Важнейшим фактором обеспечения высокого качества профессиональной подготовки выпускников вузов является активная учебная познавательная деятельность студентов.
В настоящее время учебный процесс в высшей школе постоянно совершенствуется. Сегодня стране нужны активные, творческие личности. Поэтому активизация познавательной деятельности сегодня актуальна.
Е.В. Крутых указывает, что с помощью активных методов преподаватель в учебном процессе может решать несколько задач: активизировать участие студентов разного уровня подготовки; организовать контроль процесса освоения материала студентами; управлять процессом обучения. При этом активные методы можно использовать на разных этапах обучения [3].
При помощи активных методов в учебный процесс вовлекаются все учащиеся. С их помощью повышается учебная мотивация студентов, закрепляются навыки. «Активные методы обучения позволяют успешно формировать способность адаптироваться в группе; умение устанавливать личные контакты; обмениваться информацией; готовность принять на себя ответственность за деятельность группы; способность выдвигать и формулировать идеи, проекты; готовность идти на оправданный риск и принимать нестандартные решения; умение избегать повторения ошибок и просчетов; Способность ясно и убедительно излагать свои мысли, быть немногословным, но понятным; способность предвидеть последствия предпринимаемых шагов; умение эффективно управлять своей деятельностью и временем» [2, С.1].
Успешность использования активных методов сегодня под пристальным вниманием исследователей-педагогов. Так, проведенное исследование в техническом вузе показало, что большая часть преподавателей охотно применяют активные методы, причем наибольшей популярностью у них пользуются дискуссии. Выбор преподавателем метода зависит в основном от мотивации учащихся. А у студентов при положительной мотивации повышается эффективность учебного процесса [4].
Существует достаточно много активных методов обучения. К ним относятся: метод мозгового штурма, фундаменталистский метод, кейс-стади метод, метод «грозди», метод «дерево решений», метод «сократический диалог», метод проекта, метод «займите позицию», метод «цепочки» и др. Но какой или какие методы бы ни использовал преподаватель, все они способствуют активной самостоятельной деятельности студентов, позволяют студентам активнее включиться в учебный процесс, вести себя более ответственно в своей ведущей деятельности [1].
А как результат – получить дополнительный опыт, научиться принимать решения и нести за себя ответственность.
Литература
1.Байтусова И.Е., Новохатская Е.Н., Тасбулатова Э.М. Активные методы обучения в высшей школе. URL.: http://www.rusnauka.com/32_DWS_2008/Pedagogica/36620.doc.htm (дата обращения: 11.12.2014 г.)
2.Гущин Ю. В. Интерактивные методы обучения в высшей школе //Психологический журнал. – 2012. - № 2. – С. 1-18. URL.: http://fgosvo.ru/uploadfiles/mnenie%20%20expertov/ 2012n2a1.pdf (дата обращения: 29.11.2014 г.)
3.Крутых Е.В. Психолого-педагогические условия активизации познавательной деятельности студентов /Социальная сфера общества: инновационные тенденции развития: сборник материалов Всероссийского Форума с международным участием «Социальная сфера общества: инновационные тенденции развития» (2 ноября 2010 г.); Институт экономики и управления в медицине и социальной сфере. – Краснодар: ИЭиУМиСС, 2010. – 352 с.
4.Крутых Е.В. Активные методы обучения в профессиональной подготовке будущих специалистов /Социальная сфера общества: инновационные тенденции развития: сборник материалов Международной научно-практической конференции «Социальная сфера общества: инновационные тенденции развития» (23 сентября 2011 г.); Институт экономики и управления в медицине и социальной сфере. – Краснодар: ИЭиУМиСС, 2011. – 336 с.