Молодежь, действительно особая социальная группа со своими особенностями и потребностями. Актуальной на сегодняшний день является проблема изучения данной социально – демографической группы, ее особенностей и процессов становления, самоопределения самосознания, самооценки молодежи.
Изучение тенденций социальных изменений современной молодежи невозможно без рассмотрения происходящих в обществе демографических процессов. Социально-демографические показатели современного российского общества, с одной стороны, являются следствием негативного влияния трансформационных процессов, с другой стороны, - отражением объективных тенденций, характерных для многих развитых стран и имеющих общецивилизационный характер.
Молодёжь, социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации [1].
Молодежный возраст большинство социологов определяет с 16 до 29 лет включительно. С.И.Иконникова и В.Т.Лисовский, рассматривая молодежь как поколение, считают, что существенным признаком поколения является не только возраст, но единство убеждений, целей, общность переживания и отношения к жизни. С возрастом поколение не утрачивает социальных черт, воспитанных эпохой. Общность убеждений, интересов, ценностей, стремлений, симпатий – важный показатель позиции молодежи в обществе [2].
В.Чупров отмечает, что «…отличительное социальное качество молодежи… определяется способностью молодого поколения унаследовать и воспроизводить сложившуюся… структуру общественных отношений» [6].
Исследованием проблем молодежи занимаются ИСПИ РАН под руководством профессора В.И.Чупрова и мониторинг НИЦ при Институте молодежи под руководством Б.А.Ручкина, В.А.Родионова. [3,7]
Возрастные границы группы «молодежь», принятые в большинстве современных стран, все же выглядят достаточно пестро: в США и в Японии они находятся в интервале от 13-14 лет до 29-30 лет; в Испании молодежь определяется возрастом 14-30 лет, нередко граница смещается до 32-34 лет; в Люксембурге для определения молодежного возраста установлены границы 15-25 лет и т.д.
Представляет в этой связи определенный интерес возрастная градация, применяемая в отношении детей и молодежи в ООН:
- дети: лица, не достигшие 18-летнего возраста;
- подростки: лица в возрасте 10-19 лет;
- молодежь: лица в возрасте 15-24 года;
- молодые люди: все лица в возрасте 10-24 года.
Как видим, здесь достаточно оригинальное определение возрастных границ групп населения, относящихся к разным категориям: в группу населения, называемую «дети», относятся в данном случае, например, лица, не достигшие 18 – летнего возраста; но с возраста 10 лет и до 19 лет, то есть, многие из этой когорты относятся и к категории «подростки», и к категории «молодежь», и к категории «молодые люди». С другой стороны, нужно еще поискать смысл в том, чтобы 10-летних и 24-х летних людей относить в одну возрастную группу.
Разумеется, наверняка у разработчиков данного подхода есть свое видение проблемы определения возрастных границ социально-демографической группы населения, которую мы называем молодежью. В то же время предложенный подход, на наш взгляд, еще раз показывает, что проблему отнесения человека в ту или иную возрастную группу, впрочем, так же, как и любую другую проблему, можно и нужно представить в единстве с целями и задачами этого отнесения
Под молодежью в настоящее время в соответствии с действующими нормативными документами РФ понимаются граждане в возрасте от 14 до 30 лет включительно, то есть социально активная часть населения, которая представляет собой наиболее перспективную часть наших граждан, желающих обеспечить реализацию своих интересов. Для этой социальной группы характерно: физиологическое взросление; завершение формирования личности; вступление на полноправной основе в основные сферы общественной жизни (экономику, политику, семейные отношения).
Под понятием «молодежь» подразумевается не просто социально-демографическая группа, а конкретная целостность, синтезирующая наиболее типичные свойства субъекта, при этом фактором, объединяющим молодежь в такую целостность выступает то, что у нее есть специфические, только ей присущие интересы и сегодняшние, и долговременные.
Молодёжь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает её от других групп населения. В то же время перед любым обществом стоит вопрос о необходимости минимизации издержек и потерь, которые несет страна из-за проблем, связанных с социализацией молодых людей и интеграцией их в единое экономическое, политическое и социокультурное пространство.
Немецкий социолог Карл Мангейм (1893—1947) определил, что молодёжь является своего рода резервом, выступающим на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам. Динамичные общества рано или поздно должны активизировать и даже организовывать их (ресурсы, которые в традиционном обществе не мобилизуются и не интегрируются, а часто подавляются).
Молодёжь, по мнению Мангейма, выполняет функцию оживляющего посредника социальной жизни; эта функция имеет своим важным элементом неполную включенность в статус общества. Этот параметр универсален и не ограничен ни местом, ни временем. Решающим фактором, который определяет возраст половой зрелости, является то, что в этом возрасте молодёжь вступает в общественную жизнь и в современном обществе впервые сталкивается с хаосом антагонистических оценок. [4]
Молодежь, как особая социальная группа постоянно находится в фокусе исследований социологов, поскольку, именно она является чутким индикатором происходящих перемен и определяет в целом потенциал развития общества. От того, насколько изучен мир ценностей современной молодежи, ее установки, жизненные планы, во многом зависит эффективность разрабатываемых мероприятий в области образования, в сфере труда и занятости.
Жизненный опыт каждого нового поколения отличается от опыта других поколений в силу изменения социальных условий, в которых этот опыт был приобретен.
В отечественном обществоведении долгое время молодежь не рассматривалась как самостоятельная социально-демографическая группа: выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления о классовой структуре общества, и противоречила официальной идеологической доктрине о его социально-политическом единстве. Одно дело говорить о молодежи как о составной части рабочего класса, колхозного крестьянства, советской интеллигенции, другое – признавать ее социальные особенности как некоей целостности. В этом усматривалось противопоставление молодежи другим социальным группам.
Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано в 1968 г. В.Т. Лисовским: «Молодежь-поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет». С возрастом поколение не утрачивает социальных черт, воспитанных эпохой. Позднее более полное определение было дано И.С. Коном: «Молодежь-социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств». [5]
Именно это определение впоследствии стало основным в социологии молодежи. «Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации».
Литература:
Большая Российская Энциклопедия М. 2014г.
Иконникова, С. H. На пороге гражданской зрелости: об активной жизненной позиции современного молодого человека / С. Н. Иконникова, В. Т. Лисовский. - Л.: Лен-издат, 1982г.
Ручкин Б. А. (сост.) Молодежь и инновационное развитие России / В. К. Криворученко, Б. Н. Гайдин — Сборник научных статей на основе материалов научных конференций. — М.: МосГУ, 2011г.
Радько Т.Н., Гребнев Л.С. Обществознание.Уч.пос.-М.:Проспект,2014г.
Солодова, Т.В. Психосоциальное исследование студенческой молодежи // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. - СПб., 2008г. - N 26(60)
Чупров В.И., Зубок Ю.А. Молодёжь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы. М., 2000г.
Чупров В. И., Зубок Ю. А., Уильямс К. Молодежь в обществе риска. М.: Наука, 2003г