Профессиональная подготовка будущих психологов невозможно без развития у студентов умений объективно объяснить свои мысли и поступки (рефлексию) с позиций их будущей профессиональной деятельности.
Рефлексия, как подчеркивают все исследователи данного феномена, способствуют более высокому достижению личностью в собственном развитии и совершенствовании окружающего мира. В современных разработках проблема рефлексии рассматривается, по крайней мере, в трех направлениях: при изучении мышления, самосознания личности, а также процессов коммуникации и кооперации (совместных действий и их координации). Все эти контексты в их сложности переплетены отражены в научных исследованиях разных авторов, что приводит к многозначности трактовок понятия «рефлексия» и многоплановости понимания самого явления. Изучение рефлексии при решении разного рода мыслительных задач направлено на выявление условий и осознания оснований системы собственных знаний и мышления.
Рефлексия, обеспечивающая адаптивность студента к новым условиям деятельности, демонстрирует, что рефлексивная функция возникает и реализуется в любой деятельности, когда возникает какое-либо затруднение. При этом она используется для реконструкции появившегося затруднения и обнаружения его причин. Иными словами, рефлексия служит совершенствованию различных видов деятельности, которые могут быть поставлены под контроль сознания. Субъект может не только делать, но и знать, как он это делает.
Именно спецкурс по развитию профессиональной рефлексии может обеспечить развитие профессиональной компетентности через рефлексивное осознание студентом-психологом при совместной деятельности с преподавателем.
Цель спецкурса «Развитие профессиональной рефлексии» состоит в осознании необходимости и овладении будущими специалистами психологами в овладении технологией развития профессиональной рефлексии, обеспечивающей эффективность профессиональной деятельности, профессионально-личностный рост и творческий подход к работе. Спецкурс построен таким образом, где каждый студент помимо овладения теоретическими знаниями осуществляет исследовательскую деятельность, направленную на осознание сущности феномена рефлексии, учиться наблюдать, анализировать и прогнозировать оптимальное поведение программы поведения. На занятиях каждый студент ощущает радость собственного открытия, свою значимость и уважение неповторимости другого.
Обучение в спецкурсе будет тем успешнее, чем полнее каждый студент будет выполнять предлагаемые задания по-своему, исходя из своих знаний, умений, жизненного опыта, интересов и способностей. Осмысление себя как личности, развитие ориентации на познание и принятие другого человека как ценности в условиях специального рефлексивного спецкурса получает импульс к дальнейшему совершенствованию рефлексии, как профессионально значимой способности. В основу спецкурса положен принцип поэтапного развития профессиональной рефлексии и постепенности в более глубоком понимании каждым участником себя. Каждое занятие логически продолжает предыдущую. Основными методами являются: групповая дискуссия, позволяющая сопоставить противоположные позиции, увидеть проблему с разных сторон, уточнить взаимные позиции, развивающие слушать и взаимодействовать; анализ ситуаций, стимулирующий обращение к опыту других, стремление к приобретению теоретических знаний для получения ответов на обсуждаемые вопросы. Наряду с основными методами используем рисование, «обратную связь», и другие дополнительные методы. И обязательно для хода каждого занятия включение студентов в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов, миропонимания.
Профессиональный интерес к данной теме выводит на необходимость исследования влияния спецкурсов на развитие рефлексии студентов.
На занятиях обязательным заключительным этапом является этап рефлексии. Здесь мышление студента направляется на предыдущие этапы, на качество их реализации, на впечатления, которые студенты назвали, на собственное отношение к ним и к заданию в целом.
Наш опыт анализа рефлексии в спецкурсах показал, что факторы, повышающие уровень учебной мотивации будущих психологов, следующие: профессиональная направленность заданий для будущих психологов; наличие в ряде случаев возможности выбора какого-то одного задания из ряда предложенных; культивирование научного стиля мышления; переживание успеха в ходе выполнения творческих заданий; также некоторые студенты проявляют так называемую «надситуативную активность» (В.А. Петровский), используя по своей инициативе дополнительные методики, внося частные усовершенствования, в оформлении работы.
Рефлексия организаций умственной активности студентов может координироваться следующими вопросами:
- Какие наиболее важные сведения я получил (а) на занятии?
- Какой важный опыт мною приобретен?
- Какие трудности и чувства возникли в процессе работы над заданиями?
- Если что-то не понравилось, постарайтесь поточнее сформулировать, что именно.
- Какие пути преодоления собственных недостатков я могу наметить, насколько они психологически обоснованы?
- Как часто Вы задумываетесь о своих делах и их влиянии на других людей ? Почему ?
Критериями оценки результативности технологии спецкурсов являются: овладение студентами общеинтеллектуальными способами деятельности; развитие способности к рефлексии; развитие коммуникативной культуры студентов, умениями определять цель, задачи и методы развития профессиональной рефлексии; умениями осуществлять перенос полученных знаний в практику работы собственной практической деятельности.
ЛИТЕРАТУРА:1. Вульфов Б.З., Харькин В.Н., Педагогика рефлексии. ИЧП «Издательство Магистр», М., 1995, 111 с.
2. Метаева В.А. Рефлексия и её роль в преодолении профессиональных затруднений педагога. Дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, - 1996, - 140 с.
3. Смолева Т.О. Развитие педагогической рефлексии как профессионального качества // Теория и практика становления специалиста начального образования: Матер. Научн.-практ. Конф. – Иркутск: ИГПУ, 2000
4. Смолева Т.О. Развитие педагогической рефлексии. Учебное пособие, Иркутск, ИГПУ, 2005, - 21 с.