ЭТНИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ ПО УХОДУ ЗА БЕРЕМЕННЫМИ У ЛЕЗГИНОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ЭТНИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ ПО УХОДУ ЗА БЕРЕМЕННЫМИ У ЛЕЗГИНОВ

Балабина А.Ю. 1
1ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Пренатальная педагогика, как и другие науки, несет за собой культурно-исторические предпосылки становления. Наши предки придавали большое значение здоровью, спокойствию беременной женщины, не обременяя её лишней работой и остерегая от разных бед, чтобы внутриутробное развитие ребенка было наиболее благоприятным, и ребенок родился психически и физически здоровым.

Изучая традиции, обряды и опыт наших предков по отношению к беременной женщине и родовспоможению мы видим, что они несут за собой исторические предпосылки становления пренатальной педагогики как науки. Наиболее подробно ознакомимся с традициями и обрядами жителей Северного Кавказа на примере лезгинов.

Рождение ребенка, тем более первенца, считалось большим событием в семьях народностей лезгинской группы. Рождение его, особенно мальчика, несколько освобождало женщину от тяжелых обязанностей и давало ей заметные права. В честь рождения сына устраивали большой пир, в коем принимали участие все родственники, которые высказывали пожелания, чтобы в будущем «он имел много детей, долго жил и стал стариком». При рождении девочки желали, чтобы она была счастливой, стала бабушкой, но чтобы была последней.

Во время беременности женщина не пользовалась специальным уходом и продолжала вести обычный образ жизни до самых родов, освобождаясь лишь от тяжелой физической работы. Ее желание охотно выполняли. В суеверных семьях к одежде беременной пришивали талисманы «хайклы» - обереги. Роды происходили в комнате, на земляном полу, в самой примитивной обстановке. При родах ей помогала «генечи» (по-лезгински), «гана-баб» (по-табасарански) – бабка-повитуха. У части населения было распространено поверье, что беременную женщину окружают вереницы злых духов, старающихся погубить ее. Будучи бессильными оказать роженице реальную помощь, бабки-повитухи в трудных случаях прибегали к разного рода магическим средствам. Они развешивали в комнате роженицы «хайкелы» (амулеты), развязывали веник, надеясь этими приемами изгнать злые силы лезгины верили в существование злого духа «Ал-паб», который, якобы, приносил страдание роженице. При трудных родах стреляли из ружья. Рождение мальчика считалось большим событием в жизни семьи и всех сородичей. Новорожденного мыли, пеленали и только после этого клали к матери. После родов роженицу кормили специальной ритуальной пищей «хешил», а также халвой. Все родственницы и соседки приходили навещать роженицу и ребенка. Они приносили с собой угощение и подарки. По обычаю при родах жены муж уходил из дому. При рождении мальчика родственник или сельчанин торопился обрадовать отца ребенка. Первый, кто успевал сообщить о рождении сына отцу, получал от него деньги или даже целого барана. В честь новорожденного сына-первенца родители раздавали наиболее уважаемым родственницам подарки, а через три дня готовили национальные блюда и угощали гостей. На торжество приглашалась и бабка-повитуха, принимавшая роды, которую наделяли подарками, а родственницы новорожденного старались поддерживать с ней хорошие отношения. Первые несколько дней ребенок лежал в постели у матери. Когда мать поднималась и принималась за работу, ребенка пеленали и клали на спину в специальную детскую национальную люльку «кьеб». К люльке подвешивали «хайкелы» (амулеты) от «дурного глаза», под подушку клали нож, ножницы и т.д.

Имя ребенку давали через три дня по согласованию с родителями. Обычно называл имя пожилой уважаемый близкий родственник в честь какого-нибудь сородича, прежде всего деда, брата, бабушки, сестры. Этим, как полагали, восстанавливали в роде имя покойного сородича. Имена обычно выбирали мусульманские. Широко распространенными были: мужские – Магомед, Гасан, Али, Гусейн, Абдул, Митар, Ибрагим, Абумуслим, Багауддин, Касум, Рустам, Гаджи, Рамазан, Агакерим: женские – Фатима, Мина-ханум, Месере, Назли, Хадижат, Муминат, Сейбат, Гульсум, Суна, Фарида. Кроме мусульманских, давались имена, заимствованные из окружающей природы, растительного и животного мира. Имена эти, пожалуй, самые древние и исконные. В домусульманскую эпоху они были преобладающими среди народностей лезгинской группы. К ним относятся: мужские – Самур (река), Табасаран (область), Гухмазкала (крепость), Аслан (лев), Гафлан (леопард): женские – Гюль (цветок), Беневше (фиалка), Гюльпери (фея цветов), Къизильгюль (красная роза), Жавагьир (драгоценный камень), Алмаз, Шекер (сахар), Гюльриан (пряный цветок) и т.д. Лезгины из сел. Куруш в период зимней откочевки с семьями в Азербайджан, давали рожденным в пути детям имена, соответствующие названиям мест, через которые проходили: Ширван (Северный Азербайджан), Даглар (гора), Шахнабат (река и вершина), Гюльнабат (альпийский цветок) и т.д. При болезни ребенка родители иногда меняли его имя, для того, чтобы «чинеры» («злые духи», которые по поверью приносили болезни, перестали узнавать ребенка – и совершали над ним различные магические действия. Материнское молоко ребенок получал до 2-3 лет, но прикармливать его начинали через два-три месяца после рождения цельным молоком, хлебом, халвой, а после прорезывания зубов – мясом.

Таким образом, мы видим, что есть множество интересных традиций, заслуживающих внимания. Многие из них являются общими для различных стран и народностей. Некоторые встречаются только в определенной местности и поражают своей оригинальностью. Но все традиции и обычаи, как и культуру других народов, необходимо чтить и уважать.

Просмотров работы: 1344