Маски воплощают представления о природе и человеке, религиозные идеи, бытовавшие у народов всего мира. Известны они и у народов Севера Дальнего Востока России - коряков, чукчей и эскимосов. Коллекции масок этих народов хранятся в различных музеях России и США, что делает возможным тщательное изучение имеющихся источников для восстановления особенностей материальной и духовной культуры народов Дальнего Востока России.
В данном исследовании рассматриваются маски эскимосов - коренного населения территории от Гренландии и Нунавута (Канада) до Аляски (США) и восточной Чукотки (Россия).
В 1967 году на Чукотском полуострове советским археологом Д.А. Сергеевым в Эквенском эскимосском могильнике была найдена хорошо сохранившаяся деревянная антропоморфная маска, представляющая исключительный интерес как первая находка такого рода на Крайнем Севере [Алексеев, Гамбург, Сергеев, 1971, с. 223, 224]. Возможно, маска надевалась во время праздников, танцев или пантомим, подобно позднейшим маскам алеутов и аляскинских эскимосов [Мир арктических зверобоев, 2007, с.29]. В 1970 году в размытых морем древних эскимосских землянках в п. Яндогай (Чукотка) была обнаружена фрагментированная деревянная танцевальная маска [Там же].
По данным этнографии в XVIII и XIX веках у эскимосов существовало множество ритуальных праздников, и ни один из них не обходился без танца. Для подобного действа специально готовили наряд – искусно шили парки из кишок морских животных, на руки надевали перчатки с бахромой из птичьих клювов, жезлы, браслеты и трещотки украшали перьями, обязательно брали маски – непременный атрибут танца [Солдаткин Е., 1993].
Известно, что еще в 1930-х годах маски изготовлялись азиатскими эскимосами. Шили их из кожи нерпы и украшали султаном из белого медвежьего меха. Надевал такую маску кто-либо из мужчин, присутствовавших на празднике хозяина моря Касака, Кита «Полья» и всех морских животных, посылающего людям добычу [Эскимосы…]. Эскимосскую шаманскую маску, изображавшую «Касака», надевали во время камлания, когда шаман просил хозяина животных о ниспослании хорошей охоты [Иванов С.В., 1975]
Использовались маски и в качестве амулетов. Так, эскимосы мыса Барроу возили в своих лодках антропоморфные маски с привязанными к ним сухожильными веревочками маленькими деревянными изображениями китов. Они верили, что эти амулеты «помогают» им в охоте на китов и отказывались продать их американцам [Ляпунова, 1967, с. 38-54].
Иногда маску заменяла раскраска лица. Приморские чукчи и азиатские эскимосы на празднике кита разрисовывали себе лицо сажей, изображая на нем фигурку кита или его хвост, а к передней части налобной повязки прикрепляли пучок шерсти, имитирующий фонтан. Так поступали все принимавшие участие в празднике. Это пример массовой маскировки.
Кожаных масок, связанных с праздником чукотского Кереткуна и эскимосского Касака, в наших музеях пока не обнаружено. Некоторое представление об эскимосских масках дают коллекции с Северо-Западного побережья США, где представлены антропоморфные и зооморфные маски, использовавшиеся в XIX - начале XX века. Маски изготавливались очень реалистично, в основном из дерева, имели зубы из клыка моржа, растительность на лице изображалась черной краской, щеки – красной [Native American Masks…].
Кроме масок, скрывающих лицо человека, у эскимосов существовали еще пальцевидные маски [Солдаткин Е., 1993]. Археологические исследования подтверждают, что появились они в районах Берингова моря в XIX веке, одновременно с проникновением в эти районы купцов и появлением у эскимосов металлических режущих инструментов для обработки дерева – их покупали у торговцев в обмен на шкуры. Эти маски делали из дерева, обычно из плавника, в форме диска, реже – в форме квадрата с отверстием для пальца и непременно парами – на каждую руку. Искусство их изготовления была утрачено, и увидеть их можно только в музее. Есть они и в коллекции исследователя И.В. Нельсона, которая хранится в Музее естественной истории при Смитсоновском институте г. Вашингтон [Там же].
Имели место у эскимосов специальные защитные маски - снежные очки. В полярной тундре весной очень сильная инсоляция, усиливающая под действием белого снега. Одним из величайших изобретений культуры эскимосов стали защитные от солнца маски, которые в большом количестве находят сегодня археологи на эскимосских поселениях Эквен, Пайпельгак и др. [Мир арктических зверобоев…].
Исходя из анализа археологических и этнографических источников, можно отметить, что эскимосские маски представлены личинами, маскоидами, в том числе пальцевыми и очками; маски были как антропоморфные, так и зооморфные, изображавшие таких животных и птиц, как медведь, ворона, гусь и пр.; изготавливались маски из дерева, моржового клыка, китового уса, оленьего рога, украшались мехом, декорировались красками в основном черного и красного цветов; использовались маски во время охоты (очки), ритуальных обрядов, праздников.
Библиография
Источники
1. Мир арктических зверобоев. Шаги в непознанное: каталог выставки. – Москва-Анадырь, 2007. –215 с.
2. Native American Masks of the Northwest Coast and Alaska [Электронный ресурс]. – Режим доступа: natural-history.uoregon.edu/collections/web-galleries/masks-image-index/
Литература
3. Алексеев В.П. Работы на Крайнем Северо-Востоке Азии [Электронный ресурс] / В.П. Алексеев, Б.З. Гамбург, Д.А. Сергеев // Археологические открытия 1970 г. – М., 1971. – С. 223, 224. – Режим доступа: http: / /kronk.spb. ru/library/ao-1970-1971-180-224.htm#223a.
4.Иванов С.В. Маски народов Сибири. Л., 1975. [Электронный ресурс] URL: http://squadette.ru/maski/index0.html.
5. Ляпунова Р.Г. Зооморфная скульптура алеутов. Культура и быт народов Америки [Электронный ресурс]. – Л., 1967. – С. 38–54. – Режим доступа: www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/08/08_03/mae_xxiv/.
6. Солдаткин Е. Маски эскимосов // Северные просторы. – 1993. – № 1, 2.
7. Эскимосы. Северная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.emaproject.com/north_article.html?id=7807.