КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ» - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ»

Михайловская А.Е. 1
1Воронежский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Поступление в школу для многих детей – это эмоционально-стрессовая ситуация: включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития, изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. Но прежде всего возникают трудности в налаживании взаимоотношений с учителем и одноклассниками, что сопровождается низким уровнем овладения школьной программой. Поэтому, проблема развития межличностных отношений так актуальна на данный момент.

Младший школьник - это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном. Одним из эффективных методов решения проблем, младших школьников, является сказкотерапия. Ребенок, идентифицируя себя с героем сказки, в результате проигрывания его образа, учится разрешать конфликт, приобретая для себя новые возможности и способности. Метод сказкотерапии в психологии – один из самых древних. Анализом сказок занимались такие известные ученые, как Карл Густав Юнг, Зигмунд Фрейд, Эрик Берн, Ханс Дикманн и многие другие. В нашей стране первый Институт сказкотерапии был открыт в 1997 году в Санкт-Петербурге, его руководителем стала Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева.

По определению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой: «Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения. Так как сказки, в широком смысле, окружают человека всю его жизнь, то это направление не имеет возрастных ограничений» [4].

Знакомство со сказкой помогает ребёнку понять окружающую действительность. Любая сказка - это рассказ об отношениях между людьми, об основных законах, действующих в нашей жизни. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева отмечает, что принципы сказкотерапевтической псходиагностики, коррекции и развития близки к принципам гуманистической, позитивной терапии [4]. В сказкотерапии используются разнообразные жанры: притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, сказки, анекдоты. На занятиях по сказкотерапии дети отрабатывают навыки инициативности в общении, умении пристроиться к партнёру. С помощью сказок развивается более глубокое понимание себя, гибкость в общении, открытость, оптимизм. Сказкотерапия создаёт безопасную среду, в которой младшие школьники получают возможность раскрыть и исследовать свою личность, выявить и развить её ресурсы. Атмосфера волшебства и сказочности часто используемая в сказкотерапии позволяет выйти за искусственные рамки, расширить фокус внимания и арсенал возможностей. Это помогает увидеть другие возможные пути развития событий и решения жизненных проблем. Она позволяет исследовать и расшифровать смыслы легенд, мифов, былин и притч, но не только. [5].

Сказкотерапию называют воспитательной системой, которая сообразна духовному миру человека.

Главной задачей сказкотерапии является гармонизация внутреннего мира человека. Так же к задачам относятся:

  1. Снижение уровня тревожности и агрессивности у детей.

  2. Развития умения преодолевать трудности и страхи.

  3. Выявление и поддержка творческих способностей.

  4. Формирование навыков конструктивного выражения эмоций.

  5. Развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации [1].

Проанализировав психологическую, педагогическую, методическую литературу по теме проблемы, мною была разработана коррекционно-развивающая программа развития межличностного общения первоклассников «Путешествие по сказкам». В программе основным методом в работе с детьми, является сказкотерапия. Сказки, игры и упражнения, входящие в программу воздействуют на эмоционально-поведенческие проблемы детей, способствуют снижению уровня тревожности, оптимизируют формы общения детей со сверстниками, формируют более благоприятное отношение детей к себе.

Целью программы является: формирование межличностного общения первоклассников методом сказкотерапии.

Задачи программы:

  • сформировать у детей адекватные эмоциональные реакции в отношении себя, своих возможностей;

  • сформировать представления о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире;

  • сформировать опыт конструктивного взаимодействия со сверстниками;

  • обучить детей техникам общения со сверстниками;

Программа по формированию межличностного общения первоклассников рассчитана на 10 групповых занятий по 40 минут 2 раза в неделю и

включает в себя 3 цикла:

  • 1. Тайна моего «Я» (снижение тревожности, застенчивости, раскрытие своего «Я»). Целью этого цикла является: снижение тревожности и застенчивости младших школьников в групповой работе и раскрытие своего «Я». Задачи: - снизить тревожность и застенчивость во взаимодействии ребенка; развить в ребенке сознание своего «Я». Цикл состоит из 3 занятий: «Солнышко», «Роза и ромашка», «Разноцветная звезда».

  • 2. Мир эмоций и чувств (понимание чувств и эмоций другого человека). Цель: научиться понимать чувства и эмоции другого человека и управлять своими. Задачи: - научить понимать чувства и эмоции другого человека, - управлять своими эмоциями. Цикл включает в себя 3 занятия: «Страна чувств», «Волшебный камешек», «Слоненок, который боялся дружить».

  • 3. Я учусь дружить (формирование конструктивного взаимодействия со сверстниками.) Цель: развитие общения у первоклассников со сверсниками. Задачи: сформировать коммуникативно-речевые умения и потребность в общении, развить творческий потенциал. Цикл включает в себя 4 занятия: «Разговор по телефону», «Друзья», «Разноцветный слон», «Дружба и ее потеря».

Программа позволит первоклассникам сформировать адекватную оценку и усвоить эффективные поведенческие стратегии, с целью регуляции социальных отношений.

Таблица 1

Тематический план занятий

Тема

Содержание

Кол-во часов

Формы работы

Методическое обеспечение

1.Знакомство. «Солнышко».

Цель: Сформировать позитивное отношение к своему «Я» и взаимодействие с другими.

-Упражнение «Сказочный герой».

- Сказка «Солнышко»[8]

-Упражнение «Солнышко» .

-Упражнение «Домик».

40 мин

групповая

Карандаши цветные, листы бумаги , домик, кружки с изображениями эмоций.

2.«Роза и ромашка»

Цель: Сформировать у детей положительное отношение друг к другу.

-Упражнение «Сказочный герой»

-Сказка «Роза и ромашка»[10].

-Упражнение «Комплимент».

-Коммуникативная игра «Подари камешек».

-Релаксационная игра «На полянке»

-Упражнение «Домик».

40 мин

групповая

Разноцветные камешки, кружки с изображениями эмоций.

3.«Разноцветная звезда»

Цель: Сформировать у детей чувство собственной ценности и индивидуальности

-Упражнение «Сказочный герой»

-Сказка «Разноцвтная звезда»[3].

-Рисунок «Звездочки».

-Упражнение «Домик» .

40 мин

групповая

Белые звездочки, цветные карандаши, кружки с изображениями эмоций.

4.«Путешествие в страну чувств»

Цель: Развитие и гармонизация эмоциональной сферы детей

-Упражнение «Сказочный герой»

- Сказка «Страна чувств»[6].

-Драматизация сказки «Страна чувств»[6].

-Упражнение «Домик».

40 мин

групповая

Белые листы, карандаши цветные, кружки с изображениями эмоций.

5.«Волшебный камешек»

Коррекция агрессивного поведения; снятие нервно-психического напряжения.

-Упражнение «Сказочный герой»

- Сказка «Волшебный камешек»[11].

-Релаксационное упражнение «Волшебный камешек».

-Упражнение «Домик».

40 мин

групповая

Разноцветные камешки, кружки с изображениями эмоций.

6.«Слоненок, который боялся дружить»

Цель: Сформировать у детей понимание собственных чувств

-Упражнение «Сказочный герой»

- Сказка «Слоненок»[11].

-Драматизация сказки «Слоненок»[11].

-Упражнение «Домик».

40 мин

групповая

Шляпа, кружки с изображениями эмоций.

7.«Разговор по телефону»

Цель: Развитие у детей потребности общения и формирование коммуникативно-речевых умений

-Упражнение «Сказочный герой»

- Сказка «Разговор по телефону»[11].

-Упражнение «Примирение».

-Упражнение «Домик».

40 мин

групповая

Белые листы, карандаши цветные, кружки с изображениями эмоций.

8.«Друзья»

Цель: Сформировать у детей понимание и сопереживание чувств других

-Упражнение «Сказочный герой»

- Сказка «Мишка и мёд»[9].

-Упражнение «Дары леса».

-Упражнение «Домик».

40 мин

групповая

Картинки овощей и фруктов, кружки с изображениями эмоций.

9.«Розовый слон»

Цель: Развить у детей эмоционально-ценностное отношение к ситуации

-Упражнение «Сказочный герой»

- Сказка «Розовый слон»[7].

- Упражнение «Я хочу с тобой дружить»

-Упражнение «Домик»

40 мин

групповая

Белые листы , карандаши, кружки с изображениями эмоций.

10.«Сказка о дружбе и ее потере»

Цель: Сформировать конструктивное взаимодействие со сверстниками

-Упражнение «Сказочный герой»

-Сказка «Мур и Рум»[2].

-Упражнение «Закончи предложение».

-Упражнение «Домик».

-Подведение итогов.

40 мин

групповая

Белый лист, карандаш, кружки с изображениями эмоций.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Цикл 1. «Тайна моего Я»

Занятие 1. Знакомство. «Солнышко».

Цели: Формирование позитивного отношения к своему «Я» и взаимодействия с другими.

Задачи:

  • знакомство с детьми;

  • формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я»,

  • принятие детьми друг друга

  • отработка позитивного взаимодействия детей друг с другом;

  • снятие психоэмоционального напряжения.

Ход занятия

  1. Ритуал входа в сказку.

Дети заходят в комнату, берутся за руки и начинают идти. Сначала представляют что идут по зеленой траве и вспоминают какая она на ощупь. Затем пустыня (горячий песок), море (волны, прохлада) и лес (шишки, веточки, иголочки)

2.Знакомство « Мой сказочный герой»

Упражнения для первичного знакомства. Детям предлагается рассказать о себе от имени какого - либо сказочного героя (каждый ребенок придумывает себе «псевдоним» сказочного героя. Во время представления дети могут вспомнить эпизоды из сказок, голоса сказочных героев, отрывки из сказок.

3. Знакомство со сказкой. (читает психолог)

Давным-давно, когда, никто не помнит, на небе родилось солнышко. Оно было яркое, теплое, нежное и даже пушистое. Внутри солнышка было много добра и любви, но казалось никто вокруг этого не замечал, ни звездочки, ни планеты, ни люди на планете земля. Это очень огорчало солнышко. И тогда оно спросило у людей: «Почему никто не видит какое я доброе, теплое. И ответили люди: «Ты все держишь в себе, никому не даришь свою любовь и тепло. Научись отдавать, и тогда все увидят, какое ты на самом деле». И стало солнышко по всему миру рассылать свои лучики. Где же живут эти лучики? Правильно, в каждом из нас.)

4. Анализ. Давайте вместе составим солнце. Каждый из вас – солнечный луч. Подумайте и скажите, что вы можете принести сегодня своим товарищам. Представьте, как ваш лучик летит от солнышка. Он попадает на (имя), и в душе у него рождается маленькое солнышко. Как прикасается солнечный лучик? (Нежно, ласково.) Давайте дотронемся до (имя) своими лучиками и назовем по имени.

5. Заключительный этап

Теперь вы знаете, что в каждом из вас живет солнышко. Давайте нарисуем солнышко, которое живет внутри вас. У наших солнышек очень много лучей. И каждый лучик может принести что-то хорошее. Подумайте, что бы вы хотели получить от солнышка в подарок, и напишите эти качества на лучике.

6.Ритуал выхода из сказки.

Дети закрывают глаза и представляют как они уже пролетают над лесом, морем, пустыней и приземляются на травку. Открывают глаза.

7. Рефлексия.

Ребята, у меня есть вот такие чудесный домик. В нем 10 квартир. После каждого занятия в них будут заселяться жильцы (кружочки с изображением эмоции). Какие они будут решать вам. Человечек должен быть похож на вас, с такими же эмоциями.

2 занятие «Роза и ромашка»

Цель: Сформировать положительное детей отношение друг к другу.

Задачи:

  1. Оказание помощи детям в формировании навыков позитивного общения.

  2. Повышение самооценки детей

  3. Развитие у детей понимания и чувствования друг друга, создание благоприятного психологического климата в детском коллективе.

  4. Развитие эмпатии.

Ход занятия:

  •  
    1. Ритуал входа в сказку.

См. занятие 1.

  •  
    1. Знакомство « Мой сказочный герой»

См. занятие 1.

3. Знакомство со сказкой.(читает психолог)

«В маленьком городе без названия был крошечный садик, в котором росла прекрасная алая роза. Неподалеку от нее росла бедная беззащитная ромашка. Она только что распустилась, ее еще не окрепшие лепестки были белыми, обычными. Ромашку окружало множество полевых цветов. Но ее ничего не радовало. В ее крошечной головке была большая мечта – стать прекрасным, необычным цветком. Ромашка с восхищением смотрела на ухоженную розу. Когда была засуха, хозяин поливал свой цветок. Когда шли дожди, розу закрывали, и ни одна грозная капля не попадала на бархатные лепестки нежного цветка. «Как же ей хорошо, - думала ромашка. – Оказаться бы мне на ее месте», - не переставал мечтать маленький желтенький цветок с длинными лепесточками, похожими на крылья бабочек.

Но вот однажды шел по дорожке малыш. Увидев ромашку, он с восхищением сказал: «Какой красивый цветок!». Ромашка сначала не могла понять этих слов, до этого момента она считала себя самым уродливым растением. Малыш объяснил ромашке, что все цветы хороши по-своему».

4. Анализ сказки

1. Почему ромашка с восхищением смотрела на розу?

2. Что значит «все цветы хороши по-своему»?

3. Можно ли эту фразу сказать про людей?

Каждый человек по-своему хорош. Мы все разные: у нас разная внешность, голос, характер. Нигде, нигде на планете нет такого малыша как ты, нет такой замечательной девочки (как ….), нет такого веселого мальчика. Ты на свете один такой единственный, второго такого ребенка нет.

  1. Игровые приемы

Давайте сейчас попробуем сказать друг другу комплимент.

- Что такое комплимент? (ответы детей). Да, вы совершенно правы, комплимент – это любезные, приятные слова сказанные кому-нибудь. Когда делают комплимент стараются сказать о положительных чертах человека. Какие положительные качества есть у человека?

Коммуникативная игра «Подари камешек»

Возьмите из коробки по одному камешку и подарите его тому, кому захотите, но обязательно со словами: «Я дарю тебе этот камешек, потому что ты самый...» Тем детям, которым ничего не осталось, камешки дарит ведущий, но, обязательно отмечая при этом лучшие качества каждого ребенка, которому он дарит подарок.

Релаксационная игра: «На полянке»

«Представьте себе лесную полянку, на которой растет мягкая травка. Лягте на нее, как на перинку. Вокруг все спокойно и тихо, ты дышишь ровно и легко. Над тобой склоняет голову полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков. Ты чувствуешь, как нежные лучики солнца гладят твои щечки. Ласковый ветерок щекочет тебя. Кто его почувствует, открывает глазки.

Все это время за вами наблюдало солнышко. Посмотрите, как оно широко улыбается для вас. Давайте улыбнемся солнышку широко-широко.

Солнышко дарит вам подарки .

6.Ритуал выхода из сказки.

Дети закрывают глаза и представляют как они уже пролетают над лесом, морем, пустыней и приземляются на травку. Открывают глаза.

7. Рефлексия.

Упражнение «Домики» (см. Занятие 1).

Занятие 3. «Разноцветная звезда»

Цель: Сформировать у детей чувства собственной ценности и индивидуальности

Задачи:

1. Развить способность к сочувствию и сопереживанию;

2.Сформировать коммуникативный навыки;

3. Повысить самооценку и сплочения класса.

Ход занятия:

  1.  
    1. Ритуал входа в сказку.

См. занятие 1.

  1.  
    1. Знакомство « Мой сказочный герой»

См. занятие 1.

3. Знакомство со сказкой. (читает психолог)

«Высоко-высоко в темном небе, на одной огромной звездной поляне жили-были звезды. Было их очень много и все они были очень красивыми. Люди на земле каждую ночь любовались ими. Но все эти звезды были разных цветов. Здесь были красные звезды, и тем, кто рождался под их светом, они дарили смелость. Такие люди становились храбрыми и отважными. Были и синие звезды - они дарили людям красоту. Тот, кто рождался под светом этой звезды, становился очень красивым. Были на поляне и желтые звезды - они одаривали людей умом. А еще на поляне были зеленые звезды - тот, кто рождался под светом их зеленых лучей, становился очень добрым, видел во всех людях хорошее, помогал им. И вот однажды на звездном небе что-то вспыхнуло! Все звезды собрались посмотреть, что же произошло. А это на небе появилась еще одна маленькая звездочка. Но она была абсолютно белая!

– «Сейчас, мы будем передавать их рук в руки звездочку! Но это звезда не простая, а волшебная! У каждого в руках она меняется. Вот, например, у меня в руках она маленькая, вот такая (показываю), а еще она - золотая. А у вас какая? (каждый ребенок описывает свою звездочку, и по возможности, показывает руками ее качества: большая – маленькая, горячая – холодная)»

Огляделась звездочка вокруг и даже зажмурилась: сколько прекрасных звезд вокруг!

- Кто вы? – прошептала звездочка. И звезды стали представляться.

- Мы – красные звезды! Мы делаем людей смелыми!

- Мы – синие звезды! Мы дарим людям красоту!

- Мы – желтые звезды! Мы делаем людей умными!

- А мы – зеленые звезды! Мы одариваем людей добрым сердцем!

- А ты, какая звезда? Что ты умеешь? Звездочка посмотрела на свои лучи и погрустнела:

- А я никакая. Ничего я не умею. Так расстроилась, что чуть не заплакала». «Каждая звездочка подлетела к белой звездочке, легонько прикоснулась к ней своими цветными лучами, и на ней оставалось разноцветное светящееся пятнышко. А когда к ней прикоснулись все звездочки, она стала разноцветная! Так все звезды обрадовались этому чуду, что окружили они звездочку и вытянули свои длинные яркие лучи так, что осветили все небо сразу! Но вот однажды на поляну прилетел страшный черный колдун! Он любил делать людям всякие гадости, а в свободное от гадостей время любил гасить звезды! Увидели звезды такую беду и стали пускать в него свои лучи, но колдун только отмахнулся - разве напугаешь его этим? Но только он собрался погасить все звезды на этой поляне, как вдруг вперед вылетела странная разноцветная звезда. Колдун даже отшатнулся:

-Ой, Это что за чудо-юдо?

- Это я, разноцветная звезда!

- А что ты умеешь, разноцветная звезда?

- Я все умею! – гордо крикнула наша звездочка.

- Все-все? – усмехнулся колдун. – Что ж, сейчас ты ничего не будешь уметь и вообще погаснешь!

И только он набрал воздуха, чтобы погасить храбрую звездочку, как она собрала все свои яркие разноцветные лучи и направила их прямо в его злое лицо! Тут налетели и другие звезды, и стали пускать в него самые яркие лучи! Со всех ног бросился бежать с этой поляны колдун и больше никогда здесь не появлялся! А звезды от радости закружились, разлетелись по всей поляне и захлопали своими лучами, а наша разноцветная звезда светилась в самой серединке!

  1. Анализ сказки:

  1.  
    1. Каких цветов были звездочки?

    2. Какими качествами они обладали?

    3. Почему заплакала белая звездочка?

    4. Как вы думаете, почему белая звездочка превратилась в разноцветную?

    5. Что помогло звездочке победить злого колдуна?

  1. Игровые приемы:

Диагностическое рисование «Звездочки».

- Ребята, понравилась вам сказка? А сейчас я хочу предложить следующее: «Посмотрите на эти звездочки! (детям раздаются маленькие белые звездочки) Они пока белые как звездочка из сказки. Но вы можете раскрасить их так, как считаете нужным. Помните, это ваша звездочка, и вам решать, какого цвета, и какого качества в ней будет больше! Таким образом, у каждого должна оказаться своя уникальная и неповторимая в своей «разноцветности» звезда.

  1. Выход из сказки

См. занятие 1.

  1. Рефлексия

Упражнение «Домики» (см. Занятие 1).

Цикл 2. Мир эмоций и чувств.

Занятие 4. Путешествие в страну чувств.

Цель: Развитие и гармонизация эмоциональной сферы детей.

Задачи:

  1. Ознакомление детей с основными эмоциональными состояниями;

  2. Обучение основам самоанализа, развитие саморегуляции;

  3. Развитие способности слушать другого, следить за ходом мыслей и умения выстраивать свои собственные мысли и фантазии в контексте повествования;

  4. Развитие творческих способностей, познавательного интереса;

  5. Сплочение группы.

Ход занятия:

  1. Ритуал входа в сказку.

См занятие 1.

  1. Знакомство « Мой сказочный герой»

Дети рассказывают кто они в сказке, выбирают себе сказочного героя.

  1. Знакомство со сказкой.(читает психолог)

Далеко-далеко за морями-океанами есть сказочная страна чувств. Ее хозяйка— Королева. У Королевы есть слуги-чувства: Мера, Радость, Удовольствие, Злость, Страх, Грусть, Удивление, Вина и Обида. Все слуги-чувства живут в своих дворцовых покоях и посещают Королеву.Однажды Королева отправилась в далекую страну, чтобы навестить свою подругу. А слуги-чувства расселились по разным дворцам, и каждый хотел быть главным. Поэтому в каждом дворце проходила своя жизнь.Из дворца Радости все время был слышен веселый смех. Все слуги-чувства бегали по дворцовым покоям, хлопали в ладоши, играли в салочки, танцевали.В другом дворце шли настоящие сражения. Все слуги-чувства ходили хмурые, в их глазах горели злые огоньки. Они то и дело пытались подставить друг другу подножку, укусить, ущипнуть или закидать помидорами. А перед заходом солнца все слуги-чувства этого дворца собирались в одном большом покое и колотили друг друга подушками. Поэтому все вокруг было в перьях. И каждый день они только и думали о том, как устроить большое сражение со всеми слугами-чувствами. Это был дворец Злости. Один дворец выглядел пустынным, казалось, все жители покинули его навсегда. Но вдруг показался один житель. Он быстро бежал и все время оглядывался вокруг. Казалось, что он от кого-то убегал. Едва этот житель заметил другого, как оба широко открыли глаза и рот, и казалось, они вот-вот закричат. Жители резко повернулись и убежали друг от друга. Да, это был дворец Страха.А во дворце Грусти придворные слуги то и дело грустили: по белым снежинкам, по ароматной землянике, по съеденному мороженому и еще много-много о чем. Тоска зеленая, да и только!Во дворце Удовольствия изо дня в день слуги-чувства лежали на мягких пушистых ковриках и нежились в лучах солнца. Их глаза были закрыты, подбородок расслаблен, руки и ноги казались ватными.Во дворце Удивления слуги-чувства не переставали удивляться всему подряд: какая яркая луна на небе, почему в соседнем королевстве все жители маленького роста?! Они разводили руками, широко открывали глаза, поднимали брови и округляли рот.Еще в одном дворце слуги-чувства хмурились и плакали от обиды. От этого у них стали опухать глаза, нос, губы. Они ни с кем не играли, не разговаривали, только и делали, что сменяли мокрые от слез платочки на сухие. Это был дворец Вины и Обиды.И так день за днем проходила жизнь сказочной страны. Казалось, здесь никогда не будет порядка. Все слуги-чувства забыли про Меру. Жители сказочных дворцов так устали только радоваться, злиться, грустить, удивляться, бояться и обижаться, что стали терять силы. Тогда Мера послала письмо Королеве, чтобы она срочно возвращалась в свое королевство.Когда Королева вернулась, в стране воцарился прежний порядок. Потому что Королева знала секрет, как вернуть всем слугам-чувствам их важное качество — Меру. С тех пор Королева не оставляет своих слуг-чувств без контроля.

4. Анализ сказки

«Кто герои этой сказки? Что произошло со слугами-чувствами? Почему это произошло? Зачем нужно было,чобы Королева (Король) обязательно вернулась(ся)? Чем закончилась история? Кто помог в этом?»

  1. Игровые приемы

Драматизация сказки «Путешествие в страну чувств»

Путешествуя по стране чувств, ребята посещают один дворец за другим. В каждом дворце они становятся теми слугами-чувствами, которые там живут: Радость, Злость, Страх и т. д. Дети демонстрируют все вербальные, невербальные, поведенческие проявления слуг-чувств каждого дворца.

Выход из сказки

См. занятие 1.

  1. Рефлексия

Упражнение «Домики» (см. Занятие 1).

Занятие 5.

«Волшебный камешек»

Цель: Коррекция агрессивного поведения; снятие нервно-психического напряжения.

Задачи:

  1. Обучение позитивным способам снижения агрессии;

  2. Развитие саморегуляции;

  3. Повышение внимания друг к другу.

Ход занятия:

  1.  
    1. Ритуал входа в сказку.

См.занятие 1

  1.  
    1. Знакомство « Мой сказочный герой»

Дети рассказывают кто они в сказке, выбирают себе сказочного героя.

  1.  
    1. Знакомство со сказкой.(читает психолог)

Жил-был мальчик Саша. И пел он красиво, и лепил хорошо. А рисовал лучше всех. И даже на прогулках умел в лужах не вымазаться. Да только друзей у него не было, потому что он кусался и дрался. Подойдет к нему Пашка и скажет: «Чур, я первый сегодня машинку водить буду». А Саша его — укусит. Идет Настя, нечаянно заденет Сашу за плечо. А он и толкнет ее. Заплачет Настя от боли, а Саша только смотрит со стороны хмуро. И ругали Сашу за это, и наказывали. Ничего не помогало.

И вот однажды играл Саша в песочнице один, скучно одному играть. Рядом на скамеечке старик читал газету. Смотрел, смотрел он на Сашу и говорит: «Невесело одному играть. Я знаю, почему ты один. Потому что ты дерешься и кусаешься. Я помогу тебе, я знаю один секрет». Старик дал Саше маленький блестящий камешек. «Это не простой, а волшебный камень, — сказал он, — положи его в карман. Когда ты снова захочешь ударить или укусить кого-нибудь, сильно сожми камень в руке и скажи про себя три раза заклинанье „крабле-крубле"».

Взял Саша камешек и поблагодарил старика.

Утром, когда мальчик пришел в детский сад, подошла к нему Верочка. «Подвинься, Саша, я сяду с тобой рядом на скамеечку», — сказала она. И, как прежде, Саша хотел толкнуть девочку, но вспомнил про волшебный камешек. Он сделал, как учил его старик: сжал камешек в руке и трижды шепотом повторил «Крабле-крубле». И… о чудо! Он не толкнул Верочку! Вера достала новый альбом, и они стали вместе рисовать.

Теперь Саша не дерется, не кусается, и все дети дружат с ним.

  1. Анализ сказки.

    1. Как вы думаете, почему Саша был таким?

    2. Что помогло ему исправиться и больше не драться?

    3. Скажите, делали ли вы плохо кому-нибудь? Что вы чувствовали в этот момент?

    4. Что делать, чтобы справиться с этим?

  2. Игровые приемы

Релаксационное упражнение«Волшебный камешек»

«Эти камешки остаются вам. Прошепчите над камешком пожелание товарищу из группы и подарите его ему. Будьте внимательны, у каждого в руках должен оказаться камешек с пожеланием».

  1. Выход из сказки

См.занятие 1.

  1. Рефлексия

Упражнение «Домики» (см. Занятие 1).

Занятие 6.

«Слоненок, который боялся дружить»

Цель: Сформировать у детей понимание собственных чувств

Задачи:

  1.  
    1. Развитие познавательных способностей;

    2. Развитие умения понимания собственных чувств на основе сказки;

    3. Развить способность к сочувствию и сопереживанию.

Ход занятия:

  1.  
    1. Ритуал входа в сказку.

См.занятие 1

  1.  
    1. Знакомство « Мой сказочный герой»

Дети рассказывают кто они в сказке, выбирают себе сказочного героя.

  1.  
    1. Знакомство со сказкой.(читает психолог)

Жил-был Слоненок. Он был очень добрый и ласковый. И очень хотел иметь друзей. Но познакомиться с кем-нибудь Слоненок стеснялся. Ему казалось, что он некрасивый. Однажды, когда Слоненок, как обычно, играл дома один, мама Слониха подошла к нему и предложила пойти на речку, где звери собираются на водопой. Она была уверена, что там он непременно найдет друга. Слоненка пришлось долго уговаривать, наконец он согласился. Пришел он на речку, а там как раз собрались: мартышки, бегемотики, слоны, тигры, попугаи. Слоненку тоже очень хотелось с ними поиграть, но он не мог придумать, как затеять разговор. Постоял Слоненок, постоял и, сокрушенно вздохнув, поплелся домой. –Ты почему так скоро вернулся?– спросила его мама. –Да так… Надоело,– буркнул Слоненок. Слониха, конечно, догадалась, почему Слоненок не остался у водопоя. -И много на реке зверят было?– как бы невзначай спросила она. Много,– мрачно ответил Слоненок. –Ты с ними поиграл? –Нет. –Почему? –Да так… Не хотелось,– сказал Слоненок и сделал вид, будто его очень заинтересовал старый журнал с картинками. На следующее утро Слоненок понуро слонялся по дому, не зная, чем себя занять. Все игры ему наскучили, новые не выдумывались, а главное, Слоненок никак не мог забыть веселья, царившего на речке. «Наверное, зверюшки опять собрались у водопоя,– думал он.– Интересно, во что они играют сегодня?» Мама Слониха словно прочитала его мысли. –Сходил бы ты, сынок, прогуляться,– предложила она. –Не хочу,– помахал хоботом Слоненок. Мама Слониха не стала настаивать. Поэтому она попробовала подобраться к нему с другой стороны.–Сынок,– чуть погодя сказала Слониха,– мне надо готовить обед, а вода кончилась. Вот тебе ведро, сходи, пожалуйста, на речку. –Но…– хотел было возразить Слоненок.

–Папа придет голодный, а у меня ничего нет,– решительно продолжала Слониха.–Для тебя принести ведро воды – пара пустяков. Ты же у нас силач! А если не принесешь, обеда и ужина не будет не только для папы, но и для всех нас. Слоненок еще немного походил по комнате. Потом вдруг у него заурчало в животе. «Ладно,– решил Слоненок,– я схожу за водой и быстро вернусь. Одна нога здесь – другая там!» Пришел он к водопою, зачерпнул ведром воды и… замер. Слоненок позабыл о том, что хотел побыстрее вернуться домой. Ему вообще расхотелось уходить. Зверята смеялись так заразительно, что он тоже начал потихоньку посмеиваться и слегка притоптывал, как будто собираясь пуститься в пляс. Наверное, еще немного – и он бы подошел к зверятам и сказал… Но тут Мартышка, раскачивавшаяся на лиане, как на качелях, крикнула: –Эй, Носатик! Ты чего уставился? Она вовсе не хотела его обидеть. Просто у нее была такая грубоватая манера общения. На самом деле Мартышка хотела добавить: «Иди к нам, Носатик! Давай поиграем». Но, увы, Слоненок этого не знал. Он вдруг почувствовал себя таким некрасивым, смешным и неуклюжим! «Носатик»… Чего она обзывается? Засопев от обиды, Слоненок подхватил хоботом ведро и помчался домой. –Все! Никуда я больше не пойду!– с порога заявил он.– Лучше я умру с голоду. И действительно, после той истории Слоненок долго не ходил на речку. Воду для обеда и ужина приносила мама, а он сидел в своей комнате. И вот однажды мама уколола ногу острым сучком, и нога у нее распухла. Пришел Доктор. Он осмотрел больную ногу и сказал: –Мда, уважаемая, неважные у вас дела. Ногу надо поберечь. По дому вы еще кое-как передвигаться можете, но за порог – ни шагу! Иначе начнется воспаление. –А кто же хозяйство будет вести, обед готовить?– спросила мама. –Ты ведь говорила, что я большой и должен тебе помогать,– сказал Слоненок.– Вот я и буду все делать сам. –Но какой обед без воды?– вздохнула Слониха.– Кто будет ходить с ведрами на речку? Папе некогда, а я не могу…–Да, но на речке…– пробормотал Слоненок. –Это верно, на речке очень весело,– перебил его Доктор.– Я даже боюсь, что ты позабудешь, зачем туда пришел. Заиграешься и позабудешь. –Нет,– помотал головой Слоненок. В тот вечер Слоненок, утомленный своими мыслями и переживаниями из-за мамы, уснул очень быстро. А Слониха и Слон еще долго о чем-то разговаривали.

- Ой, не знаю... По-твоему, стоит попробовать?- вздыхала Слониха.

- Отчего же не стоит? Стоит, - убеждал ее Слон.

- А если он догадается?.. - Слониха опасливо покосилась на кроватку, в которой спал их сынишка.

- Не догадается,- взмахнул хоботом Слон. - У меня есть план...

Утром Слоненку долго не хотелось вставать. Так всегда бывает, когда тебя ждет что-то не очень приятное. Но когда часы пробили десять ударов, он понял, что тянуть больше нельзя. Нельзя же завтракать в ужин! А для того, чтобы приготовить завтрак, нужна вода. А за водой нужно идти на речку... Подумав об этом, Слоненок стал мрачнее тучи. Путь к реке лежал мимо густых зарослей. И вот когда Слоненок шел по узкой тропинке, вдруг откуда-то - то ли из-за высоких кустов, то ли с неба - раздался голос:

- Почему ты невесел, Слоненок?

Слоненок огляделся. Никого. Голос показался ему немного знакомым, но Слоненок не успел сообразить, где он его слышал, потому что Голос снова спросил:

- Ты стесняешься идти к реке, да? - Да, - вздохнул Слоненок.- Наверное, ты кажешься себе каким-то не таким? - участливо поинтересовался Голос.

- Эта противная Мартышка... Она сказала: "Носатик", - воскликнул он.- И правда, ни у кого нет таких огромного носа. У всех зверей нос короче, чем хвост, а у меня наоборот.

В ответ раздался тихий вздох, и из-за кустов вылетела шляпа. Вылетела - и упала на землю прямо у ног Слоненка.- Эта шляпа не простая, а волшебная, - сказал Голос.- Шапка-невидимка? - ахнул Слоненок.- Нет, не совсем. Но как только ты ее наденешь, ты перестанешь стесняться. Тебе все будет нипочем. Слышишь? Голос все больше и больше казался Слоненку знакомым.- Да, но кто ты? - спросил он. Однако из-за кустов больше не раздалось ни звука. Слоненок немного постоял в нерешительности, а потом поднял шапку с земли и нахлобучил на голову, надвинув на самые глаза.- Спасибо, - пробормотал он, обращаясь к кустам - он ведь был очень вежливым Слоненком - и двинулся дальше.

- Привет, Носатик! - крикнула Мартышка, когда Слоненок появился на берегу реки. - Что-то тебя давно не было видно? Услышав прозвище "Носатик", Слоненок съежился, но потом вспомнил, что на голове у него волшебная шапка, которая делает его неуязвимым для насмешек, и спокойно ответил:- Привет, Мартышка! Мартышка захихикала, качаясь на лиане. Раньше Слоненок подумал бы, что она смеется над ним. Пока она хихикала и думала, что сказать, Слоненок набрал воды и пошел домой. Наутро Слоненок уже спокойно взял ведро и пошел на речку. Разумеется, не забыв прихватить с собой и волшебную шапку. Зверюшки играли в салочки и не заметили его появления.

Раньше Слоненок был бы этому только рад, а теперь ему стало даже немножко обидно. Правда, поздороваться первым он пока не решался, но зато, набрав воды, уже не побежал сломя голову домой, а стоял на берегу, с любопытством наблюдая за зверьками.

Наконец Мартышка, спасаясь от догонявшегося ее Лисенка, запрыгнула на дерево, которое нависало над рекой, и, посмотрев по сторонам, заметила Слоненка.

- Носатик пришел! - заверещала она. - Смотрите, смотрите! Носатик, привет! Эй, гляди! Ты так можешь?

Мартышка принялась корчить забавные рожицы и перекувыркнулась через голову, но не успела зацепиться за ветку и... улетела на середину реки. - Ой! Спасите! Тону! - закричала она. Мартышка беспомощно барахталась в воде, силы ее иссякали. Звери растерянно метались по берегу.

Не растерялся только один Слоненок. Он потянулся к Мартышке хоботом и вынул ее из реки. Никто и опомниться не успел, а она уже лежала на песке и отфыркивалась, выплевывая воду.

Зверюшки на радостях водили вокруг Слоненка хоровод, а Мартышка, отдышавшись, заявила:

- Как здорово, Носатик, что ты есть на свете!

И чмокнула его в кончик хобота.

- Какой ты хороший! - говорили они. - Добрый, смелый, находчивый!

И Слоненок радостно смеялся в ответ. А по дороге домой, проходя мимо куста, из-за которого когда-то вылетела волшебная шапка. Слоненок остановился и поглядел и оставил шляпу на кустах.

  1.  
    1. Анализ сказки:

      1. О чем рассказ?

      2. Почему слоненок так боялся познакомиться?

      3. Что он чувствовал?

      4. Было ли у вас такое, что вы боялись подружиться? Что вы чувствовали?

    2. Игровые приемы

Драматизация.

Ребята, давайте мы с вами сейчас придумаем разные фразы, которые помогут вам завести новое знакомство (детям раздаются несколько ситуаций, которые они должны проиграть).

  1.  
    1. Выход из сказки

См.занятие 1.

  1.  
    1. Рефлексия

Упражнение «Домики» (см. Занятие 1).

Цикл 3. «Я учусь дружить»

Занятие 7. «Разговор по телефону»

Цель: Развитие у детей потребности общения и формирование коммуникативно-речевых умений;

Задачи:

  • Моделирование социальных ситуаций и способов поведения;

  • Развитие умения слушать другого;

  • Стимулирование творческого воображения;

  • Развитие способности выражать через тело свое внутреннее эмоциональное состояние.

Ход занятия:

  •  
    1. Ритуал входа в сказку.

См.занятие 1.

  •  
    1. Знакомство « Мой сказочный герой»

Дети рассказывают кто они в сказке, выбирают себе сказочного героя.

  •  
    1. Знакомство со сказкой.

У кота Леопольда зазвонил телефон.

- Але, - говорит он. - Слушаю Вас. - В ответ слышно попискивание. Леопольд догадался - это звонят мышата. Я расскажу вам одну историю, - сказал кот Леопольд.

«Жил в лесу заяц. Под еловым кустом поселился Ежик. Познакомились Заяц и Ежик, стали вместе играть. Увидела их Белка и рассмеялась: такие они разные друзья. Заяц большой, быстрый, словно ветер. А Ежик - маленький, медлительный, как черепаха. Недолго вы будете дружить, - говорила Белка. - Лопнет ваша дружба при первой же беде, как мыльный пузырь. - Поживем - увидим, - ответили Ежик и Заяц. Вот однажды пришел в лес Волк. Увидел он зверей и обрадовался: «Сначала съем Ежика, а потом, когда прибавится сил, догоню Зайца».- Спасайтесь! Волк-разбойник приближается! - тревожно зацокала Белка. Заяц стал на задние лапы и увидел притаившегося в кустах Волка. - Убегай, Ежик! - крикнул он и пустился наутек. У Ежика ноги коротенькие - не убежать ему. Поэтому он свернулся в клубочек, выставил свои острые иголки и замер. - Вот и закончилась ваша дружба! - зацокала Белка. - В самом деле, друзья в беде познаются.А Волк ударил лапой Ежика и заскулил от боли - об иголки укололся.Тем временем вернулся Заяц, чтобы как-то помочь другу. Волк увидел Зайца, бросил Ежика и помчался за Зайцем. Заяц сделал по лесу один круг, другой. Не отстает Волк, следом мчится. Слышно его шумное дыхание и тяжелый топот. И вдруг, как заскулит Волк, как завоет на весь лес! Это Ежик подкатился ему под ноги, и хищник снова поранил ногу о колючки Ежа. Покатался Волк по земле, рану зализал и неохотно поплелся прочь - отстал от зверей.Белка все это видела. Она спустилась с ели к Ежику и Зайцу и зацокала виновато: - Извините, что смеялась над вами, теперь я знаю, вы - настоящие друзья». - Так вот, мышата, - сказал кот Леопольд, - мы с вами тоже разные. Давайте жить дружно!

  •  
    1. Анализ сказки:

      1. О чем рассказал мышатам кот Леопольд?

      2. Почему все смеялись над ёжиком с зайцем?

      3. Что вы чувствовали, когда слушали сказку?

      4. В жизни вы наблюдали (испытывали) что-то похожее?»

    2. Игровые приемы

Ребята, давайте мы с вами придумаем, как помирить кота Леопольда с мышатами. Что бы вы сказали от имени кота Леопольда? Чтобы от имени мышат? (Дети разбиваются на 2 команды)

  •  
    1. Выход из сказки

См.занятие 1.

  •  
    1. Рефлексия

Упражнение «Домики» (см. Занятие 1).

Занятие 8. «Друзья»

Цель: Сформировать у детей понимание и сопереживание чувств других

Задачи:

1.Развить чувство сопереживания;

2. Сформировать дружеские отношения друг с другом;

3. Сплочение класса;

4. Сформировать умения понимать другого;

Ход занятия:

  1.  
    1. Ритуал входа в сказку.

См.занятие 1

  1.  
    1. Знакомство « Мой сказочный герой»

Дети рассказывают кто они в сказке, выбирают себе сказочного героя.

  1.  
    1. Знакомство со сказкой.(читает психолог)

Косолапый Мишка нес по лесу горшочек с душистым медом.

— Сейчас я его съем, — мечтал он, — лягу на мягкие кленовые листья в углу берлоги и усну.

- Привет, косолапый! — вдруг раздался над его ухом чей-то голос. — А что это у тебя так вкусно пахнет?

Перед медведем стоял Олененок и внимательно смотрел на горшочек.

— Это — мед, — облизнувшись, сказал Мишка, — вкусный и душистый.

— Ух ты! Мееед... — нараспев произнес Олененок и попросил: — Дай попробовать.

— Пожалуйста, друг, угощайся, — сказал Миша и поставил мед перед малышом.

Олененок попробовал угощение и, облизываясь, сказал:

— Действительно вкусно. Спасибо тебе, друг!

И, попрощавшись с косолапым, он побежал дальше по своим важным делам.

— А можно и мне попробовать мед? — услышал Мишка знакомый голос.

Посмотрев вниз, он увидел Ежика.

— Пожалуйста, угости и меня, — попросил тот.

— Кушай на здоровье, — сказал Миша и вылил немного душистого меда на листик лопуха.

— Ах, какой запах! — услышали друзья шепот проползающего мимо Ужа. — Что тут у вас?

— Мед. Вкусный и полезный, — ответил Мишка почему-то немного грустно.

— Очень вкусный и очень полезный? — уточнил Уж и облизнулся.

–– Попробуй сам, –– сказал медвежонок и с легким вздохом налил еще немного меда на лист подорожника. Так, угощая зверей, он подошел к своей берлоге. Вот так, угощая зверей, Мишка подошел к своей берлоге. На дне горшочка осталось несколько капель меда.

«Ну, уж их-то съем только я!» — подумал медвежонок, как вдруг услышал чей-то тонкий голосок:

— Можно мне подкрепиться этим сладким нектаром? Маленькая пчелка летала перед ним, жалобно приговаривая:

— Я сегодня побывала во многих местах и очень устала, без пищи я не долечу до своего улья. Пожалуйста, помоги мне.

— Угощайся, малышка, — не раздумывая, произнес Миша и отдал ей остаток меда.

В берлоге он лег на мягкие кленовые листья, посмотрел в пустой горшочек и грустно сказал:

— Кажется, мед действительно был вкусным. Мишка вздохнул и принялся сосать свою лапу.

Вдруг в дверь Мишкиной берлоги постучали.

— Привет, косолапый, — услышал он знакомый голос. — О чем грустим? Я тут тебе кое-что принес.

И Олененок насыпал перед Мишкой большую горку орехов.

— Знаете ли, друзья, в лесу полно вкусных ягод, — неожиданно раздался голос Ежика. — Я вот тебе, Миша, их принес.

И он поставил перед медведем лукошко, полное сочной малины и земляники.

— А вот и молочко. Теплое, только из-под коровки, -облизываясь, сказал вползающий в берлогу Уж. — Буренка с соседней фермы великодушно поделилась им с нами.

Он поставил около лукошка сосуд с вкусным парным молоком и пополз осматривать Мишкину берлогу.

— Спасибо вам, друзья, — волнуясь, сказал медвежонок.

Вдруг в лесу послышался какой-то шум. Миша выглянул из берлоги и увидел большое семейство пчел, подлетающее к его домику. В лапках пчелы держали прозрачные медовые соты.

— Это тебе, Мишутка, — сказала его новая знакомая. — Спасибо, что выручил меня в трудную минуту. Кушай на здоровье и приходи к нам в гости. Вкусный мед всегда будет тебя ждать.

— Спасибо, друзья, — снова сказал Миша, радуясь своему богатству.

  1.  
    1. Анализ сказки:

1.О чем эта сказка?

2.Почему Медвежонок решил поделиться медом со своими друзьями? С каким чувством он это делал?

3.Отчего с каждым разом голос Медвежонка становился все более грустным?

4.Почему последние капли меда Мишка отдал Пчелке, а не съел сам, как хотел?

5.Почему друзья принесли в Мишкину берлогу свои гостинцы?

6.Всегда ли доброта вознаграждается? Приведите примеры из своей жизни.

  1.  
    1. Игровые приемы

«Дары леса»

Ведущий предлагает участникам рассчитаться на «первый-второй» и таким образом делит группу на две подгруппы. Участникам первой подгруппы он предлагает сыграть зверей, идущих по лесу с лукошком, в которое необходимо поместить по десять (или равных количеству участников второй подгруппы) небольших изображений пищи своих героев, а участникам второй — зверей, которые будут встречаться им на пути.

Задача членов второй подгруппы — попросить участников первой поделиться с ними своей пищей. Члены второй подгруппы могут подходить к любым участникам, участники первой — делиться своей пищей с теми, с кем пожелают.

  1.  
    1. Выход из сказки

См.занятие 1

  1.  
    1. Рефлексия

Упражнение «Домики» (см. Занятие 1).

Занятие 9. «Розовый слон»

Цель:Развить у детей эмоционально-ценностное отношение к ситуации

Задачи:

1.Сформировать у детей свою позицию;

2.Научить понимать чувства свои и другого человека;

3.Развить умения слушать другого.

Ход занятия:

  1.  
    1. Ритуал входа в сказку.

См.занятие 1

  1.  
    1. Знакомство « Мой сказочный герой»

Дети рассказывают кто они в сказке, выбирают себе сказочного героя.

  1.  
    1. Знакомство со сказкой.(читает психолог)

Это сказка о необычном разноцветном слоне, таком большом, смешном, как будто разукрашенным всеми цветами радуги. Откуда он взялся, никто не знал и поэтому в лесу все звери отнеслись к нему с опаской. Да что уж говорить, лесные звери были пугливы, застенчивы и не умели дружить, поэтому, увидев новенького, поспешили попрятаться по своим домикам.Разноцветного слона это не смутило, ни капельки, он никогда не унывал, всегда улыбался и был весел ,недаром же природа разукрасила его во все цвета радуги. Слон решил сам подружиться с обитателями леса и подошел к тигру, лежащему под деревом.

- Привет! - сказал слон, улыбаясь. - Давай дружить!

Тигра смутила такая фамильярность. Он ведь тигр, его должны все бояться , совсем некстати ему такая дружба ,да еще с таким необычным разноцветным слоном, засмеют, подумал тигр и отвернулся от слона, сделав вид, что он спит и ничего не слышит. Слон даже не обиделся на него, он вообще не умел обижаться, его этому никто не научил. Он, также улыбаясь, пошел дальше искать себе друзей. Ему так хотелось играть, а ведь играть с другом намного веселее,чем одному.

Неподалеку он увидел жирафа,одиноко стоящего под деревом и жующего листву. Какой он высокий и красивый,подумал слон, как здорово мы с ним будем играть, и с этими мыслями он подошел к жирафу.

- Привет! Ты такой высокий и красивый, я хочу с тобой подружиться, будь моим другом! - сказал слон.

Жираф не поверил своим ушам и глазам. Перед ним стоял необычный разноцветный слон да еще предлагал дружбу, ведь с ним никто не хотел дружить в лесу, а только смеялись над его длинными ногами и шеей, наверное этот разноцветный слон что-то задумал и тоже хочет посмеяться над ним, подумал жираф и поспешил уйти побыстрее прочь. Слон удивился поведению жирафа, но не огорчился, а поспешил на поиски другого друга.

На берегу реки он увидел крокодила, скучающего и грустного. Вот он мои новый друг, подумал слон, я научу его смеяться и играть, нам будет весело вместе. Привет! - только и успел сказать слон, как крокодил поспешил скрыться в реке. Крокодилу было чему удивиться и испугаться : во-первых слон был разноцветным и не похожим на обычных слонов, во-вторых он заговорил с ним, а этого никто не делал из зверей, все считали крокодила страшным и злым, и он уже сам поверил в это. Что-то здесь не то, подумал крокодил и поспешил укрыться на дне реки, так спокойнее и привычнее. А слон удивленно пошел дальше на поиски своего друга.

Но к кому ни подходил слон, все спешили уйти от него или спрятаться или сделать вид что чем-то заняты и совсем его не замечают и не слышат. Ну что ж, подумал слон, придется играть одному и стал напевать свою любимую песенку и подбрасывать клубок сухой травы, словно играя в мяч. Так он играл сам с собой, улыбаясь и напевая, пока не увидел кого-то прячущегося в кустах.

- Кто там? - спросил слон,- Выходи, не бойся, давай играть вместе!

Тут из-за кустов вышел медведь, он был абсолютно белый и так стеснялся ,закрывая свою мордочку лапками и в то же время смотря сквозь лапы на такого не обычного разноцветного слона. Медведь никогда не видел ничего подобного, все краски радуги играли на спине слона, он улыбался и от него веяло добром. Наконец-то медведь пришел в себя от внезапной встречи и понял, что от слона ничего плохого его не ждет, а предложение дружбы ему еще никто не делал , то он поспешил скорее согласиться. Он так долго был один, скучая в этом лесу, где все боятся дружбы и избегают общаться друг с другом, что забыл даже, как нужно улыбаться. Он ведь совершенно не такой как все звери, он белый, когда другие вокруг серые, коричневые, рыжие, пятнистые и полосатые, кто же захочет дружить с таким необычным как он. И вот предложение дружбы, да еще от такого красивого разноцветного слона, о таком друге только и мечталось медведю. Позабыв свои страхи и комплексы, он окунулся в игру с головой и вскоре их заразительный смех и песни уже слышали все звери этого леса. Они с сожалением наблюдали за ними, такими необычными, но такими веселыми и счастливыми друзьями, что невольно стали забывать свои страхи и гордыню, и им безумно захотелось подружиться и стать друзьями этих необычных весельчаков. Слон, заметив это, пригласил всех в их игру, ведь игра тем и интереснее, чем больше у тебя друзей. А звери думали, да что там игра - жизнь ярче и веселее, когда у тебя есть друзья и неважно какой твой друг, не важно, что он совсем не похож на тебя , главное он искренний и тебе с ним весело и интересно.

  1.  
    1. Анализ сказки:

1.О чем эта сказка?

2.Почему со слоненком никто не хотел дружить?

3.Как вы думаете, что чувствовали слоненок и медведь?

4.А с вами такое случалось в жизни? Что вы чувствовали?

  1.  
    1. Игровые приемы

Сейчас каждый из вас напишет на листочках «Я хочу с тобой дружить за то, что…» (Предварительно дети вытаскиваю жребий, делятся и в парах каждый пишет друг другу.)

  1.  
    1. Выход из сказки

См.занятие 1

  1.  
    1. Рефлексия

Упражнение «Домики» (см. Занятие 1).

Занятие 10. Заключительное. «Сказка о дружбе и ее потере»

Цель:

Задачи:

Ход занятия:

  1.  
    1. Ритуал входа в сказку.

См.занятие 1.

  1.  
    1. Знакомство « Мой сказочный герой»

Дети рассказывают кто они в сказке, выбирают себе сказочного героя.

  1.  
    1. Знакомство со сказкой.(читает психолог)

Жили-были два муравья Мур и Рум. Они были очень большими друзьями и превыше всего ценили свою дружбу. Однажды встретили Мур и Рум старого Богомола и рассказали ему о своей дружбе.

- Так вы думаете, что нет ничего на свете, что смогло бы разрушить вашу дружбу?

- Мы уверены – что бы ни случилось, наша дружба не может исчезнуть! – говорили муравьи. – Можешь как угодно испытать нас, дружба останется несокрушимой.

- Вы хотите подвергнуть вашу дружбу испытанию? – спросил Богомол. – Стоит ли? Если вы потеряете вашу дружбу, восстановить ее будет очень сложно.

- Мы не боимся испытаний. Проверь нас! – настаивали муравьи. – А если наша дружба не выдержит, значит, она не нужна нам.

- Ну что же, хорошо. Но потом пеняйте только на себя, - сказал Богомол. – Пойдемте к Пчеле-Колдунье, и пусть она с помощью своего волшебства подвергнет вас испытаниям. Посмотрим, устоит ли ваша дружба.

Отправились Мур и Рум к Пчеле и рассказали ей о своем желании доказать Богомолу, что нет вещи, способной уничтожить их дружбу. Подумала Пчела-Колдунья и сказала:

- Хорошо, я устрою вам семь испытаний. Проверим крепость вашей дружбы. Вот первое испытание. - и зажужжала заклинанья:

Елики-горелики,

Лики-рели-ка!

Сохранится ль дружба

Существ без языка?

Она тихонько коснулась муравьев своим жалом и – они забыли язык, на котором общались. Но ничуть не повредило это дружбе муравьев. Они сумели прекрасно обойтись без слов и быстро научились понимать друг друга. Тогда Пчела-Колдунья вернула муравьям способность общаться на своем языке и прожжужала новые заклинания, наводя чары для второго испытания:

Елики-горелики,

Лики-рели–ка-тож!

Прозвучите в речи

Грубость, обида и ложь!

Стали муравьи оскорблять друг друга и обвинять в том, чего никогда не было. Более того: даже обычные слова казались им оскорблением, потому что стали они очень обидчивыми, и уже, казалось, приходит конец их дружбе. Но друзьям удалось остановиться, потому что поняли они, что нет за их словами злобы. Они сумели простить друг другу дерзкие и несправедливые слова, и дружба их устояла.

На третий раз Пчела разбудила в их душах злобу. "Теперь-то точно поссорятся!" – подумала она. Но Мур и Рум излили свою ярость, переломав сухие травинки и палочки, и, освободившись от нее, обнялись снова. Растерялась было Пчела-Колдунья. Однако сняв заклятье грубости и обмана с муравьиных речей, попыталась в четвертый раз: вызвала она у муравьев сильнейший страх перед миром. Долго Мур и Рум не решались вылезти из-под листочков, где прятались от всех окружающих опасностей и друг от друга. И все же вылезли они – и объединились: вдвоем не так страшно. И дружба победила страх. Ничего не смогли поделать с муравьиной дружбой и жажда власти ("кто главнее?"), вызванная в их сердцах Колдуньей, и переживания горя.

Перед седьмым испытанием всерьез задумалась Пчела-Колдунья: какие же еще навести чары? Тогда старый Богомол сказал ей:

- Одно только уничтожит их дружбу…

- Мои чары пробуждают только то, что есть в них самих, - оговорилась Пчела.

- Это я помню. И беспокоюсь: сможешь ли ты потом вернуть все, как было?

Пошептались они о чем-то с Пчелой и высказали муравьям свои сомнения в необходимости последнего колдовства. Однако Мур и Рум, как никогда уверенные в силе своей дружбы, настаивали на последнем, седьмом, испытании. Делать нечего. В последний раз взялась ворожить Пчела:

Елики-горелики.

Лики-рели–ка-иста-ми!

Станьте, муравьи,

Ныне…

И Пчела произнесла самое важное слово заклятия (догадайтесь – какое?). И сама подивилась результату: отвернулись бывшие друзья друг от друга и уползли в разные стороны. Как ни старалась Пчела, не удалось ей расколдовать Мура и Рума и восстановить дружбу. Почему? Потому что разбуженное ею в сердцах бывших друзей качество разрушает все – даже самые добрые отношения. Потому что как болезнь проникает оно в душу и отделяет одно живое существо от всех других живых существ. Потому что враждебно это качество всякому искреннему и доброму общению. Никакая дружба не устоит, если просыпается в душе….

4. Анализ сказки:

1.О чем эта сказка?

2.Почему друзья решили проверить свою дружбу?

3.Что вы чувствовали, когда друзья проходили испытания?

4. Как вы думаете, почему они не смогли больше дружить?

5.Игровые приемы

Моделирование ситуации. Закончи предложения.

  • Если бы я обидел своего друга, то я…

  • Если бы мой товарищ получил пятёрку, то я…

  • Если бы мой друг обидел меня, то я…

  • Если бы мой товарищ зацепился за стул и упал, то я…

  • Если бы мой друг получил двойку, то я…

  • Если бы у меня были конфеты, то я…

  • Если бы у меня была интересная игра, то я…

  • Если бы мне друг рассказал секрет, то я…

  • Если бы я увидел, что товарищ бросил мусор на пол, то я…

  • Если бы я увидел, что мой друг хочет обидеть кого-то, то я…

  • Если мой друг не умеет решать задачи, то я…

  1. Итоговое упражнение.

Наступил момент прощания и скоро все мы разойдемся, но не с пустыми руками. Каждый из вас соберет «чемодан» в дорогу. Вспомните, все что мы прошли с вами на занятиях, чему научились. Мысленно сложите это все в чемодан и закройте его. А затем каждый из вас оставит на чемодане пожелания,

7.Выход из сказки

См. занятие 1

8.Рефлексия

Рассматриваем получившиеся домики. Анализируем. Обсуждаем.

Литература:

1. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось – 89, 2007. – 144с.

2. Вачков И.В. Сказки о самой душевной науке: Королевство Внутреннего Мира. Королевство Разорванных Связей. — М.: Генезис, 2012. — 424 с.

3.Газета «Школьный психолог»№33 выпуск 2003 / Газета «Школьный психолог»– Разноцветная звезда

4. Зинкевич-Евстигеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: ООО Речь , 2000. – 310 с.

5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. — СПб.: "Златоуст", 1998. — 352 с.

6. Набойкина Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком. – СПб.: Речь 2006. – 144 с.

7.Сказки: «Рзовый слон или сказка про дружбу»/Сказки (http://www.babyblog.ru/community/post/fairytale/15481)

8.Сказкотерапия для младших школьников / Сказкотерапия (http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/11/19/skazkoterapiya-dlya-mladshikh-shkolnikov)

9. Стишенок И.В. Из гусеницы в бабочку: Психологические сказки, притчи, метафоры в индивидуальной и групповой работе. — М.: Генезис, 2012. — 368с.

10. Хухлаева О.В, Хухлаев О.Е. Лабиринт души. - М. : Академический проект, 2010. - 176 с

11. Шишова Т. Расколдйте невидимку. Как преодолеть детскую застенчивость. – М.: Никея, 2012. -160с.

Просмотров работы: 3237