человека (31,77%) меньше, чем в предыдущем аналогичном периоде. Одной из причин такого резкого сокращения явился принятый 3 декабря 2012 года Федеральный закон № 243-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования", который существенно увеличил страховые выплаты для индивидуальных предпринимателей.

Число малых предприятий по состоянию на декабрь 2013 года так же сократилось в 1,03 раза по сравнению с 2012 годом, о чем свидетельствует Федеральная государственная служба статистики РФ. (Рис. 2)

Рис. 2. Число зарегистрированных малых предприятий с 2011 по 2013 гг., ед.

В целом, число малых предприятий и индивидуальных предпринимателей и фермеров с 2013 года имеет тенденцию к сокращению.

На сегодняшний день в России существует ряд проблем, мешающих развитию и процветанию малого предпринимательства в нашей стране. По данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства, Россия намного уступает развитым странам по показателям развития малого бизнеса [9] (Рис. 3).

Рис. 3. Доля малого бизнеса в различных странах за 2013г.

К основным проблемам, не дающим малому бизнесу должным образом развиваться, можно отнести:

  1. Невосприимчивость к инновациям. На сегодняшний день в России инновационная активность малых предприятий не соответствует требованиям современной экономики. По данным Центра экономической конъюнктуры при Правительстве РФ, в России различными видами инновационной деятельности занимаются менее 25% предприятий, когда как в США до 50% [1]. Одной из причин такой проблемы является то, что внедрение инноваций в производство требует больших капиталовложений, а у предпринимателей малых фирм попросту не хватает средств для таких инвестиций[4].

  2. Низкий процент венчурной специализации. В России основным видом деятельности малого бизнеса является торговля и коммерция, а инновационное производство захватывает всего лишь около 6%, когда как в экономически развитых странах, около 25%.

  3. Низкая легитимность малого бизнеса, поскольку большой процент предприятий функционирует в сфере теневой экономики. Как считает заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Игорь Руденский - за счёт создания условий для выхода из тени нелегальных предпринимателей можно увеличить долю малого бизнеса в ВВП РФ до 50%, вместо нынешних 19% [5].

  4. Постоянная нехватка финансирования. Малый бизнес в России характеризуется острой нехваткой финансирования из-за малой величины индивидуального капитала, следовательно, появляется потребность в кредите. Банки в большинстве случаев опасаются выдавать кредиты мелким предпринимателям и поэтому процентные ставки на услуги кредитовании малого бизнеса значительно выше, нежели ставки среднего или крупного бизнеса. Проблема в том, что в России отсутствуют специальные банки для обслуживания малого бизнеса[2].

  5. Неустойчивость малого бизнеса. Из предыдущей проблемы вытекает следующая: нестабильность малого бизнеса в результате нехватки финансирования, жесткой конкурентной борьбы и части внешних факторов. Почти каждый четвертый представитель малого бизнеса в России становится в итоге банкротом, или, по крайней мере, ликвидирует свою деятельность.

  6. Высокая налоговая нагрузка. Помимо того, что в России довольно крупные размеры взимаемых налогов для предпринимателей, что в основном является следствием ухода в теневую экономику (к примеру, налог на прибыль в России составляет 20%, тогда как в США – 7%, а в Японии вообще 5%), налогообложение само по себе имеет ряд серьезных проблем[7]:

  • неразвитость механизмов налогообложения и перераспределения налогов;

  • постоянно изменяющееся налоговое законодательство;

  • сложность и нечеткость принимаемых законов в области налогообложения;

  • неразвитый сервис организации работы налоговых ведомств.

На данный момент, помимо единого налога на вмененный доход и единого сельскохозяйственного налога, предпринимателю предоставляется возможность перейти на упрощенную систему налогообложения (УПС). Хотя предприятие и освобождается от ряда таких налогов, как НДС, налога на прибыль и на имущество, на замену приходят другие существенные ограничения: невозможность заниматься определенными видами деятельности, количественные ограничения работников, а такое условие, как запрет на открытие филиалов и представительств, что в свою очередь сильно ограничивает перспективы расширения бизнеса [6].

7. Арендная плата, размер которой не ограничен законодательством. То есть арендодатели вправе постоянно повышать плату за свое помещение. Если, к примеру, для крупных торговых точек, открывающих свои магазины в торговых центрах, куда ходит большая часть населения - эта проблема не очень весомая, то для мелкого предпринимателя, чей доход невелик – это очень важный аспект.

8. Неразвитая правовая система. Негативные явления в малом бизнесе в основном связаны с неразвитостью правовой системы и слабой защищенностью предпринимателя. К недостаткам правовой системы можно отнести:

  • отсутствие единого законодательства, к которому можно было бы обращаться предпринимателям;

  • несогласованность, «нестыковка» элементов программ, в частности аналитических разделов и блока практических мер;

  • чрезмерно сложная и постоянно меняющаяся налоговая система;

  • изменчивость законодательной базы и отсутствие единого механизма поддержки малых предприятий.

9. Невысокая степень адаптированности системы образования. Проблема в низком уровне знаний, необходимых при построении бизнес-процессов и в высокой и не всегда адекватной стоимости обучения предпринимателей и персонала. К примеру, во всех развитых странах существуют программы обучения бизнесу. В Германии финансово поддерживается студенческое предпринимательство. Во многих странах предлагают простые краткосрочные курсы по маркетингу, менеджменту, управлению персоналом и т.п., чаще всего бесплатно или за довольно невысокую плату. А в японских университетах существуют специальные курсы, посвященные управлению малыми компаниями.

10. Низкая платежеспособность населения. Еще одной проблемой, сказывающейся на малом бизнесе, можно назвать низкую платежеспособность населения, что сказывается на объеме продаж.

11. Проблематичность регистрации бизнеса. В среднем, если смотреть по всей России, для регистрации бизнеса требуется пройти около девяти операций, которые занимают примерно 23 дня (зависит от местного законодательства). Если брать для сравнения Испанию, то там предприниматель получает подтверждение уже спустя сутки после подачи документов.

12. Не развитая культура страхования. Каждый пятый предприниматель не видит необходимости для сотрудничества со страховой компанией [7]. В основном причиной для такого сотрудничества является обязательное страхование, а обращение компаний к страховщикам по собственной инициативе происходит в несколько раз реже.

На конференции в Берлине Андрей Белоусов, бывший министр экономического развития, прокомментировал отдельные моменты правительственной программы на 2013-2016 гг. По его словам, в ближайшие три года из государственного бюджета будет выделено более 60 млрд. рублей на развитие малого предпринимательства в России. Ежегодно на достижение поставленных целей будет расходоваться более 20 млрд. рублей. Андрей Белоусов заявил, что названные суммы являются прямой формой поддержки малого бизнеса без учёта системы гарантирования и банковской поддержки.

Важнейшим направлением государственной политики в настоящее время является инновационный путь развития экономики, содействие в решении проблем его финансирования. Этот путь нуждается в срочном и эффективном создании соответствующей инфраструктуры, в том числе сети специализированных инновационных фондов и фондов венчурного капитала для малых предприятий, использующих в своем производстве высокотехнологические инновационные разработки. Большие объёмы денежных средств будут направлены на субсидирование расходов по проектам в инновационной сфере и по лизингу оборудования.

Также основными направлениями государственной поддержки малого бизнеса будет являться:

  • активное содействие развитию молодёжного предпринимательства;

  • помощь субъектам предпринимательства, которые осуществляют внешнеэкономическую деятельность;

  • участие в подготовке квалифицированных специалистов для среднего/малого предпринимательства;

  • поддержка субъектов малого предпринимательства с помощью муниципальных программ развития.

  • привлечение частных, в том числе иностранных, кредитов под государственные гарантии, а также трансформация сбережений граждан в инвестиции при условии корректировки налогового законодательства (уменьшение ставки налога на доходы физических лиц на сумму средств, направляемых в инвестиции);

  • отмена всех существующих налоговых льгот, которые потворствуют нецелевому использованию средств и снижают ответственность за результаты хозяйственной деятельности, и увеличение за счет этого бюджетных фондов инвестиционной поддержки малых предприятий;

  • переход к экономическим (коммерческим) механизмам распределения средств федерального бюджета путем создания гарантийных фондов кредитования и финансового лизинга.

Что касается «серой» структуры работы многих частных предприятий, у которых нет возможности воспользоваться программами господдержки малого бизнеса, то государство намерено вывести их из тени с помощью введения системы патента. Патент – специальный документ, который дает право предпринимателям на осуществление определенной деятельности в течение определённого периода времени.

Хотелось бы также отметить основные способы и меры поддержки малого предпринимательства за рубежом. В последние десятилетия в развитых странах популярна так называемая «японская модель» взаимодействия между малым и крупным бизнесом. Данная модель подразумевает создание вокруг крупного предприятия множество мелких фирм и компаний, которые являются его поставщиками комплектующих, обеспечивают ремонтные услуги, отвечают за рекламу и пр. Опыт практически всех развитых стран показывает, что малый бизнес функционирует наиболее эффективно под патронажем крупного[8].

Далее, в США, к примеру, существует Администрация по делам малого бизнеса (АМБ), деятельность которой направлена на реализацию стратегических целей развития малого и среднего предпринимательства. В структуру АМБ входит два независимых управления – Адвокатура малого бизнеса и Генеральная инспекция, 20 департаментов и отделов, 115 представительств, расположенных в каждом штате и крупном городе. В России также существуют департаменты по поддержки малого бизнеса, но они есть не в каждом даже крупном городе. К сожалению, нет единого центра по поддержке малого бизнеса.

Очень разумным решением правительства США было открытие в 2004 году специального портала в интернете, через который малый бизнес получил возможность оперативно взаимодействовать с государственными органами и властными структурами в режиме on-line. Данный портал обеспечивает бесплатное обслуживание субъектов малого и среднего предпринимательства по следующим направлениям:

- поиск инвесторов для малого и среднего предпринимательства (МСП);

- информация о возможностях взаимодействия малых, средних и крупных предприятий;

- проведение маркетинговых исследований для поиска и размещения государственных, региональных и частных заказов на поставки и закупки продукции или услуг МСП и т.д.

Западные страны гарантируют помощь малому бизнесу в получении государственных заказов. К примеру, США уже давно 23% заказов госбюджета непременно достаётся малому бизнесу. В кризис администрация Обамы увеличила эту долю до 26% всех госзакупок. Более того, если заказ слишком крупный для этого бизнеса, конгресс дробит его на части. Кроме того, в Америке крупные предприятия обязаны размещать в малом бизнесе до 20% оборонных заказов [1]. На западе очень дешёвые кредиты для малого бизнеса. Например, в США льготный кредит для малого бизнеса составляет 9% годовых. В Германии – 4-6% годовых [8].

Что касается налоговых льгот, то одной из самых лучших государственных поддержек стартового бизнеса в Европе считается немецкая. Так, например, в Германии первые два года существования малое предприятие освобождается от всех выплат (в Испании – на 5 лет), в кризис налог на прибыль снизили с 39% до менее чем 30%, уменьшили отчисления в фонды соцстрахования (взнос по безработице – с 6,5% до 3,3%). Во Франции созданные малые предприятия на 2 года освобождаются от налога на акционерные общества и от местных налогов, снижаются другие налоги, для предпринимателей, работающих в депрессивных зонах, отменены выплаты в фонды социального обеспечения, иногда им даже выплачиваются подъёмные. В США малые предприятия, имеющие статус юридического лица и принадлежащие физическим лицам, уплачивают налог на доходы в 19% (стандартная ставка – 33%). Что касается России, то неоправданно высокое налогообложение буквально «убивает» малое предпринимательство, порой оставляя бизнесу не более 10% полученной прибыли [6].

На западе существуют финансовые гарантии малому бизнесу. В Германии государственный банк выдаёт бизнесу льготные кредиты, причём половину коммерческого риска берёт на себя государство. Частичный возврат вкладов кредиторам гарантируют и в США. Если брать во внимание юридическая помощь, то, к примеру, в США действует специальный адвокатский отдел, который защищает малый бизнес не только в суде, но и в конгрессе. А в Великобритании малый бизнес получает приличную материальную помощь на покрытие затрат в судебной тяжбе с налоговой инспекцией, НДС инспекцией по поводу защиты здоровья работников компании, при возникновении уголовной ответственности и т.д. [1].

По-моему мнению, российскому государству для развития малого бизнеса в первую очередь необходимо наладить правовую систему. Если эта проблема будет устранена, частично разрешаться другие, например низкая легитимность бизнеса, так как большой процент предприятий функционирует в сфере теневой экономики. Одной из причин ухода мелких предприятий в тень - неспособность государства обеспечить безопасность от криминальных структур и несовершенство налогообложения. Второй главной проблемой, из которой вытекают следующие – это постоянная нехватка финансирования. Государство должно создать специальные банки для обслуживания малого бизнеса с доступными процентными ставками на услуги кредитования. Это разрешит такие проблемы как неустойчивость малого бизнеса в результате нехватки финансирования, повысит процент венчурной специализации и наладит инновационную активность малых предприятий.

Чтобы поддерживать развитие малого бизнеса на достаточном уровне необходимо повысить степень адаптированности системы образования. Проблема в низком уровне знаний, необходимых при построении бизнес-процессов и в высокой и не всегда адекватной стоимости обучения предпринимателей и персонала. По моему мнению, государство должно финансово поддерживать программы обучения грамотному ведению бизнеса.

Подводя итог, можно сказать, что и развитые страны также сталкиваются с еобходимостью решения множества проблем, поэтому полностью перенимать зарубежные способы поддержки малого бизнеса будет неразумно. Нужно создать свои меры и способы, которые будут подходить именно нашему государственному устройству, и будут полностью соответствовать требованиям для развития российского малого бизнеса.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. Александрин Ю.Н. Институты и инструментарий формирования эффективной системы государственного стимулирования малого бизнеса: опыт США // Общество: политика, экономика, право. – 2012. – №1. – с.101-146.

  2. Бармина С.В., Проблемы финансово-кредитной поддержки малого бизнеса / Бармина С.В., Копман В.А. // СТЭЖ. – 2010. – №10. – с.15-21.

  3. Бокарева В.Б. Поддержка малого бизнеса: отечественный и зарубежный опыт // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. – 2011. – №3. – с.24-78.

  4. Гамидуллаев, Р.Б. Анализ механизмов государственной поддержки малого инновационного предпринимательства // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. – 2012. – №28. – с.295.

  5. Гармаш, А. М. Низкий уровень предпринимательской культуры как одна из причин предпринимательской преступности [Текст] /А. М. Гармаш //Пробелы в российском законодательстве. – 2012. – № 5. – с. 143-146.

  6. Митрофанова И. А. Налогообложение малого предпринимательства в России и за рубежом: реалии и прогнозы [Текст] / И. А. Митрофанова, А. А. Эрентраут // Молодой ученый. — 2012. — №1. Т.1. — С. 130-135.

  7. Мухаметлатыпов Р.Ф. Современное состояние малого предпринимательства в России [Текст] / Р. Ф. Мухаметлатыпов, Р. Р. Дадаханова // Молодой ученый. — 2013. — №5. — с. 359-360.

  8. Как развивается малый бизнес за рубежом? [Электронный ресурс] // Торгово-промышленная палата Российской Федерации. – Режим доступа: http://www.tpp-inform.ru/news/913.html

  9. Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства [Электронный ресурс] / Интернет-портал – Режим доступа: http://nisse.ru/business/article/article_2053.html

  10. Роль малого бизнеса в экономике страны [Электронный ресурс] // Студенческая библиотека. – 2012. – Режим доступа: http://studlib.com/content/view/3024/429

  11. Федеральная служба государственной статистики РФ [Электронный ресурс] / Интернет-портал – Режим доступа: http://www.gks.ru/

  12. Федеральная налоговая служба РФ [Электронный ресурс] / Интернет-портал – Режим доступа: http://www.nalog.ru/

Просмотров работы: 9641