ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ДОУ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ДОУ

Григорьева О.Д. 1
1Адыгейский государственный университет, факультет педагогики и психологии
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Обеспечение высокого качества российского образования, которое не сводится только к обучаемости детей, набору знаний и навыков, но связывается с воспитанием, понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность» является приоритетной целью модернизации образования. Соответственно сфера ответственности системы психолого-педагогического сопровождения и психолого-педагогической поддержки не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в воспитании и развитии, но должна включать в себя задачи обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья детей.

Процесс модернизации образования выдвигает вопросы разработки инновационных психолого-педагогических технологий и насыщения традиционных форм и методов воспитания и обучения продуктивным практико-ориентированным содержанием. При реформировании общества изменяется и человек; причем это касается всех возрастных периодов, в том числе и дошкольного детства. Происходящие изменения, среди которых Д.И. Фельдштейн отмечает, изменение восприятия, ритмов и скорости овладения информацией, мотивационной и эмоционально-волевой сфер, структуры отношений между поколениями, многих норм и принципов поведения, находят очевидное отражение в развитии дошкольников.

В условиях нестабильности социальных процессов, отражающихся на положении каждой семьи, нарастают, с одной стороны, тревожность и агрессивность детей, а с другой - пассивность и запуганность, которые оказывают деструктивное влияние на их эмоциональное состояние и препятствуют нормальным адаптационным процессам в микросоциуме.

К приоритетным, как указано в Концепции модернизации российского образования до 2010 г., задачам формирования у подрастающего поколения гражданственности, правового сознания, духовности и общей культуры относятся:

- вопросы формирования способности к сотрудничеству, коммуникабельности и толерантности;

– защита прав личности ребенка, обеспечение его психологической и физической безопасности, психолого-педагогическая поддержка и содействие ребенку в проблемных ситуациях;

– квалифицированная комплексная диагностика возможностей и способностей ребенка, начиная с раннего возраста;

– реализация программ преодоления трудностей в развитии;

– психологическая помощь семьям детей групп особого внимания и др.

Поставленные задачи должны получить отражение и в новых образовательных технологиях, ориентированных на социальную адаптацию дошкольников и выявление наиболее эффективных факторов и педагогических условий, способствующих ее успешному осуществлению.

Современные условия жизни семьи и образовательных учреждений, актуализирующие для большинства членов общества, независимо от их возраста, проблему выживания, оказывают существенное влияние на развивающуюся личность ребенка. Это влияние опосредствуется в ребенке внутренними условиями психического развития, к которым, прежде всего, следует отнести особенности самой его личности. К ним, в частности, относятся психические механизмы отражения трудностей жизнедеятельности, с которыми связаны ожидание и предвосхищение жизненных проблем, их оценка и сопоставление с собственными возможностями их преодоления, эмоциональные переживания трудных для него событий жизни, а также оценка их последствии (эмоциональная сфера личности).

Степень выраженности указанных отклонений зависит от состояния здоровья ребенка и его индивидуальных особенностей. К сожалению, в настоящее время педагоги и родители к адаптации детей к детскому саду относятся недостаточно серьезно, как к чему-то само собой разумеющемуся. На самом деле характер адаптации ребенка раннего возраста является прогностическим тестом для характеристики динамики состояния его здоровья в процессе адаптации не только к детскому саду, но и к школе. Поэтому решение вопросов, связанных с сохранением здоровья детей в период адаптации к детскому саду, является одной из первостепенных задач, стоящих перед ДОУ и родителями.

Основой нашего исследования являются работы, отражающие процессы адаптации ребенка к социуму (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, В.В. Давыдов и др.)

Нами также рассмотрены исследования по теории развития и формирования эмоций в детском возрасте (Ф.Е. Василюк, В.К. Вилюнас, Н.Я. Грот, Б.И. Додонов, А.И. Захаров, Н.Н. Ланге, Н.Д. Левитов, Д.В. Никифоров, П.П. Симонов, П.М. Якобсон и др.).

В теории и практике отечественного образования выявляются возможности новых образовательных технологий, в частности технологии психолого-педагогической поддержки (О.С. Газман, Т.В. Анохина, Е.А. Александрова, О.М. Кодатенко, Г.И. Рогалева, Г.Ю. Ульянова, М.В. Алешина и др.), под которой понимается психолого-педагогическая деятельность, обеспечивающая раскрытие личностного потенциала, включая помощь в преодолении социальных, психологических и личностных трудностей. Психолого-педагогическая поддержка как новая образовательная система выступает культуросообразным, гуманным методом воспитания личности в современных условиях.

Одной из основных функций психолого-педагогической поддержки является помощь ребенку в становлении его как личности, признание его уникальности, индивидуальности, раскрытие и поддержка его актуальных и потенциальных возможностей, создание условий для их максимальной реализации.

Понятие «адаптация» пришло в психологию из физиологии, где оно означает стремление организма к достижению равновесия с внешней средой. В психологической науке в самом общем виде адаптацию определяют как процесс взаимодействия двух переменных: потребностей живого организма и особенностей среды его обитания

Адаптационный синдром (от греч. additio - стечение) - совокупность адаптационных реакций организма человека и животных, носящих общий защитный характер и возникающих в ответ на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия (стрессоры). Функциональное состояние, развивающееся под действием стрессоров, называется стрессом. Понятие «адаптационный синдром» было предложено в 1936 г. канадским физиологом Г. Селье. В развитии адаптационного синдрома выделяют три стадии:

- стадия тревоги продолжается от нескольких часов до двух суток и включает фазы шока и противошока, на последней из которых происходит мобилизация защитных реакции организма;

- стадия сопротивляемости характеризуется повышением устойчивости организма к различным воздействиям;

- далее наступает либо стабилизация состояния и выздоровление, либо стадия истощения, которая может окончиться гибелью организма.

Адаптация (от лат. adapto - приспособляю) - приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Процессы адаптации направлены на сохранение гомеостаза. Адаптация - одно из центральных понятий биологии, широко применяется как теоретическое понятие в тех психологических концепциях, которые, подобно гештальтпсихологии и теории интеллектуального развития, разработанной швейцарским психологом Ж. Пиаже, трактуют взаимоотношения индивида и его окружения как процессы гомеостатического уравновешивания. Изучение физиологических регуляторных механизмов адаптации, повышающих устойчивость организма к перепадам температуры, недостатку кислорода, изменению барометрического давления и другим неблагоприятным факторам, имеет большое значение для решения прикладных проблем психофизиологии, медицинской психологии, эргономики и других разделов психологии. Адаптационные реакции организма на неблагоприятные воздействия значительной интенсивности имеют ряд общих черт и называются адаптационным синдромом. Иногда выделяют различные фазы процессов адаптации к необычным экстремальным условиям (например, фазу первоначальной декомпенсации и последующие фазы частичной, а затем и полной компенсации). Изменения, сопровождающие адаптацию, затрагивают все уровни организма: от молекулярного до психологической регуляции деятельности. Решающую роль в успешности адаптации к экстремальным условиям играют процессы тренировки, функциональное, психическое и моральное состояние индивида [2].

Адаптация сенсорная – (от лат. sensus - чувство, ощущение) - приспособительное изменение чувствительности к интенсивности действующего на орган чувств раздражителя; может проявляться также в разнообразных субъективных эффектах. Адаптация сенсорная может достигаться за счет увеличения или уменьшения абсолютной чувствительности (например, зрительная темновая и световая, адаптация). Она характеризуется диапазоном изменения чувствительности, скоростью этого процесса, избирательностью (селективностью) изменений по отношению к адаптирующему воздействию [2]. Так, процессы зрительной адаптации частично избирательны по отношению к пространственной частоте и направлению движения раздражителя в поле зрения; процессы вкусовой адаптации избирательны по отношению к любому из видов солей, но не избирательны по отношению к различным видам кислот и т.д.

Физиологические изменения, лежащие в основе адаптации сенсорной, затрагивают как периферические, так и центральные звенья анализатора. Большое значение для исследований механизмов адаптации сенсорной и процессов восприятия вообще имеет сочетание нейрофизиологических и психофизических методов.

Адаптация социальная - постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды и результат этого процесса.

Соотношение этих компонентов, определяющее характер поведения, зависит от целей и ценностных ориентации индивида, возможностей их достижения в социальной среде. Несмотря на непрерывный характер адаптации социальной, ее обычно связывают с периодами кардинальной смены деятельности индивида и его социального окружения. Основные типы адаптационного процесса - тип, характеризующийся преобладанием активного воздействия на социальную среду, и тип, определяющийся пассивным, конформным принятием целей и ценностных ориентаций группы, формируются в зависимости от структуры потребностей и мотивов индивида. Важным аспектом адаптации социальной является принятие индивидом социальной роли. Этим обусловлено отнесение адаптации социальной к одному из основных социально-психологических механизмов социализации личности. Эффективность адаптации социальной в значительной степени зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушениям адаптации социальной, крайним выражением которых является аутизм. В западной психологии проблема адаптации социальной разрабатывается в рамках направления, возникшего на базе необихевиоризма и ответвлений психоаналитической психологии (психоанализ), связанных с культурной антропологией и психосоматической медициной. При этом главное внимание уделяется нарушениям адаптации (невротическим и психосоматическим расстройствам, алкоголизму, наркомании и т.п.) и способам их коррекции.

Адаптивность – неадаптивность - тенденции функционирования целеустремленной системы, определяющиеся соответствием (несоответствием) между ее целями и достигаемыми в ее деятельности результатам [1]. Адаптивность выражается в согласовании целей и результатов. Различия в трактовке целей функционирования системы обусловливают разные варианты возможной адаптивной направленности: гомеостатический вариант (адаптивный исход здесь состоит в достижении равновесия), гедонистический (адаптивный исход - наслаждение, избегание страдания), прагматический (адаптивный исход - практическая польза, успех) и т.п. В рамках анализа самодвижения деятельности преодолевается ограниченность представлений о человеке лишь как об адаптирующемся существе, вводится представление не только о негативном, но и, возможно, позитивном характере неадаптивности. Неадаптивность означает существование противоречивых отношений между целью и результатами функционирования целеустремленной системы: намерения человека не совпадают с деяниями, замыслы - с воплощением, побуждения к действию - с его итогами. Это противоречие неизбежно и неустранимо, но в нем - источник динамики деятельности, ее реализации и развития. Так, если цель не достигнута, оно побуждает продолжать деятельность в заданном направлении. Если же результат богаче исходных устремлений, то при участии механизмов рефлексии это противоречие стимулирует уже не продолжение, а развитие деятельности. Неадаптивность есть также и особый мотив, направляющий развитие личности и проявляющийся в надситуативной активности - в специфической привлекательности действий с заранее непредрешенным исходом. Предметом влечения становится граница между противоположными исходами действия, сама возможность взаимоисключающих исходов. Влечение к этой границе входит в состав сложных форм мотивации поведения:

- в сфере познания (здесь притягательна граница между известным и неизведанным);

- творчества (граница между возможным и невозможным);

- риска (граница между благополучием и угрозой существованию);

- игры (граница между воображаемым и реальным);

- доверительных контактов между людьми (граница между открытостью другим людям и защищенностью от них) и др. [1].

Неадаптивность может выступать и как дезадаптивность в случае неуспешности попыток индивида реализовать цель или в случае образования двух и более равно значимых целей, что может свидетельствовать о незрелости личности, невротических отклонениях, дисгармониях в сфере принятия решений или являться прямым результатом экстремальности ситуации. Понятие «психическая адаптация» является одним из центральных как в психологической, так и в социальной работе. Проблема адаптации ребенка к социуму - одна из самых важных в педагогике и психологии.

ЛИТЕРАТУРА

1.Петровский А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии.//Вопросы психологии. -1984.- №4.

2. Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического развития личности./Л.А. Петровская. – М., 2005.

Просмотров работы: 1512