Реалии современного российского общества ставят перед участниками образовательного процесса задачи, согласно которым молодому поколению необходимо научиться жить в поликультурном обществе, в мире и содружестве, понимании и толерантности.
В связи с участившимися случаями нетерпимости, различного рода конфликтами со стороны враждебно настроенных оппонентов, проблема толерантности стала широко обсуждаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. При этом нередки случаи выливания этих конфликтов в жестокие и кровавые столкновения.
По мнению многих ученых, подобная тенденция сопряжена с падением уровня терпимости друг к другу, жесткостью в отношениях, неумением конструктивно и тактично излагать свою позицию в различных вопросах, не задевая значимые аспекты жизни других людей.
В этой связи, мы предлагаем рассмотреть проблему формирования толерантности у студентов педагогического вуза.
Актуальность проблемы не столько в изучении толерантности, сколько в способах ее формирования.
Вопросам воспитания толерантности различных категорий учащихся, посвящено значительное количество исследований, тем не менее, проблема не теряет своей актуальности, и для эффективного функционирования толерантного воспитания студенческой молодежи сделано еще не все.
Толерантность не стала в полной мере объединяющей основой современного общества и средством, снижающим уровень идеологических противоречий. Поэтому, выявление современных тенденций профессиональной подготовки студентов педагогического вуза позволил обосновать необходимость толерантного воспитания на основе организованной досуговой деятельности.
Толерантное воспитание в системе высшего профессионального образования - это формирование у студентов позиции личности и общественно значимой деятельностной мотивации с учетом возрастного периода ранней юности; под «организацией толерантного воспитания» понимается целенаправленный процесс взаимодействия студентов, педагогов, социальных партнеров на основе культурологического подхода,) целью которого является ориентация на освоение ценностей культуры и норм социального партнерства; средового, нацеленного на воспитание толерантной личности через создание в вузе среды, позволяющей объединить студентов и преподавателей вуза, на основе организованной досуговой деятельности.
Рассмотрение внеаудиторной деятельности как социально-педагогической среды воспитания студентов позволяет считать её детерминирующим пространством развития толерантной личности будущего педагога, его профессионально-педагогической направленности. Дополнительный жизненный опыт, приобретенный в условиях внеаудиторной деятельности, связанный с успехами продуктивного, эффективного созидания и творчества, представляется как реальный конкретный процесс, который осуществляется в виде расширения диапазона саморазвития, самореализации и выступает значительным итогом.
Однако, результаты нашего исследования по проблеме организации досуга показали, что воспитательная ситуация, сложившаяся в современном педагогическом вузе мало способствует становлению субъективности студентов во внеучебной досуговой деятельности. Вместе с тем, недостаточно стимулируется и внеучебная исследовательская активность, не учитывается социальная ситуация развития, типичные характеристики возраста (противоречивость ценностных ориентаций, критичность и неустойчивость самооценки и уровня притязаний, стремление самостоятельно разобраться в различных вопросах и боязнь личной ответственности, инициативность, готовность к риску и определенный инфантилизм, интерес к морально-этической проблематике и т.д.).
Программа патриотического воспитания граждан РФ предусматривает активное участие молодежи в жизни общества. Поэтому, развивая такие личностные характеристики как потребность в самостоятельности, ответственность, необходимо перевести их на уровень толерантной, гражданской компетенции, столь значимой для личности в условиях демократического государства.
Очевидно и другое – чем интенсивнее через систему среднего профессионального образования мы начнем развивать у студентов активность, творчество, исследовательскую направленность, заинтересованность в общем успехе, тем быстрее будет осуществляться становление новой российской демократии.
Поэтому, организованная внеучебная деятельность является выражением целенаправленной воспитательной работы, соответствующими правами, возможностями и ответственностью.
Воспитательные ресурсы современного вуза уникальны, и позволяют точно и целесообразно выстроить организацию досуговой деятельности в контексте толерантных ценностей.
Можно выделить круг идей, доминирующих в организации и осуществлении досуговой деятельности:
- развитие толерантных отношений;
- организация активной внеучебной деятельности исследовательской направленности;
- стимулирование стремления к самосовершенствованию, саморазвитию, самовыражению;
-реализация гражданских прав, обязанностей, свобод и интересов студентов;
- определение приоритетов студенческой жизни вуза;
- развитие заинтересованности в общем успехе;
- воплощение идей сотрудничества, сопричастность к решению поставленных задач;
- апробация социальных ролей студентов и развитие конструктивного поведения.
Формирование толерантной культуры студента в нашем исследовании рассматривается через интеграцию интеллектуальных, этических, эстетических ценностей в контексте диалога культур на основе досуговой исследовательской деятельности. Это очень важно, так как чем больше студент узнает о других культурах, тем более тонко чувствует специфику своей национальной культуры, тем бережнее к ней относится.
Основная идея проведенного исследования заключается в том, что используя воспитательные возможности системы высшего профессионального образования, создавая определенную сетевую организацию взаимодействия внеучебной культурно-досуговой деятельности с элементами исследовательской направленности организовать в вузах процесс развития толерантности студентов.
Мы убеждены, что одной из основных функций культурно-досуговой деятельности является создание культурной образовательно- развивающей среды, организованной особым образом и предназначенной для включения личности в реальную, а не выдуманную среду.
Поэтому внеучебная деятельность студентов должна быть специально организованна с использованием потенциала культурно – досуговой деятельности, которую мы рассматриваем как многоуровневую систему взаимодействия личности с окружающим миром. Только такой подход поставит в центр воспитательной работы личность студента, его потребности, интересы и мотивы поведения. Существуют различные взгляды на определение социальных функций культурно-досуговой деятельности, такие как: накопление, хранение и распространение знаний, ценностей, норм; воспроизводство духовного процесса через поддержание принципа преемственности; коммуникативная функция, обеспечивающая реализацию принципа взаимодействия между участниками деятельности; социализирующая, обеспечивающая через создание структуры отношений, опосредованных культурными компонентами социализацию среды.
Названные функции культурно-досуговой деятельности тесно взаимосвязаны рассматриваемой деятельности выполняют несколько функций. В частности, потребность в совместном переживании значимых событий как общественной, так и частной жизни, в проявлении социальных чувств обеспечивают совместные подготовки к праздникам, мероприятиям стимулирующие вызревание общих чувств, позволяющие эстетизировать внешние формы их проявления. Оказывая влияние на внутренний мир и действия значительного числа людей, культурно-досуговая деятельность становится важным звеном социума. Поэтому воспитательное воздействие можно определить в следующих направлениях:
- ценностно- интегрирующее, направленное на выработку нравственных ценностей, идеалов, формирование вкусов, создание ценностно- ориентированного единого коллектива;
-эмоционально-интегрирующее, имеющее целью создание позитивного настроения, воспитание коллективистки моральных чувств формирование общего эмоционального отношения к окружающему миру;
- регулирующую (социального контроля), включающую в себя формирование общественного мнения, традиций, выработка и поддержание внутригрупповых моральных норм и т.д.;
-развивающую, направленную на развитие организаторских способностей в процессе работы над творческими проектами, создание творческих групп и т.д. Поэтому каждый участник выступает не только в роли объекта воспитания, но и субъекта творческой деятельности, выполняя при этом такие функции как: установление разнообразных отношений и общение с участниками творческого объединения, участие в художественно- творческой деятельности, развитие художественных способностей, выполнение общественных поручений и т.д.
Следовательно, можно утверждать, что культурно-досуговая деятельность является педагогическим процессом, который обусловлен спецификой досуга. Социальные функции культурно-досуговой деятельности рассматриваются в русле нашего исследования как обеспечение условий для творческой деятельности в образовательном учреждении и обеспечение эстетически организованной среды; обеспечение развития и сохранения культурного наследия; создание возможностей для вовлечения социальных партнеров в творчески активную жизнь; противоставление негативному воздействию различных неформальных объединений; налаживание взаимодействия и взаимопонимания не только между студентами вуза, но и между учащимися школ, студентами колледжа, преподавателями и учителями.
Проведенный нами анализ теоретической и методической литературы позволяет сделать вывод, что в современный период реформирования системы высшего профессионального образования особо востребованной должна быть педагогика сотрудничества. Следовательно, толерантное воспитание студентов будет эффективным и значимым только тогда, когда личность будущего педагога формируется в условиях творческого коллектива.