В настоящее время многое говорится о здоровьесбережении в школе. Значит, наболело; дети, как никогда, часто болеют, многие поступающие в первый класс уже нездоровы. Перед педагогами стоит сложная задача, многому научить, не навредить, а может быть и исправить.
Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры - есть совокупность различных приемов и методов обучения. Об одной из них я расскажу в этом докладе. Это методика использования хореографических приемов на уроках в начальной школе. Почему это стало актуальным? Потому что, те кто занимается искусством балета, или просто выполняет экзерсис (упражнения), как правило здоров и красив, строен, подтянут и бодр. Причем, при регулярных занятиях эти качества сохраняются до глубокой старости. То есть видны конкретные результаты. Сейчас человек стал больше заботиться о своем здоровье, более внимателен к себе, старается следить за своим питанием и насколько он активно проводит свое свободное время. Поэтому балет, bodyballet, хореография, stretching, как ничто другое, помогут достичь гармониии красоты тела и духа. Как говорил великий Пьер де Кубертен: «Возвышенный дух в развитом теле!»
Первое, на что нужно обратить внимание, - это индивидуальные особенности ребенка, на его строение и состояние здоровья. Второе – недопустимость чрезмерной изнуряющей физической и эмоциональной нагрузки во время занятий. Третье – благоприятная, дружественная, морально-психологическая атмосфера во время урока. Хореография опирается на комплексный подход в воспитании, помогает в развитии огромного творческого потенциала подрастающего поколения, не только в физическом плане, но в плане общей художественно-эстетической культуры. Не секрет, что многие родители приводят своих детей в балетную студию, чтобы исправить уже имеющиеся недостатки от рождения, например: устранить сутулость, выровнять позвоночник, подтянуть живот, добиться правильной осанки. И это - правильный ход , т.к. хореографические движения, действительно, помогают в достижении этих задач. Достаточно посмотреть на артистов балета и гимнастов. Формирование правильной осанки
Коррекция опорно-двигательного аппарата
Развитие природных данных
Развитие координации хореографических упражнений
Снятие мышечных зажимов
Развитие представления о пространстве и ориентация в нем
Поэтапное овладение детьми основ хореографии, свободной пластики в игровой, образно-ассоциативной, эмоционально окрашенной форме с опорой на разнообразный выразительный музыкальный материал
Совершенствование коммуникативного межличностного общения: ученик-учитель-класс-ансамбль-команда
Развитие позитивного, ассоциативного, творческого мышления, а также самостоятельного (регулятивного) осмысления
Главное условие в проведении хореографической здоровьесберегающей технологии – это регулярные занятия, доступность, поэтапность (от простого- к сложному, учет психо-физиологических и возрастных особенностей, индивидуальный подход, наглядность, сознательность, активность, результативность. С ориентацией на Здоровый Образ Жизни, хорошими уроками физкультуры, закаливанием, личной гигиеной, режимом питания и прогулок на свежем воздухе, верой в победу и позитивизм невозможно заболеть.
Одновременно с Общей Программой и Новыми Стандартами на уроках физической культуры в начальных классах с использованием хореографических приемов у детей укрепляются мышцы верхнего и нижнего плечевого пояса, рук и ног, пресса и спины, развивается сила и грация, гибкость и ловкость, координация и чувство темпо-ритма движений.
В основной части урока используются различные движения из мира балета, главным из которых является экзерсис (exerses фр.). Он бывает: на полу, стоя у шведской стенки и на середине зала. Для школьников достаточно выполнения на полу (par terre) и у станка. Упражнения на полу стимулируют сердечную и дыхательную систему. Различная амплитуда движений тренирует силу крупных мышц ног и всего корпуса. Упражнения на растяжение (stretching) тренируют гибкость и подвижность суставов. После сложных упражнений обязательно даются упражнения на релаксацию и вывод организма из состояния повышенной двигательной активности. В результате такой воспитательной работы дети усваивают: темп и ритм движения, осваивая музыкальный слух, ориентируются в линейном, круговом и диагональном пространстве, узнают базовый лексический материал: plie, battements, petit, grand, rond de jembe, porte de bras, releve, saute и др. А также учащиеся становятся более внимательными и коммуникативными.
Формируется красивая осанка, воспитываются волевые качества, появляется целеустремленность и настойчивость в достижении цели, проявляется характер и положительный настрой на успех, утверждается активная жизненная позиция. Чтобы все выше сказанное получилось, стоит потрудиться.
В заключении могу с уверенностью сказать, что занятия хореографией способствуют здоровьесбережению на уроках физической культуры в начальной школе, определяют актуальность и востребованность данного вида деятельности.